Годом ранее Россия значительно нарастила поставки нефти в Индию, товарооборот бил рекорды, но только вот возникла проблема с расчетами.
СМИ писали, что миллиардные суммы оказались заблокированы на счетах российских компаний из-за особенностей индийского регулирования.
Так ли здесь все просто — отдельный вопрос, и о нем мы тоже поговорим. Но принципиально важно здесь то, что Россия уже нашла выход из ситуации, и не без помощи индийских судостроителей.
Деньги есть, а брать нельзя
Торговля нефтью с Индией осуществлялась в национальных валютах: по разным данным, от 40 до 60% расчетов происходило в рупиях. В прошлом году всевозможные медиа начали трубить о том, что на счетах компаний из РФ застряло $39 млрд в индийской валюте. Дело в том, что местный ЦБ запрещает оборот рупий за пределами страны, так что фактически эти деньги использовать нельзя.
С другой стороны, не пропадать же добру. Индусы сами предлагали способы разрешения вопроса:
«В нынешней ситуации накопилось очень много миллиардов рупий, которые пока не находят своего применения. Наши индийские друзья заверили, что предложат перспективные области, куда их можно инвестировать», — сообщил глава МИДа Сергей Лавров (ТАСС).
После этого ничего конкретного по поводу заблокированных средств не озвучивалось, зато появилась информация о том, что на индийских верфях построят 24 грузовых корабля для России.
«Было принято решение открыть производство <...> в Индии на верфях Goa. Они подтвердили нам готовность начать производство наших моделей кораблей. Их три — химовозы, балкеры, корабли по перевозке грузов в контейнерах. Нам за три года готовы выдать 24 корабля — это сегодня очень большой темп», — рассказал директор Каспийского международного интеграционного клуба «Север — Юг» Дмитрий Дубовик (ТАСС).
И вроде бы все пазлы сходятся: есть застрявшие деньги и есть потребность развивать коммерческое судоходство. И Индия, казалось бы, придумала, как рассчитаться с РФ за нефть. Но так ли все очевидно?
Каков был замысел
Главный редактор издания «Геоэнергетика» Марцинкевич Борис Леонидович на YouTube-канале «Геоэнергетика ИНФО» отмечает некоторые несостыковки. В частности, $39 млрд — это крупная сумма, и чтобы она накопилась, российские компании должны были всем скопом везти огромное количество нефти за просто так. А потом еще и согласиться на то, чтобы эти средства направили на строительство кораблей.
Заметим, что официальные СМИ не утверждают, что на оплату индийским верфям пойдут именно застрявшие деньги, хотя эта версия и имеет место быть. Но то, что сотрудничество с Индией выгодно, — неоспоримый факт: цена будет в 2 раза ниже, чем у отечественных производителей, а ставки для бизнеса составят 2-3% против 18,6%, которые сейчас предлагает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Так что в широкой перспективе РФ все равно оказывается в выигрыше.
И да, накопленный объем средств в индийской экономике действительно может быть меньше $39 млрд — это выглядит скорее как общая сумма, на которую Россия наторговала с Индией. В то же время вывести эти деньги можно и другим путем, ведь существуют специальные механизмы обмена с использованием государственных структур.
На этом моменте логично задаться вопросом: какова вообще стоимость 24 грузовых судов, на которые могут пойти накопленные средства? Габариты и прочие характеристики кораблей неизвестны, а от них зависит цена, но если смотреть условно, то стоимость одного судна — это где-то $40-60 млн. До 39 млрд тут еще очень далеко.
С другой стороны, российские верфи загружены заказами практически на 100% на ближайшие годы, так что расширить сотрудничество с Индией — вполне рабочий вариант, тем более что индусам такие проекты тоже выгодны, ведь «Север — Юг» тянется до индийских берегов.
Свежие комментарии