Легендарный путь "из варяг в греки" проходил по территории 47-го региона.
Этот водный путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию имел важное значение с начала X века до середины XIII века.
К описанию варяжского пути у исследователей много вопросов. Есть версии, что в северной части путей было три. В Лаврентьевской летописи упомянут один, который проходил через Ильмень, Волхов, Ладогу (Великое Нево) и, как считают современники, через Неву выходил в Балтийское море (Варяжское).
Рассмотрим не весь маршрут, а его часть, проходившую по территории современной Лениградской области, конкретно интересует участок по Неве, вот как он описан в Лаврентьевской летописи:
.. потечеть волховъ и вътечеть в озеро великоє нево . [и] того ѡзера внидеть оустьє в море варѧжьскоє.
Смущает отсутствие Невы в "путеводителе". Весь путь, в принципе, описан скудно, например, нет информации, где проходил волок из Днепра в Ловать, чтобы попасть в Ильмень. Если бы в описании пути был просто указан переход из озера Нево в море Варяжское, можно списать отсутствие Невы на краткость изложения, но там, где должна быть упомянута река, вставляется оустьє. Этому казусу с устьем дают следующее объяснение:
В старину река Нева и Ладожское озеро не имели раздельного наименования и у разных народностей назывались одним словом
Вот так народы, населявшие Приневье, сговорились, чтобы запутать торговцев. Есть еще такое объяснение:
Нева не река, а протока, она вытекает из озера, не имеет устья, поэтому не упоминается.
Но Волхов, как и Нева, тоже вытекает из озера и это не лишает его статуса реки. Волга, например, в верховье проходит через 6 озер, с ее истоком вообще не все так просто.
Справка: река Нева – четвертая по величине река в Европе по среднему расходу воды (после Волги, Дуная и Рейна)
Если не принимать во внимание бредовое объяснение с протокой и признать, что в летописи путь описан верно, то почему Нева не упомянута или как еще, если не по Неве, суда из Ладоги попадали в Балтику?
Может Невы, той, которую мы знаем сейчас, тогда еще не было, а на её месте, например, были озера, соединяющиеся протоками?
Ниже фотография медали, отчеканенной при Екатерине II. Медаль подлинная, выпущена в 1796 году, называется "В память властвования над двумя странами" и посвящена приходу Рюрика на Русь, т.е. отсылает нас к временам X века. На реверсе медали изображена карта, где вместо Невы почему-то выделены озера Невские!
Подробнее о медали в статье:
Нева действительно река-загадка, она проходит по руслам двух древних рек – Мги и Тосны, а каких-то 10 000 лет назад на ее месте был пролив. Видимо, эти факторы не дают точно определиться с возрастом реки.
Ранее считалось, что Нева сформировалась 4000 лет назад, позже ее омолодили на 1000 лет, а XXI веке геологи НИИ Карпинского (бывший ВСЕГЕИ) сдвинули дату до 2500 лет назад. Каждое новое исследование уменьшает возраст Невы.
Есть и другие смелые версии, например, палеогеограф Д.Д. Квасов, рассматривал промежуток формирования реки от 2300 до 1200 лет назад, а математик Федотов В.П. – XIII век.
До наших дней не дошли оригинальные тексты летописей, мы имеем поздние копии. Лаврентьевская летопись, упомянутая вначале, тоже является перепиской раннего текста, сделанная монахом Лаврентием и датирована им 20-м марта 1377 г.
При переписке летописи правились, дополнялись датами. Правки вносились и в Лаврентьевскую летопись, но Нева так и не попала в описание варяжского пути, при том, что на её берегах к этому времени произошло несколько исторических событий.
Довольно странно опустить в описании важного многовекового торгового маршрута участок по Неве, только если он действительно там не проходил. Если река существовала, может она была несудоходна?
Если не брать во внимание все конспирологические теории о формировании реки и остановиться на том, что Нева уже точно была во времена "пути из варяг в греки", есть еще одно объяснение, почему география маршрута могла проходить не через Неву – это Невские (Пелльские, Ивановские) пороги, которые долгое время мешали судоходству.
Вот что по этому поводу говорили ладожане в начале 18 века:
От порогу до города Канец 25 верст: путь свободный с знатцами ж, а без них невозможно, потому, что в редких местах есть камень под водою.
