Между Россией, Белоруссией и западными странами состоялся крупнейший обмен заключенными со времен холодной войны, пишет Süddeutsche Zeitung.
Ключевой фигурой сделки автор статьи считает Вадима Красикова. Его освобождение нелегко далось канцлеру Шольцу.
В этот четверг в Турции состоялся крупный обмен заключенными между Россией, США, Германией и другими европейскими государствами. В результате крупнейшего со времен холодной войны обмена были освобождены 26 человек. Среди них — репортер Wall Street Journal Эван Гершкович, находившийся в российской тюрьме, и бывший морской пехотинец США Пол Уилан. Россиянин Вадим Красиков, приговоренный к пожизненному заключению в декабре 2021 года за заказное убийство в берлинском парке Тиргартен, также стал участником сделки. Обмен заключенными произошел в аэропорту Анкары, как утверждается, при координации турецких спецслужб.
По данным администрации президента Турции, всего в обмене участвовали 26 человек, которые находились в тюрьмах России, США, Германии и трех других западных странах. В Германию были переданы 13 человек, в США — три, а в Россию — десять, в том числе двое несовершеннолетних. Президент США Джо Байден в своем письменном заявлении сообщил: "Мы провели переговоры об освобождении 16 человек из России, в том числе пятерых немцев и семерых российских граждан, которые являлись политическими заключенными в своей собственной стране".
Канцлер Шольц подчеркнул, что к решению о высылке на родину убийцы, приговоренного к пожизненному заключению и отбывшему в тюрьме лишь несколько лет, федеральное правительство отнеслось весьма серьезно. Политик от СДПГ заявил в аэропорту Кельн-Бонн, что это решение было "принято совместно соответствующими министерствами и правящей коалицией после тщательных консультаций и рассмотрения". Шольц прервал свой отпуск, чтобы поздним вечером встретить в аэропорту некоторых освобожденных заключенных.
Шольц также заявил об обязанности защищать немецких граждан и продемонстрировал солидарность с США.
Официальный представитель федерального правительства Германии ранее заявил, что в тесном и доверительном сотрудничестве с Соединенными Штатами и европейскими партнерами удалось добиться освобождения 15 человек, "незаконно заключенных в России, а также гражданина Германии, приговоренного к смертной казни в Белоруссии". Это стало возможным только благодаря освобождению из европейских тюрем и передаче в Россию российских граждан, имевших отношение к разведке. Красиков был одним из них.
Правительство Германии отнеслось к этому решению без легкомыслия, отмечает официальный представитель правительства
В последние дни сообщения о скором обмене пленными уже начинали поступать. Кремль никак не комментировал соответствующие вопросы журналистов. Однако спекуляции усилились, когда на этой неделе из разных исправительных учреждений были одновременно переведены несколько известных политических заключенных, в том числе правозащитник Олег Орлов* и оппозиционный политик Илья Яшин*. Также на этой неделе был помилован немец в Белоруссии. Рико К. был приговорен к смертной казни за совершение террористического акта, но во вторник президент Александр Лукашенко отменил этот приговор.
Это только усилило слухи о возможном обмене, который уже несколько недель обсуждался и в России. Кроме того, всего две недели назад в Екатеринбурге был вынесен приговор американскому журналисту Гершковичу, причем это произошло раньше, чем ожидалось. Приговор всегда рассматривался как обязательное условие для возможной сделки. Американский журналист — один из самых известных людей среди освобожденных. До вынесения приговора он работал корреспондентом Wall Street Journal в России. И газета, и правительство США, и сам журналист всегда отвергали выдвинутые против него обвинения как необоснованные.
Освобождение Вадима Красикова, вероятно, стало решающим условием сделки
Впрочем, решающее значение для реализации обмена, скорее всего, сыграло другое личное обстоятельство: в ходе переговоров между странами-участницами уже на ранних этапах стало очевидно, что без Вадима Красикова сделка невозможна. Немецкие и американские спецслужбы пришли к единому мнению, что вернуть так называемого убийцу из Тиргартена домой в Москву — первоочередная задача лично для президента России Владимира Путина. Хотя бы для того, чтобы дать понять всем другим разведчикам и даже заказным убийцам, что Россия никогда их не забудет и добьется их освобождения.
Администрация США в конфиденциальном порядке связалась с немецким правительством, чтобы узнать, возможен ли обмен осужденного "убийцы из Тиргартена". Поначалу немецкие чиновники колебались: в конце концов, Красиков — убийца, приговоренный к пожизненному заключению в декабре 2021 года и отбывший лишь малую часть срока. Также обсуждалось, не стоит ли придержать Красикова для заключения собственной сделки. Ведь Россия может в любой момент арестовать немецкого журналиста — и тогда Красиков понадобится им самим. Политически мотивированные аресты — по сути, захват заложников — грязное дело. Многие федеральные правительства уже сталкивались с этим, а самым страшным нарушителем на протяжении десятилетий был Иран. Эта страна уже вела переговоры о политических уступках или обходе санкций ради освобождения немецких граждан. Некоторые представители немецкого правительства опасаются, что Россия может прибегнуть к аналогичным методам.
Мысль о том, может ли Алексей Навальный**, который в то время находился в российской тюрьме, также стать частью программы обмена, вызывала разногласия на протяжении года. Дело критиковавшего режим Алексея Навального*, который был отравлен в России, успешно вылечился в Германии, а затем добровольно вернулся в Россию, привело к самым серьезным на сегодняшний день потрясениям в германо-российских отношениях (российские официальные лица отвергают обвинения в отравлении. — Прим. ИноСМИ). В министерствах внутренних дел и иностранных дел возникли вопросы о том, что Навального** уже однажды спасли, а затем он добровольно решил отправиться в Россию. Что если он решит сделать это снова после освобождения? И, прежде всего, какой сигнал подаст обмен несправедливо заключенного политика на убийцу? В конце концов, осужденный умер в заключении в феврале этого года. Руководители западных спецслужб — в том числе те, кто непосредственно участвовал в обсуждении возможного обмена, — узнали об этом во время обеда на Мюнхенской конференции по безопасности.
Представители правящих кругов Турции в этот четверг могли гордиться своей геополитической ролью и особенно тем, что президент Реджеп Тайип Эрдоган общается и с Россией, и с Украиной. Он заявил, что доверяет России так же, как и своему партнеру по НАТО, США. Благодаря своим связям с обеими сторонами Турция теперь, вероятно, играет важную роль в обмене пленными между Москвой и Западом.
Эрдоган недавно безуспешно пытался добиться заключения новой зерновой сделки между Киевом и Москвой и был разочарован тем, что не сыграл никакой роли в переговорах между Израилем и ХАМАС. Поэтому для него обмен в Турции, безусловно, является политическим успехом.
Авторы: Доминик Фюрст (Dominik Fürst), Рафаэль Гайгер (Raphael Geiger), Силке Бигальке (Silke Bigalke), Георг Масколо (Georg Mascolo).
*Включен в перечень иноагентов Минюста.
**Включен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
Свежие комментарии