Наконец-то, то что ждали многие в конце-концов произошло - скромную серию из около 80 истребителей Су-57 решили существенно увеличить.
И это касается не только этих самолётов. Почему так произошло, сколько машин окажется в Воздушно-Космических Силах в итоге, а также неочевидные выводы - обо всём этом постараюсь рассказать в этой статье.
И хотелось бы начать с того, что в последнее время всё чаще появляются материалы о недостаточном количестве истребителей в составе наших вооружённых сил. Не только Су-57, а вообще. Предположительно, их недостаточно для противостояния коллективному Западу. Не будем углубляться в эту тему, так как можно утонуть в дебрях сравнений между разными компонентами вооружённых сил, подходами и концепциями. Но скажу только, что частично с этим заявлением можно согласиться - ВКС определённо нуждаются в усилении. И не только для проведения воздушных боёв с превосходящими противниками, но и для обеспечения сильной и надёжной противовоздушной обороны. Нужно привести баланс в сторону зенитных комплексов. Каким-то образом, этот вопрос уже решается и недавно стало известно, что ВКС серьёзно отходят от изначального плана поставок новых самолётов в пользу их численного увеличения. Но основной новостью недели можно считать следующее - заказ на многоцелевые истребители пятого поколения вырос примерно вдвое, и это уже значительные цифры.
Чтобы понять, что происходит, нужно углубиться в суть проблемы. Изначально Су-57 не планировался, как основной самолёт ВКС - его задачи были узко-специализированы и сводились к проведению скрытых, но эффективных ударов. Кроме того, было заметное ограничение - машины пятого поколения очень требовательны к обслуживанию, включая покрытие, чтобы не потерять свои характеристики. В общем, сначала нужно привыкнуть к этим самолетам, наладить работу с ними, иначе мы получим очень дорогую, но бесполезную игрушку. И для ВПК такое распределение нагрузки минимально нагружает - ожидалось, что в среднем годовая поставка составит от 5 до 7 машин.
Этот процесс был запланирован до 2030 года, после чего заказ на Су-35С и Су-30СМ полностью переключится на Су-57.
Меняющийся мир уже не такой устойчивый, как был пять лет назад, и теперь нам пришлось отказаться от первоначальных планов. Кроме того, Су-57 оказался намного более эффективным, чем ожидалось - его скрытность превзошла ожидания экспертов. Никто не отрицал уменьшение радиолокационной заметности, но то, что она достигла самого высокого уровня, стало сюрпризом - каждая атака Су-57 была полной неожиданностью. Так что решение закупить более 150 самолётов до 2030 года было ожидаемым. Но здесь есть маленькое «но» - до сих пор ВКС использовали Су-57 с двигателями первого этапа. Лучше читать о них отдельно, но коротко говоря, они едва соответствуют уровню пятого поколения. По основным характеристикам они вполне подходят, но отстают в технологии «Стелс». Однако уже в следующей партии истребителей в 2024 году этот нюанс будет исправлен - все новые самолёты будут оснащены двигателями второго поколения, что значительно снизит их тепловую и радиолокационную заметность.
Однако Су-57 - это только верхушка айсберга, хотя и самая яркая. Не секрет, что основная работа лежит на плечах "рабочих лошадок" ВКС - таких, как Су-35С, Су-30СМ2 и в большей степени Су-34. Последний пашет без передышки, а также проходит постоянную модернизацию. Примером этого является расширение арсенала Су-34 с помощью "Кинжалов" и планирующих модулей, что привело к настоящей революции. Есть несколько деталей, которые стоит отметить:
Во-первых, данные свидетельствуют о том, что большая часть электронной начинки отечественная. Это означает, что намного меньше зависимости от внешних поставок и появление большой серии - использование планирующих модулей достигло высокого уровня, позволяющего выпускать их даже по несколько десятков в день.Во-вторых, проводятся работы по увеличению дальности полета. Уже сейчас она превосходит американские аналоги и достигает 85 километров (в лучшем случае), но этого все равно недостаточно. Особенно если враг имеет мощные ЗРК.
Проблема заключается в том, что носитель модуля летит высоко, чтобы пройти как можно большее расстояние, из-за чего он является легко видимым на радарах. Поэтому если модуль сможет преодолеть сто или более километров, это серьёзно повлияет на сохранность нашей авиации в целом. Всё это очевидно, и поэтому дополнительный заказ был сделан не только на Су-57, но и на все другие самолёты, находящиеся в строю ВКС. Разумеется точных данных об этом нет, но ожидается увеличение на 50-70 процентов в соответствии с проводимой реформой ВС РФ.
ЧТО С ТОГО:
В результате можно сказать, что все вышеперечисленное было ожидаемым шагом, хотя акцент на Су-57 вызывает удивление во всей этой истории. Скорее всего, эта новинка оказалась результативным проектом, способным наносить незаметные и очень ощутимые удары. Более того, в воздушных боях у него пока нет равных - мощный радар вместе с полным арсеналом дальнобойных ракет позволяет сбивать любые воздушные аппараты противников, даже не заходя в его воздушное пространство. Кстати, увеличение серии - это не пустые слова, уже в этом году было поставлено более 10 Су-57, что почти вдвое превышает первоначальные планы.
В целом, такой подход очень разумный - нужно здраво оценивать свои силы, к тому же вышеназванные самолёты являются надёжной страховкой от неудач. Конечно, критики хотели бы иметь истребители пятого поколения на каждом углу, но так не бывает - к сожалению, мы не можем взять кредит на полмира, чтобы он оплатил наш истребитель, который, к тому же, явно не стоит своих денег. Итак, до 2030 года по исходному плану планировалось поставить всего 76 самолетов, что, конечно, недостаточно для создания серьезного противовеса Западу, но достаточно для плавного и безболезненного перехода.
Свежие комментарии