На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Добрый Мир

6 072 подписчика

«Она была любовницей Восса» и «другом Москвы». Статус богини, запретная любовь и скандальное завещание Вии Артмане

Вия Артмане. Фото из открытых источников

Сегодня 3,8K прочитали

95 лет назад, 21 августа 1929 года, родилась советская актриса божественной красоты Вия Артмане

Вия Артмане. Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С развалом СССР соотечественники-прибалты не простили «Королеве кино и сцены» ее звание «народная артистка СССР» и ее любви к России.

Те, кто прежде ее носил на руках, называл «мать-Латвия», «символом кинематографа Риги» и «прибалтийской богиней», молча взирали как Вия Артмане умирала в нищете и забвении. Последние годы актриса провела на даче у дочери, перенесла два инсульта и инфаркт – следствие травли и унижений «благодарных» сограждан.

Но сильная и гордая женщина не сломалась. Незадолго до смерти Вия Артмане написала духовное завещание, в котором просила «крестить ее по православному чину и похоронить на русском кладбище в Риге». Она так и написала: «В знак благодарности к русскому народу».

«С Россией связана вся моя жизнь, - говорила актриса. - Как мать, у которой много-много детей - моих зрителей, и не важно, где они живут, в Латвии или в России, я их всех люблю одинаково».

Фото из открытых источников
Вия Артмане и ее роли. Фото из открытых источников

ПАСТУШКА И ТЕАТР

Алида Артмане (ее настоящее имя) появилась на свет в небольшом латышском селе Кайве в бедной крестьянской семье. Мама, Анна Заборская, была полькой, отец, Фрицис Артманс, прибалтийским немцем. За четыре месяца до ее рождения в семье случилась беда – трагически погиб отец. Фрицису было всего 19 лет.

Рано овдовевшая Анна, к тому же оставшаяся без крыши над головой, чтобы прокормить себя и малышку, была вынуждена браться за любую посильную работу – в основном батрачила у зажиточных соседей.

«Я сироткой родилась, - так вспоминала свое детство актриса. – Детство было нелегким, и жизнь у меня была совсем небогатой. Но я справлялась. Очень рано, в 10 лет, стала работать. Я жила в хуторе у бездетных хозяев. Научилась делать все. Пять лет работала пастухом. Зарабатывала денежки, на которые мы с мамой могли жить зиму».

Вия Артмане в детстве со своей матерью. 1933-1935 гг. год. Автор неизвестен. Латвийский национальный архив кинофотодокументов Латвии
В детстве. Фото из открытых источников
Вия Артмане в школьные годы. 1940-1944 гг. год. Автор неизвестен. Латвийский государственный архив кинофотодокументов Национального архива Латвии

Еще Артмане вспоминала, что мама души в ней не чаяла, была знатной рукодельницей и, несмотря на крайнюю нужду, старалась одевать свою дочь как «маленькую принцессу».

«Мама так искусно перешивала для меня старые платья, что все думали, что я – из обеспеченной семьи», - говорила она. И вообще Вия Фрицевна описывала свои ранние годы в самых радужных тонах, и особенно простых людей, с которыми ее сталкивала судьба.

«Я ведь деревенская, и всегда мне нравилась и нравится естественность, какая бывает только в деревенских людях. Они с детства меня окружали и были лучшими людьми, каких я встречала в жизни. И первый раз настоящий спектакль я увидела на лужайке в лесу, где играли народные пьесы и куда сбегались селяне со всех хуторов их смотреть. И мой первый шаг на сцену был там».

Свои первые роли юная пастушка сыграла в крестьянском театре, который располагался в обычном сарае. И сразу пришел первый успех, правда, «сельского масштаба». Однако этого хватило, чтобы детский восторг от первых аплодисментов со временем вырос в мечту о профессиональном театре.

