Дисбаланс в социально-экономическом состоянии регионов России является одной из главных проблем, тормозящих наше фронтальное экономическое развитие.
Люди уезжают из бедных субъектов в богатые, селятся в человейниках и пытаются устроить себе лучшую жизнь. Безусловно, этот перекос необходимо устранять. Но как? Решение найдено.
КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ
Президент России Владимир Путин в начале июня сделал одно интересное заявление, которое в информационном пространстве осталось без особого внимания. Так, российский лидер раскрыл секрет, согласно которому в правительстве обсуждается проект выноса крупнейших компаний из Москвы в регионы:
Мы будем укреплять экономические возможности регионов. В этой связи в том числе в правительстве обсуждаются планы переноса головных структур наших крупнейших корпораций и госкомпаний в субъекты Федерации. Идея, безусловно, требует проработки, но заслуживает внимания и поддержки
Действительно, одним из приоритетов грядущей шестилетки социально-экономической политики России (2024-2030) является фронтальное развитие регионов с целью устранения дисбаланса в их положении. Разумеется, без финансовых ресурсов сделать это не представляется возможным.
Решение найдено. Ничего сложного
Одним из наиболее эффективных механизмов является как раз вынос крупнейших компаний (как частных, так и государственных) из городов-субъектов в регионы. Причём речь должна идти не только о формальной смене юридического адреса, что, к слову, уже будет прорывом, но и о фактическом переносе головного офиса. Если в первом случае казна субъектов будет пополняться за счёт налога на прибыль (региональная часть составляет 17%), то во втором - от НДФЛ. Как мы понимаем, в центральных офисах работают граждане с далеко не самой низкой зарплатой.
Причём важно отметить, что успешные примеры подобного уже имеются. Правда, в основном они касаются не переноса головных офисов, а юридической регистрации крупнейших компаний. Но тем не менее.
Например, металлургический гигант "Северсталь" традиционно зарегистрирован в городе Череповце Вологодской области, в бюджет которой отчисляет значительный объём финансовых ресурсов. В 2023 году "Северсталь" заплатила 33,5 млрд рублей налога на прибыль (здесь и далее - отчётность РСБУ, т.е. головной структуры). Следовательно, 28,5 млрд должны были пойти в региональный бюджет, что составило 23% (!) от всех доходов Вологодской области.
Возьмём другой пример - активно растущий Совкомбанк, местом регистрации которого всегда был город Кострома. Здесь ситуация ещё интереснее. В 2023 году доходы костромского бюджета составили всего 54,4 млрд рублей, из которых Совкомбанк принёс 14,7 млрд. Практически треть - это серьёзно.
В настоящий момент госкомпания "Русгидро" переносит свой головной офис из Москвы в Красноярск. Процесс идёт уже третий год, но в 2024 году всё же должен завершиться. Во всяком случае, все бюрократические и технические процедуры проделаны. При этом в бюджет Красноярского края, где и зарегистрировано "Русгидро", госкомпания платит сравнительно немного - "всего лишь" 12 млрд рублей, притом что доходы субъекта составляют более 400 млрд рублей.
Сбербанк - в Воронеж, РЖД - в Забайкалье
Данные примеры лишь подтверждают эффективность подобной практики, поэтому важно её систематизировать и разработать конкретный поэтапный план выноса крупнейших компаний из столицы. Простые расчёты подтверждают, что регионы получат существенный приток финансовых ресурсов, которые можно направить на решение актуальных задач социально-экономического развития и фронтально увеличить качество жизни граждан.
Например, один только Сбербанк, согласно отчётности за 2023 год, заплатил 384 млрд рублей налога на прибыль, из которых 326 млрд должны были пойти в столичный бюджет. Деньги огромные. Для сравнения: доходы бюджета крупнейшего региона Центральной России - Воронежской области - составили 193 млрд рублей. Меньше на 40%!
Можно представить, как похорошел бы регион в случае увеличения своей казны до более полутриллиона рублей. С другой стороны, в этом случае опять сложился бы перекос. Воронежская область начала бы выкачивать демографические и экономические ресурсы из сопредельных субъектов не сильно меньшими темпами, чем это делает в настоящий момент Москва. Поэтому линейный перенос в этом и паре других случаев имеет серьёзные негативные последствия. Здесь нужно разрабатывать специальный механизм.
Впрочем, по большинству компаний всё предельно просто. Предположим, что подобная "реформа" состоялась - и 2023 год крупнейшие компании провели в "новых" для себя регионах.
Так, при перемещении "Лукойла" в Нижегородскую область доходы субъекта выросли бы на 71 млрд - до 401 млрд рублей (+21,5%).
Около четверти прибавили бы доходы бюджета Самарской области (+61 млрд, до 313 млрд рублей) в случае любезного переезда "Роснефти".
13,2 млрд рублей дополнительных доходов, полученных от РЖД, были бы точно не лишними для Забайкальского края, бюджет которого в 2023 году составил 129 млрд рублей.
Разумеется, здесь необходимо усиление контроля над расходами региональных бюджетов, которые значительно вырастут. Однако это в корне поменяет сложившуюся парадигму, при которой субъекты Федерации, будучи перекредитованными, тратят огромные средства на процентные расходы по займам.
Конечно, можно сказать, что сами виноваты - не надо было набирать кредиты, особенно банковские. Но такая критика была бы актуальна для частных компаний и частных лиц. А здесь мы всё же имеем дело с территориями, где живут люди, которые не виноваты в ошибках своих управленцев. К тому же основное тело долговой нагрузки легло на регионы в первой половине 2010-х годов. С тех пор в некоторых субъектах успели смениться по два-три губернатора.
Что с того?
Деньги - кровь экономики. Как бы ни убеждали нас некоторые "эксперты" в обратном. Можно обладать уникальными технологиями, иметь значительные объёмы природных ресурсов, располагать высококлассными специалистами. Но без финансовых средств запустить процессы фронтального социально-экономического развития невозможно.
И здесь имеется два варианта. Федеральный центр должен либо увеличить финансирование регионов, направляя на их развитие дополнительные финансовые ресурсы, либо сделать так, чтобы вывести хотя бы половину субъектов на уровень самообеспечения. Юридический и фактический переезд крупнейших компаний является наиболее быстрой и эффективной мерой для частичного решения данной задачи.
Дело осталось за малым - принять политическое решение.