Зная неожиданную концовку моей сегодняшней истории, я даже не знаю с чего начать...
Ведь в ней было все и непонимание происходящего, и дикая ненависть, и желание отомстить, но в итоге все закончилось, очень даже хорошо.
Но как вообще получилось, что один из ключевых советских инженеров, который разрабатывал сверхсекретную технологию, сначала рассказал о своей разработке всему миру, а потом и вовсе отправился строить самолеты на ее основе в стан самого злого неприятеля Союза? И самое главное – почему этому дикому предательству, в конце концов, многие остались еще и довольны?
Вопросов, как всегда, больше чем ответов. Так что давайте скорее разбираться в этом необычном деле.
Шпионские фильмы и книги пользуются огромной популярностью уже ни один десяток лет. И особенно впечатляют те, в которых главный герой в гордом одиночестве проводит красивую и потрясающе хитроумную комбинацию, что крушит планы целой вражеской страны, приводит к колоссальным денежным и материальным затратам в стане противника и отбрасывает его в развитии на много лет назад.
Многие уверены, что в жизни такого не бывает. А что, если я сейчас вам расскажу, как раз такую историю? В ней элегантная операция еще советских спецслужб настолько затуманила разумы штатовских военных специалистов, что они потратили десятки лет и поражающие воображение суммы на то, что в реальном бою обернулось полным провалом (и это еще мягко говоря). И привело к критическому отставанию в создании боевых самолетов, благодаря которому российские машины уверенно стали лучшими в мире.
Не верите? Это ненадолго. Сейчас я расскажу вам несколько вещей о широко разрекламированной американцами технологии «стелз», и вы поймете, в какой калоше оказались воздушные силы этой страны.
Но как, как штатовцы, которые считают себя такими хитроватыми, дали так себя развести?
Бэд ученый рашен
Красивая комбинация началась с талантливого советского человека Петра Уфимцева, который в уже далеком 1954-м успешно завершил свое обучение в качестве теоретического физика. Почему талантливого? Потому что бездарностей не приглашали работать в такое уникальное место, каким был ЦНИРТИ – тем более, что куратором этого института было само Минобороны.
Уфимцев там не просто работал. Его работой руководил Емохонов - человек, который в скором будущем займет кресло зампреда КГБ и будет возглавлять научно-технический совет этой организации. Казалось бы, не только жизнь, но и трудовые свершения Петра Уфимцева при таком раскладе должны быть насквозь секретными. Но нет!
В 1962-м году он издает совершенно открытую всем желающим книгу про теорию дифракции.
Но ведь такое в СССР было практически нереально! Представляете масштаб разглашения? Но нет, «кто надо» за физиком с наручниками не пришел – книгу спокойно выпустили и по всем библиотекам страны старательно распространили.
Странно, не правда ли? Но тут начинается самое интересное…
Чтобы с самого начала у вас не было сомнений в происходящем – поставьте себя на место человека, который одобряет или не одобряет издание подобных книг сотрудниками, работающими над оборонными программами. Как вы думаете – дали бы Уфимцеву публиковать свой труд, если бы в нем действительно содержался важный для оборонки рецепт самолетов-невидимок? Да ни в жизни! Даже если сами разрабатывать не будем – но врагам тоже не покажем!
Но публикация – была. И значит, не все в ней было просто. Потому что каждый разведчик знает, что противоположная сторона отслеживает все технические публикации своего противника. И можно было быть уверенными, что книжку Петра американцы рано или поздно прочтут. Так может на это и был расчет?
Давайте смотреть, что случилось дальше, как раз там все и откроется!
Как срабатывают наживки
И случилось именно это. Один из сотрудников корпорации Локхид, которая выполняла огромное количество военных заказов для армии США, книжку перевел. И впал в шоковое состояние. Потому что это ведь невероятная по эффективности идея! Если ваш самолет не видят радары противника – то ни навестись на него будет почти невозможно, ни подготовиться к его подлету. Полнейшая незащищенность противников и безбрежная безнаказанность американских самолетов!
Сотрудник показал книгу начальству – и высшие руководители впечатлились ничуть не меньше. Это же прорыв, это полное господство в небе! Тема немедленно пошла в разработку, на нее были выделены неслабые средства, и через несколько лет, в 1977-м, появился первенец программы «невидимок» - «Have Blue». Правда, был он немного нелеп и кривоват, поэтому серийной машиной не стал.
И пусть первый блин оказался комом, но его существование позволило выбить еще деньги (тоже немаленькие, надо заметить). И на них слепить уже то, что можно показывать другим не стесняясь. Корпорация Lockheed Martin в 1981-м с шиком и обильной рекламой представила большим звездам американского оборонного ведомства F-117. Он все еще был дозвуковым и вмещал только одного пилота, но уже гордо именовался воздушной машиной малой заметности. Именовался, именовался и доименовался…
Несколько лет самолеты-невидимки прятали от всех – генералы очень гордились этими штуковинами. Ну еще бы: выглядит чертовски стильно, стоит безбожно дорого, а техники говорят, что еще и доблестные американские радары новинку напрочь не видят. Мечта пирата! И показали его широким народным массам только в 1990-м, пообещав с го помощью победить в воздухе всех врагов демократии и насадить везде нормальный американский мир.
Сказано – сделано! Первая операция «сверхсовершенных» стелсов прошла уже через год в Персидском заливе, где наводящие ужас черные птицы сокрушали точными авиаударами армию иракцев. Оставим за скобками то, насколько слабой и примитивной была иракская система ПВО, но самим F-117 хозяева засчитали полную победу.
От перспектив захватывало дух – и успех надо было развивать. Как? Очень просто! Был срочно разыскан тот самый Петр Уфимцев, и его пригласили работать в США, пообещав все блага мира плюс денег в изобилии. Уфимцев позволил себя уговорить и уехал, поступив на работу к другой компании-подрядчику американских ВВС, Northrop Grumman. И там он старательно работал над усовершенствованием бомбардировщика В-2. Запомните это название – мы еще к нему вернемся. Именно в этот момент и появился новый предатель…
Югославский сюрприз
Как это ни удивительно, но из розовых мечтаний американцев выбили те, от кого они такого никак не ожидали – югославы. В 1999-м году они с помощью старой советской РЛС без малейших усилий увидели «работавший» против них F-117 и без особых усилий его сбили. Оказалось, что невидим американский самолет только для радаров самих американцев. А системы производства СССР прекрасно его различают.
Кстати, вчера был отпраздновав юбилей этому событию - прошло целых 25 лет!
А теперь, зная этот факт, давайте вернемся к началу и пересмотрим всю историю другими глазами:
- Уфимцев публикует свою книгу, содержащую заведомо очень дорогую идею, которая гарантированно будет осушать финансовый карман противника;
- зная технические характеристики советских и американских радаров, он излагает материал так, чтобы конечная разработка была действительно радионезаметной для систем НАТО – но прекрасно заметной советского оборудования;
- на книгу покупаются американцы и вкладывают огромнейшие финансовые, человеческие и производственные ресурсы в то, что не выдерживает первого же испытания в серьезной войне;
- Уфимцев продолжает свою работу на оборонку родной страны, гробя штатовские деньги в ходе разработки еще более дорогих В-2.
Прикиньте сами: официально признано, что B-2 Spirit – самый дорогой боевой самолет в мире. Только изготовление одной машины обходится бюджету этой страны в один миллиард двести миллионов долларов. Каждой!
А если к этому добавить те расходы, которые были сделаны при разработке – то любой такой самолетик встает штатовцам в два с половиной миллиарда. Для них это оказалось настолько не по средствам, что оборонный заказ составил всего двадцать одну машину. Вместо запланированных сотни с лишним!
Ну и ладно что дорогой – если бы он был самым лучшим. Но ведь техника то слабенькая. Сравнимая с ним российская машина, стратегический ракетоносец Ту-160, обходится РФ в четыре раза дешевле. И при этом гарантированно уделывает B-2 по всем параметрам: летает на треть дальше, скорость вдвое выше, на борт может взять аж в два раза больше боевой нагрузки.
И знаете, в чем еще один отечественный козырь? В ТУ-160 тоже реализованы технологии малой заметности. Но это не единственный плюс, а одно маленькое преимущество из тучи всех, которые наши конструкторы в своем детище реализовали. Переводим на русский: за намного меньшие деньги у нас есть намного лучшая, эффективная и успешная воздушная боевая машина.
Ну как вам комбинация?
Для сравнения:
Когда-то Уфимцева считали чуть ли не предателем родины. Но оказывается, что всей своей жизнью он оказал нам невероятно огромную помощь, подсунув США очень дорогой и не очень полезный балласт. А бонусом – обеспечил себе комфортную жизнь за их счет. И кто знает – может, на этом его заслуги не заканчиваются, а? Интересно, а как считаете вы, что это вообще было? Пишите свое мнение в комментариях.
Не знаю, как думаете вы, но как мне кажется, что такого рода Диверсии, точно заслуживают нашего с вами лайка. Ставьте палец вверх, если считаете так же, да и каждый ваш палец вверх дает мне огромный заряд мотивации для написания таких вот замечательных работ.
Подписывайтесь на канал, если так же как и я любите военную технику и все что с ней связанно, обещаю, будет интересно.
Свежие комментарии