Когда девушке исполнилось 15 лет, они с мамой переехали в Ригу. Мама отдала дочь в школу, а сама устроилась работать уборщицей. Жили они в крохотной комнатке с низким потолком, больше похожей на чердак. Вместо письменного стола – чемодан, на нем Алида делала уроки. Постигая правила чистописания и смысл точных наук, в школе девушка занималась танцами, все свободное время пропадала в самодеятельной театральной студии. Именно там пришло окончательное решение – стать актрисой.

«Мама очень не хотела, чтобы я стала актрисой, - признавалась Артмане. - Ей казалось, что актрисы - распутные женщины. Когда я поступила в театральную студию, она плакала».

Тем не менее, девушка проявила настойчивость: успешно сдав экзамены и пройдя творческий конкурс, в 1946 году была принята в драматическую студию при Художественном театре, где вскоре стала одной из любимых учениц основателя труппы, режиссера Эдуарда Смильгиса. Неудивительно, что три года спустя перспективную выпускницу взяли в штат этого театра - одного из самых лучших театров Латвии. Тогда же начинающая актриса взяла более короткое, звучное и больше подходящее для сцены имя – Вия.

В молодости. Фото из открытых источников
Вия Артмане в роли Джульетты и Эдуардс Павулс в роли Ромео в пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта», 1953 год. Автор Янис Лерс
Вия Артмане в роли Офелии и Харийс Лиепиньш в роли Гамлета в пьесе Шекспира "Гамлет", 1953 год

«МЫ ИГРАЛИ ЛЮБОВЬ»

Дебютировав в 20 лет в роли Ольги Морозовой в спектакле «Молодость» по пьесе Л. Зорина, Вия Артмане за довольно короткий срок стала одной из ведущих актрис Художественного театра. Смильгис доверял своей ученице главные роли, в том числе мирового классического репертуара, и она справлялась с ними блестяще. Она играла Элизу Дулиттл в «Пигмалионе», Нину в «Маскараде», шекспировскую Джульетту, Офелию в «Гамлете», Донну Анну в «Дон Жуане», Настасью Филипповну в «Идиоте». Эти роли принесли Артмане успех, славу – сначала в театральных кругах Риги, затем и Советского Союза. Увидеть ее Беатриче («Много шума из ничего») или Байбу в спектакле «Вей, ветерок» по пьесе Я. Райниса поклонники почитали за счастье. Начиная с 1950-х, она - прима и гордость национального театра.

И все-таки, как это обычно бывает, широко прославил Вию Артмане кинематограф.

Она дебютировала на экране в 1956 году в драме Эдуарда Пенцлина «После шторма». Фильм получился откровенно слабым, но необычайная красота и талант 27-летней актрисы не остались незамеченными. Предложения от режиссеров не заставили себя ждать. Вскоре Вия снялась на Рижской киностудии в ряде успешных картин, в том числе в дебютной ленте Гунара Цилинского «Чужая в поселке».

В фильме "Чужая в поселке", 1958 год
Кадр из фильма "За лебединой стаей облаков", 1956 год

Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь» (1963 год), снятый Михаилом Ершовым на «Ленфильме» по одноименной повести Ф. Кнорре. Эта лента – о трогательной любви паромщицы Сони, которую сыграла Артмане, и советского танкиста Владимира Федотова (Евгений Матвеев).

«Когда я впервые увидела Евгения Матвеева на съемках, такого большого и, как мне тогда казалось, взрослого и серьезного, я даже испугалась, - вспоминала Артмане. - А он сразу улыбнулся и стал таким родным, мы мгновенно поняли друг друга. Ни с одним партнером мне потом так легко не работалось, как с ним. Мы играли любовь и безграничную нежность…»

Эта картина имела невероятный успех в СССР, взяла несколько международных призов, в том числе на престижнейшем кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина). По опросу журнала «Советский экран» Вию Артмане признали «актрисой 1964 года». В Латвии она стала национальной героиней. Пресса не скупилась на дифирамбы – с тех пор актрису стали «величать» «Мать-Латвия» или даже еще короче - «Лат-Вия».

