Со времён своего создания, в начале 70-х годов, самолёт Ил-76 стал настоящей рабочей лошадкой, сначала советской, а затем и Российской, гражданской транспортной и военно-транспортной авиации.
Не смотря на существование в СССР самолётов с более выдающимися характеристиками, именно Ил-76 взяла на себя основную тяжесть по воздушным перевозкам грузов.
Причём главным самолётов транспортной авиации он является уже более 50 лет и на покой не собирается.
Самолёт постоянно проходит модернизации и после введения санкций против России, именно Ил-76, стал первым импортозамещённым самолётом. Поэтому было вполне естественным, пока такие распиаренные модели гражданской авиации как МС-21, Суперджет, Ил-114 и Ту-204/214 изо всех сил борются с трудностями импортозамещения возродить давний проект пассажирской версии легендарного транспортного самолёта.
В своё время пассажирская версия Ил-76 рассматривалась как полноценный «самолет-автобус», который стал бы компромиссом между Ил-62, предназначенной для дальних перелетов, и перспективным широкофюзеляжным самолётом, который тогда ещё не был разработан. По замыслу советских конструкторов он должен был стать конкурентом двухпалубному Боингу-747, который тогда появился на рынке.
Ил-76, получивший негласное название «самолет-автобус», отличался своими высокими характеристиками и возможностями, которые он унаследовал от своего транспортного донора. Самолёт должен был способен перевозить 250 пассажиров и 5 тонн груза, что делало его лидером по этому показателю на мировом рынке и он превосходил укороченную версию Boeing-747SP.
Ил-76 обладал двумя полноценными пассажирскими палубами, между которыми находились две лестницы в носовой и хвостовой части самолета.
Верхняя палуба Ил-76 почти не отличалась от привычных салонов пассажирских самолетов, с креслами установленными по схеме 3+4 и шагом 840 мм, что соответствовало стандарту бизнес-класса.
Однако наибольший интерес вызывала нижняя палуба нестандартной планировки. По правому борту находились трехместные ряды кресел, а с левой стороны прохода находилась стена, разделяющая багажный отсек, расположенный по левому борту.
Первый и единственный пассажирский вариант двухпалубного Ил-76 был собран в конце 1972 года и прошел все летные испытания. В 1973 году он был представлен на международном авиасалоне в Фарнборо, где получил золотую медаль в качестве наиболее перспективного пассажирского самолета.
Эксплуатация пассажирского Ил-76 началась в конце 1973 года и продолжалась всего полтора месяца. Рейсы выполнялись по маршруту Рига-Москва-Казань-Челябинск-Омск-Новосибирск-Иркутск-Хабаровск. Уникальность этого опытного рейса заключалась в том, что самолет впервые выполнял многопосадочный рейс, где отрабатывалась методика упрощения и ускорения операций по загрузке-выгрузке багажа и посадке пассажиров. Суть этого эксперимента заключалась в использовании пассажирского самолета, подобного электричке или пригородному автобусу.
За время своей работы пассажирский Ил-76 выполнил всего 7 рейсов, осуществлявшихся раз в неделю, а доступ к билетам имели только партийные работники и заслуженные ударники производства.
Во время последнего рейса в аэропорту Толмачево (Новосибирск) Ан-22 «Антей» столкнулся со стоящим на рулежной дорожке Ил-76. Хвостовое оперение пассажирского «самолета-автобуса» было снесено крылом «Антея». Хотя обошлось без жертв, Ил-76 нуждался в длительном восстановлении. К тому времени уже начались работы над новым широкофюзеляжным самолетом Ил-86, поэтому проект «самолет-автобус» был закрыт, и единственный образец разобрали на металлолом.
Гражданская сертификация Ил-76МД-90А, которая на данный момент находится в активной разработке, станет важным событием для российской авиации.
Пассажирская версия Ил-76МД-90А с удлиненным фюзеляжем способна перевозить до 300-320 пассажиров, в зависимости от классовой компоновки, что делает его превосходящим все существующие среднемагистральные аналоги от Boeing, Airbus, Bombardier и Embraer.
Первые пассажирские самолеты Ил-76МД-90А придется ждать несколько лет, так как производственные мощности сейчас загружены оборонными заказами. Но, кроме производства новых самолетов, значительное количество существующих Ил-76 пройдут пассажирскую конверсию и скоро появятся на пассажирских рейсах.
Для осуществления конверсии транспортных модификаций Ил-76 в пассажирскую версию будет использоваться готовый комплект, включающий чертежи и все необходимое для монтажа второй палубы и установки пассажирского салона, включая кресла, пластиковую обивку стен, лестницы, санитарные блоки и буфетный модуль. Благодаря готовым схемам и типовым решениям на аэродромных мастерских можно провести переоборудование транспортного Ил-76 в пассажирскую модификацию за полтора месяца без отправки самолета на завод.
Однако у переделанных Ил-76 будет недостаток: вместо привычных иллюминаторов, в коридоре под потолком будет установлены мониторы с шагом каждые 7 рядов.
Самой ожидаемой версией будет грузопассажирский Ил-76, который скоро начнет перевозить пассажиров. В грузовой версии Ил-76 вдоль бортов установлены откидные сиденья для перевозки личного состава. Росавиация уже разрешила пассажирские перевозки на таких самолетах.
Ну и последнее, несмотря на то, что уровень комфорта у такого эрзаца, оставляет желать лучшего, авиакомпании обещают существенно снизить цены на грузопассажирские рейсы, их планируется снизить на 15-20%. Первыми эксплуататором пассажирского Ил-76 станут авиакомпании «Уральские авиалинии» и «S7».
«S7» выступает оператором, который собирается открыть грузопассажирский маршрут Калининград-Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Кабул-Пхеньян.
Свежие комментарии