Ивановские пороги – так называется участок Невы от деревни Островки до деревни Пороги. Самое узкое место у реки Святка - 210 метров. Здесь бурный поток (стремнина) вырывается из сужения и устремляется к правому берегу, где встречает каменистую отмель и круто поворачивает на юг к левому берегу, а затем широко разливается (до 1000 м) у устья реки Тосны.
Посередине расширения находится обширная каменистая отмель – Ивановская луда, а у правого берега – Большепорожская луда. На данном участке Невы неоднократно происходили происшествия, иногда с жертвами.
В 1876 году на Невских порогах затонул пароход «Лоцман». В начале июля 1892 года на подводный камень налетел пароход «Валаамо». Несмотря на то, что подводные препятствия были отмечены, капитан не сразу разглядел их в тумане, а остановить пароход не удалось из-за сильного течения. От удара пароход дал течь, к счастью он шел не один и к нему пришли на помощь.
30 апреля 1902 года в этом месте потерпел крушение пароход «Рыбка» со 197 пассажирами на борту. Судно наскочило на подводный камень, получило пробоину и накренилось, в холодную воду упало несколько пассажиров, не всех удалось спасти.
В 1910 году здесь затонул пароход «Нева», в августе 1911 года от удара о камни потерял рулевое управление буксирный пароход купца Забелина. К счастью место обжитое, на помощь всегда приходили быстро.
Сегодня Невские пороги таковыми не являются, они окончательно ликвидированы в 1930-х годах. В 1973-1978 годы провели большой объём взрывных и дноуглубительных работ, срезав каменную мель. Фарватер был значительно расширен и углублен, скорость течения реки на этом участке снизилась до 4 м/c (14-15 км/ч). Но это место по-прежнему остается опасным, ЧП случаются и в наше время.
10 октября 1999 года нефтерудовоз-7 врезался в подводную каменную отмель, получило пробоины и сел на мель. В 2018 году сели на мель сухогруз «Кузьма Минин» и рыболовецкое судно «Поньгома», в 2020 году Нефтерудовоз 58М. Это несколько примеров речных пришествий на Невских порогах, все они происходили по причине отклонения от фарватера.
В петровские времена все было еще хуже. Путь до Петербурга был настолько сложен, что суда-барки для поставки грузов в Петербург делали "одноразовыми", по прибытию их разбирали на дрова, потому что вернуться (подняться по Неве) было накладно.
Проблемой порогов занимались с основания города. Например, сам Петр предложил использовать механизм, колесо которого приводилось в движение течением реки, на колесо наматывались канаты, тянувшие галиот вверх по течению. Но процесс преодоления порога таким способом был дорог и сильно затягивался, т.к. суда, поднимавшиеся вверх по реке, должны были разгружаться до порогов, пройти их и загрузится после них. Груз преодолевал участок на "конной тяге", для этого была организована коноводская станция.
В 1721 году Б. Х. Миних предлагал у берегов Невы забить в дно поперечные сваи с заполнением камнями между ними, оградив этим опасные места и повысив уровень воды в реке.
На «Чертеже Невских порогов и нового канала» от 1722 года на левом берегу Невы, на мысе реки Святки, обозначен проект канала со шлюзом и крепости с бастионами. Вопрос строительства обходного канала поднимался еще и в 1765 году. Проект не был реализован, ограничивались обустройством бечевника по берегам и расчисткой фарватера в 1718 (?) и 1756 годах.
В 1820 году на порогах подорвали большие камни, разбили самый опасный «Маслов камень», сделали подводный Пеллинский канал длиной 196 саж. и шириной 10 саж. Следующая расчистка с подрывами камней проводилась в 1913 году. Затем, как уже упоминалось ранее, в 1930-х и 1970-х годах.
За два века пороги прилично расчистили, сложно представить, как в древности, груженые добром суда, ходили этим путем. Если спуститься по реке еще можно было со знатцами, то как поднимались по реке?
Теоретически, новгородская ладья способна преодолеть встречное течение на порогах. При хорошем ветре она могла развить скорость до 20 км/час, но до расширения фарватера скорость течения у Святок могла быть больше, близкой к максимальным возможностям ладьи.
Торговым судам нужно было преодолеть сильное течение при риске быть отброшенными на камни и потерять судно с товаром – безопаснее тащить суда волоком, однако следов волока на этом участке не обнаружено (надо признать, что район сильно застроен, следы могли быть уничтожены).