Кадр из фильма "Родная кровь", 1963 год
В. Артмане и Е. Матвеев в фильме "Родная кровь", 1963 год

СЕМЕЙНАЯ ТАЙНА

Фильм «Родная кровь» стал судьбоносным для исполнителей главных ролей еще по одной причине.

Матвеев и Артмане были так органичны в своих чувствах на экране, что, как водится, зрители их сразу «поженили». Поклонники не верили, что можно так достоверно сыграть любовь, не испытывая ее в реальной жизни. Пошли слухи, что «у самой красивой пары советского кино» – страстный роман вне кадра. «Масло в огонь» подлило рождение у Артмане в 1965 году дочери Кристианы – как говорили, - «копии Матвеева».
На творческих встречах и в интервью актеры оправдывались, дескать, ничего подобного - у них уже есть крепкие семьи, дети. И правда - Евгений Матвеев был счастливо женат на певице Большого театра Лидии, у них росли сын и дочь. А Артмане была супругой знаменитого латышского актера Артура Димитерса, своего коллеги по Художественному театру, пара воспитывала сына Каспара.

С мужем и сыном. Фото из открытых источников
С мужем А. Димитрсом. Фото из открытых источников

«Сплетни про меня всякие ходили, - отшучивалась Вия Фрицевна. - Меня, например, называли любовницей Брежнева. Говорили, что у меня к нему есть прямой телефонный провод. На такие слухи я реагировала со смехом… И действительно, у меня с Евгением Матвеевым был бурный роман. Но только на съемочной площадке. А теплые дружеские отношения мы пронесли через всю жизнь…»
Только спустя много лет, уже после смерти мужа (Артур Димитерс скончался в 1986-ом), актриса признается, что вышла замуж не по любви, была несчастлива в семейной жизни, а с Евгением Матвеевым их на самом деле связывали сильные романтические чувства. И Кристиана – дочь от него. «Это правда – то, о чем говорит народ, что что-то было. Было. Было. Иначе ничего подобного невозможно было бы сыграть».

«Судьба у меня вообще удалась, - объясняла актриса. - Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит. Дети об этом знают, и сейчас, когда они выросли и что-то испытали в своей жизни, поняли меня».

«У них с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь, - окончательно внес ясность в эту семейную тайну сын актрисы Каспар Димитерс. - Грешно, но так случилось. Моей жене Лиге мать призналась в этом много лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор: он принимает дочь (Матвеева, - авт.), и они больше никогда никому об этом не говорят. Вы посмотрите на мою сестру - ни у кого из нас в семье нет такого носа, таких волос. Это же сразу видно. Там же Матвеев... Это был единственный в маминой биографии «служебный роман»А я благодарен маме за то, что сохранила семью ради детей...»

О том, кто на самом деле ее отец, Вия Фрицевна сама рассказала Кристиане в 1995 году - в день ее 30-летия.

С дочерью Кристианой. Фото из открытых источников

ИСПОВЕДЬ АКТРИСЫ

Между тем карьера Вии Артмане развивалась по восходящей. В театре у нее было по две-три, а то и четыре премьеры в год. За творческие достижения в 1969 году актрисе присвоили звание «народной артистки СССР».

К середине 1970-х она – в числе самых популярных «звезд» советского кино и красивейших женщин Советского Союза. Ее фильмы «Никто не хотел умирать», «Эдгар и Кристина», «Сильные духом», «Стрелы Робин Гуда», «Туманность Андромеды», «Человек свиты», «Емельян Пугачев», «Моонзунд» и другие не сходили с экранов страны.

С Д. Банионисом в фильме "Никто не хотел умирать", 1965 год
С С. Столяровым в фильме "Туманность Андромеды", 1967 год
С. И. Калныньшем в фильме "Театр", 1978 год

К своему 50-тию актриса получила одну из самых ярких ролей в своей кинокарьере – роль стареющей звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр» (1978). Любопытно, что режиссер Янис Стрейч задумал этот проект специально для Вии Артмане. Картина Рижской киностудии, в которой снимались Ивар Калныньш, Гунар Цилинский и композитор Раймонд Паулс, стала настоящим бенефисом актрисы, а также, по мнению многих критиков, вершиной ее творчества и в какой-то мере ее исповедью.

