Построить канал, соединяющий Каспийское море с Азово-Черноморским бассейном, планировали еще в 1930-е, но реализовать идею в полной мере не удалось из-за начала Великой Отечественной.
Выбор пал на другой вариант — Волго-Донской канал. Однако про изначальный проект не забыли. И вот, теперь для него настало самое время.
Что представляет собой канал «Евразия», почему он выгоден России и другим странам?
Инициатива Казахстана
О проекте всерьез заговорили в 2007 году, когда на Петербургском международном форуме эту тему поднял президент Казахстана Нурсултан Назарбаев:
«Регион Центральной Азии, Прикаспия богат энергетическими ресурсами, но эти ресурсы надо доставить на мировые рынки, поэтому мы нуждаемся в различных маршрутах. Знаковым проектом в связи с этим я считаю строительство канала "Евразия", который стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию» (источник: «Коммерсант»).
Это заявление поддержал Владимир Путин. Однако РФ всё еще старалась поладить с Западом, которому такой канал невыгоден, ведь он может составить конкуренцию Суэцкому и стать главным логистическим маршрутом для Китая. Казахстан же через «Евразию» смог бы напрямую экспортировать нефть, которую нынче поставляет через Россию, да еще и получать с Пекина деньги за транзит товаров.
А Россия за счет этого канала усилит экономическое и политическое влияние.
Чем «Евразия» лучше Волго-Дона
Потребность в «Евразии» просто колоссальная. Так, у РФ есть стратегическая необходимость быстро перебрасывать флот между Каспием и Черным морем. Недавно на такую операцию понадобилось 10 суток, из которых половина ушла на преодоление 13 шлюзов на Волго-Доне.
Волго-Донской канал был построен в 1952 году, и тогда он стал бюджетной альтернативой «Евразии». Но сейчас он стал попросту слишком мал: пропускная способность составляет до 16,5 млн т в год, а грузоподъемность судов, которые могут проходить по каналу, — до 7 тыс. т.
«Евразия» обеспечит пропускную способность в 45 млн т в год с судами грузоподъемностью более 20 тыс. т. Протяженность канала составит около 650-800 км. И сейчас РФ может идею воплотить, тем более, что база уже имеется.
Страна Советов провела Кумо-Манычский канал, который соединяет реку Кума Каспийского бассейна с рекой Восточный Маныч, пересыхающей вблизи Каспия. Это уже значительная часть будущей «Евразии». И даже проект грандиозного канала готов. Так что никаких ограничений нет, а 500 млрд рублей инвестиций — не такая уж немыслимая сумма, тем более, что можно и частных инвесторов привлечь. Россия реализует десятки таких проектов, у некоторых стоимость и до 1+ трлн доходит.
Срок окупаемости оценивают в минимум 11 лет. Однако «Евразия» станет спасением сразу для нескольких стран.
Участившиеся случаи ограничения каналов вынудили нас заняться поиском альтернативных площадок. Канал про Космос мы уже перенесли в приложение SFERA. А скоро в SFERA появится и сервис для статей. Скачать мобильное приложение SFERA:
Простор для огромных судов
Интерес к проекту проявляют в Китае и Иране. Китайцы хотят с максимальной выгодой выводить товары на мировой рынок, а подсанкционному Тегерану нужен стабильный логистический маршрут для экспорта нефти.
«Иран более 8 лет ждал решения России по проекту. А потом, устав от ожидания, с 2019 года приступил к строительству судоходного канала по своей территории Каспийское море — Персидский залив», — сказал dagpravda.ru президент корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан» Гаджи Гаджиев.
По «Евразии», в отличие от Волго-Дона, могут проходить крупные контейнеровозы вроде «Панамакса» шириной более 30 м и вместительностью в 5000 контейнеров, а это уже позволяет перевозить большое количество грузов.
Россия готова достать из-под сукна этот проект, и интерес у иностранных инвесторов к нему есть, — остается принять политическое решение.
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.