Учитывая, что на этом участке суда регулярно налетали на камни, следы древних катастроф должны были остаться на дне, и опять нет никаких свидетельств о находках X-XIII веков, из найденного упоминаются только предметы второй половины XVII (не оф. источник).
Вспоминается еще одно интересное событие XIII века – битва дружины Александра Ярославича (Невского) со шведами в устье Ижоры, т.е. на Неве. Примечательно событие тем, что Александр, получив известие о входе в Неву шведских судов, сначала сходил в Ладогу за подмогой (или отправил гонцов и соединился с ладожанами на реке Тосна у Никольского, где речку можно легко перейти, сейчас здесь установлен памятный камень) и только потом двинулся встречать "гостей".
Князь Александр не боялся разминуться со шведами, не боялся, что те поднимутся по Неве и дойдут до Ладоги, дружина которой присоединилась к князю. Войско Александра двинулось дорогами вдоль Тосны к Неве, а затем берегом Невы к устью Ижоры. Получается он знал, что шведы никуда не денутся и шел им навстречу по единственному возможному водному пути.
Что касается шведов, историки дают следующее объяснение, почему они не двинулись дальше – хотели закрепиться в устье Ижоры и основать здесь крепость. Только вот расположение шведской крепости на левом берегу Невы не очень удачная идея, место больше подходит для защиты новгородских рубежей. Шведы не были так глупы, поэтому стремились укрепиться на правом берегу – Ландскрона, Ниеншанц.
Еще можно вспомнить Синодальный список Новгородской летописи, согласно которому шведы планировали захватить Ладогу, а затем Новгород, а для этого им надо было подняться по Неве. Действительно, зачем тратить время, рисковать, строя крепость под носом у новгородцев, если её (Ладога) можно захватить?
В летописях, описывающих битву на Неве, нет никаких упоминаний, что шведы затеяли строительство, они не стремились обустроится на берегу, отдыхали на кораблях, а ведь с момента обнаружения интервентов до битвы прошел не один день – гонец морской стражи должен добраться до Новгорода, из Новгорода должны послать в Ладогу, дружины из Ладоги и Новгорода должны объединиться и совместно выдвинуться к устью Ижоры.
Скорее всего шведам не удалось преодолеть встречное течение Невы на порогах, а остановились у Ижоры, потому что с этого места хорошо просматривается Нева в сторону Тосны, и соответственно, появление кораблей противника не стало бы для них неожиданностью. Поход шведов мог являться разведкой местности, поиском новых путей нападения.
Итак, если Нева была непроходимой для судов, где же тогда мог пролегать торговый путь? Еще раз обратимся к Несторовской и Лаврентьевской летописям:
... ипотечеть волховъ и вътечеть в озеро великоє нево . [и] того ѡзера внидеть оустьє в море варѧжьскоє.
По современному звучит так:
... вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское.
Источник перевода: «Лаврентьевская летопись. 1377 г. Электронное представление рукописного памятника» РНБ.
Обратите внимание: устье того озера впадает в море Варяжское!
Слово устье совсем недавно имело два значения:
- место впадения реки в другую реку, озеро или иной водоём;
- начало течения реки, если она вытекала из озера, т.е. её исток, верховье.
Таким образом река могла иметь два устья – верхнее и нижнее, такое употребление обозначений начала и конца реки встречается в 18 веке, например, в "Сказах Ладожан" (описание пути по Неве):
.... Невским устьем с правой стороны мимо Орешка....
У крепости Орешек река Нева начинается. Обратите внимание, слово устье употребляется без дополнительного признака (верхнее).
От Канец до Невского нижнего устья до моря 7 верст
А здесь уже употребляется словосочетание нижнее устье. Получается, что устье – это обозначение места, где один водоем сменяется на другой.
В летописи конкретно говориться об устье озера Нево впадающего (внидеть - входить) в Варяжское море. В таком случае могло иметься ввиду место стока озера в море, т.е. пролив.
На пролив, его остатки, осторожно намекает историк Столпянский Пётр Николаевич (1872-1938), в сочинении "Вверх по Неве от Санкт-Петербурга до Шлюшина":
Надо полагать в этом выражении летописца отголосок старинных уже и для Нестора преданий, хотя и нет никакого сомнения, что и во времена Нестора Нева была несравненно короче и шире настоящей, а потому и не получила настоящего прозвища, а именовалась просто-напросто устьем великого озера Нево...
Столпянский считает, что Нева в те далекие времена могла быть подобна проливу, однако, устьем озера Нево (проливом) могло быть место, где сегодня протекает река Вуокса.
География северной части Карельского перешейка тысячу лет назад могла быть совсем другой. Вполне возможно, что здесь было подобие пролива с островами и шхерами.
Еще каких-то 150 лет назад Вуоксинская озерно-речная система была полноводнее. В мае 1818 года в результате внезапного прорыва вод озера Суванто (Суходольского) образовалась река Бурная. Уровень Суванто понизился на 11 м, а дно обнажилось на площади более 5000 га.
Протока, вытекавшая из озера Суванто в Вуоксу полностью пересохла. Сама Вуокса потекла вспять и стала впадать в Ладогу. Многочисленные озера Карельского перешейка резко понизили свой уровень и обмелели.
Дальнейшее искусственное увеличение проточности на участке Вуокса – Суванто в 1857 г. и с образованием Лосевской протоки также привело к изменениям гидрографии и ландшафта Карельского перешейка. Многочисленные озера понизили уровень, обмелели и сократили размер акваторий.
С начала XIX века по замерам на 1983 год площадь озера Суходольского уменьшилась на 32,4 %, оз. Балахановского – на 59,5 %, оз. Ракового – на 88,6 %, десятки мелких озер исчезли.
Источник: История формирования Ладожского озера и его соединения с Балтийским морем.
В X-XIII веках бассейн Вуоксы мог быть еще полноводнее, чем до природных катастроф XIX века. Сегодня известно, что север Балтики поднимается, а юг опускается. Карельский перешеек (бассейн Вуоксы) попадает в зону подъема.
Поднятие суши длится уже не одну тысячу лет, этот процесс стал причиной исчезновения Хейниокского пролива, существовавшего более 10000 лет назад. Со временем на его месте сформировалась система озер и протоков.
Кстати, в идрографии* название Нево объясняется как море или залив. То ли озеро большое, как море, то ли озеро было частью моря...
* Древняя российская идрография – описание Московскаго государства, рек, протоков, озер, кладязей, и какие по них городы и урочища, и на каком оныя разстоянии. 1627 г.
Но даже если не заглядывать так далеко, уже по картам XIX века понятно, что по Вуоксе должен был проходить водный путь и видимо он был важнее, чем по Неве или был единственным – именно на Вуоксе поставили первые крепости, и как полагается, на торговом пути росли города :
- Выборг и Выборгский замок – считается, что основан шведами в 1293, но ранее здесь был острог, контролировавший путь из залива по Вуоксе в Ладогу, а по летописям еще известен город Выбор, заложенный в IX веке Гостомыслом и археологические находки указывают на существовании здесь поселения уже в XI-XII вв.
- Тиверский городок – укреплённое поселение на Вуохтинском водном пути. Могло быть основано на рубеже X–XI веков. До XIV века Тиверск был одной из лучших крепостей в регионе. Уничтожен в 1411 году при набеге шведов. До обмеления Вуоксы городище находилось на острове.
- Крепость Корела – поселение впервые упоминания в Новгородской летописи в 1143 г. Корела стоит на выходе в Ладогу (Кексгольм/Приозерск).
На истоке Невы крепость Орешек закладывается только в 1323 году князем Юрием Даниловичем. Кажется странным такое запоздание, если только в наличии крепости не было необходимости, а необходимость назрела когда шведские корабли стали проникать в Ладогу через Неву – первые такие упоминания приходятся на 1283-1284 года.
Нет крепости в районе Ивановских порогов. Нева здесь узкая, место сложное, суда – легкая добыча, здесь же можно было бы нанимать знатцов. Может и не было ничего, потому что не плавал по тут никто. В петровские времена, когда через пороги пошло судоходство, здесь расположился артиллерийский гарнизон и земляная крепость.
Поселения на Неве были, но из городов только Ниен, основанный намного позже – в 1611 году, рядом с крепостью Ниеншанс. Какой-то безлюдный торговый путь получается.
Впрочем, то, что через Вуоксу тоже проходил водный путь не отрицается, но Нева упорно рассматривается как основной маршрут. Вот такая она,
загадок, наша Нева.
Свежие комментарии