Помимо театра и кино, Артмане активно занималась общественной работой – ее избрали кандидатом в члены ЦК КП Латвии и главой Союза театральных деятелей республики, она была членом Советского комитета защиты мира, ее приглашали в жюри кинофестивалей. По сути, в 1970-80-е она была «лицом Латвии» как в СССР, так и за рубежом.

«Наша эпоха была нацелена на объединение и духовность, она была очень культурная. У актеров была особая миссия - нести народу доброту, дружбу. Платили нам мало, но у нас была гордость за себя и свою профессию», - рассуждая «о времени и о себе», говорила актриса.

С И. Горбачевым в фильме "Емельян Пугачев", 1978 год
Фото из открытых источников

«МНЕ ТАК ХОРОШО, КАК БЫЛО В ДЕТСТВЕ»

Настоящая «черная полоса» в жизни Вии Артмане началась с распадом СССР. Разрыв между Латвией и Россией актриса пережила крайне болезненно. Говорила открыто: «Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне… У нас в народе нет этой такой хорошей ласковой нежности, как это есть у русских».

Позже ей припомнили эти «непатриотичные» слова, а также ее «членство в КПСС», съемки в «идеологически выдержанных» советских фильмах, «дружбу с Москвой». Некоторые деятели новой Латвии договорились до того, что якобы Артмане "была тайной любовницей 1-го секретаря Компартии Латвии Августа Восса", который "осыпал ее бриллиантами и привилегиями"… Самые бредовые слухи, сплетни и больные фантазии в их устах вдруг стали "сведениями из надежных источников".

От нее отвернулись даже те, кому она когда-то, будучи депутатом, помогала получать квартиры, устраивала в больницы и санатории… Поэтому, когда в 1993 году актриса в процессе реституции лишилась квартиры в Риге, в которой прожила 47 лет, за нее никто не заступился. Более того, издевались по полной: чтобы «народная артистка СССР» побыстрее съехала, - отключили центральное отопление, электроэнергию, увеличили плату за коммуналку. Зимой температура в комнатах доходила до 8 градусов, крыша прохудилась и протекала. Жить в квартире стало невозможно.

Каспар Димитерс, сын актрисы: «Сначала ее вышвырнули из квартиры. После реституции объявился прежний хозяин. Мама ходила по инстанциям, но безуспешно. Потом случился инсульт… Я попытался заступиться. Написал статью в газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Меня тут же обозвали попрошайкой, который хочет нажиться на популярности собственной матери… Мама научилась экономить. Бриллиантов у нее не было. Перешивала свои старые платья. И всю жизнь стирала руками».

Друзья предлагали ей переехать в Россию, где ее по-прежнему обожали, обещали квартиру в Москве, но Вия Фрицевна сказала: «Моя родина – Латвия, горжусь, что я латышка. Здесь родилась, здесь и умру». И отказалась. Актриса была вынуждена переселиться на дачу - в этом маленьком одноэтажном домике в поселке Мурьяни в 40 км от Риги «королева советского кино» прожила последние 10 лет жизни.

Жила на небольшую пенсию и скромную зарплату в театре, сумму которой вслух стеснялась называть – «потому что никто не поверит». На нервной почве – от обиды и стрессов - у актрисы обострилась болезнь вен, ноги покрылись трофическими язвами, которые плохо заживали и сильно болели. Но гордая актриса виду не показывала и на жизнь не жаловалась.

«Живу в своем домике под Ригой. Вокруг меня прекрасная природа и мои родные. Мне хорошо, так хорошо, как было только в детстве, когда моя мамочка растила меня одна в глухом селе…», - отвечала она на вопросы о своих бедах.

С дочерью Кристианой и внучкой Бертой. Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

«НЕ ПЛАЧЬТЕ ПО МНЕ. ТАКОВА ЖИЗНЬ»

В 1998 году Артмане ушла из Художественного театра, которому отдала почти 50 лет жизни и который к тому времени переименовали в «Дайлес».

Вия Артмане: «Просто поняла, что мне там нечего ждать. Труппа большая, все нуждаются в ролях, спектаклей ставят много, но ни одного - чтобы использовать меня! А я все-таки еще кое-что могу».

Одной из последних театральных ролей великой актрисы стала графиня Анна Федотовна в спектакле Нового рижского театра «Пиковая дама» по Пушкину. Вия Фрицевна вспоминала, что благодаря этой постановке режиссера Алвиса Херманиса, она «вновь вернулась в юность». Говорят, спектакль имел большой успех, но, к сожалению, по состоянию здоровья Артмане пришлось покинуть проект.

«Я перенесла два больших инсульта и оставила профессию, - объясняла актриса. - Это было необходимо: зритель любит здоровых актеров. Теперь я просто живу, слежу за тем, что происходит вокруг, и радуюсь за молодых». Артмане скрывала от друзей и знакомых, что ее крохотной пенсии не хватает, чтобы свести концы с концами.

По словам Вии Фрицевны, все эти годы они с Евгением Матвеевым созванивались, следили за работами друг друга, но виделись очень редко. Последний раз встретились в 1999 году - на праздновании 70-летнего юбилея актрисы в Москве.

Вия Артмане: «Я эту встречу запомню на всю жизнь. Огромный зал, много цветов, море поздравлений… И вдруг вижу, что через толпу к сцене, где я стою, подходит Женя. Я обомлела, потому что была уверена, что он не сможет прийти, Евгений Семенович был тяжело болен раком, но он пришел ко мне, пришел поздравить меня, и пришел проститься… Обнял меня, поцеловал, а сам такой худой, в глазах усталость...»

В 2003-м Артмане последний раз появилась на съемочной площадке. Ее прощальной ролью стала императрица Екатерина II в фильме «Золотой век» российского режиссера Ильи Хотиненко.

В сериале "Каменская", 2000-й год
В своем последнем фильме "Золотой век", 2003 год

Лига Димитере, невестка Вии Артмане: «В последние десять лет жизни мама очень сдала. Ее подломила история с выселением. Мама замкнулась в себе, много размышляла... И после этого она решила принять православие. Она была по-настоящему религиозным человеком, вера ее спасала. Ведь за два года она несколько раз была на волосок от смерти, у нее отнимались ноги, плохо работала рука, появились пробелы в памяти, сбивалась речь. Но она хотела очистить душу, и Бог ей эту возможность послал.

Мама чувствовала, что уходит, и в одно из наших посещений попросила позвать к ней священника, чтобы исповедаться. Она умерла как истинная христианка спокойно и без боли. Последние слова, которые она произнесла: «Не плачьте по мне. Такова жизнь».

Каспар Димитерс: «Несмотря ни на что мама уходила счастливым человеком! Перед смертью она просила у Бога об одном: дать ей силы перестать ненавидеть собственных врагов».

Вия Фрицевна скончалась 11 октября 2008 года в клинике города Стренчи на 80-м году жизни. Народную артистку СССР Алиду-Вию-Елисавету Артмане похоронили 15 октября 2008 года на Покровском кладбище в Риге.

В обнародованном после ее смерти завещании были такие слова: «Удостоверяю, что 10 марта 1999 года в церкви Святого Георгия в Бауске через исповедь и святое миропомазание игумен отец Евгений (Румянцев) присоединил меня к Православной Церкви. Меня нарекли именем святой Елисаветы. В благодарность за любовь, которую я получила от русских людей, желаю, чтобы в последний путь меня проводил игумен отец Евгений (Румянцев) из Христа-Рождественского Кафедрального собора».

Подпись: «Ваша Вия Артмане (Елисавета), г. Рига, 18 сентября 2002 года».

Фото из открытых источников
Вия Артмане и ее роли. Фото из открытых источников
Вия Артмане и ее роли. Фото из открытых источников
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх