Первый поезд прошел по Тихоокеанской железной дороге. Новую линию длиной 531 км построили с нуля за два года, работая даже в минус 60.
К чему была такая спешка, зачем нужна новая железная дорога и кому оказалось под силу это провернуть...
Построила новую железную дорогу компания УК «Эльга», которой принадлежит Эльгинское каменноугольное месторождение в Якутии. Дорога ведет к порту на берегу Охотского моря.
Первый поезд по железной дороге прошел 30-31 октября. Он состоял из тепловоза ТЭМ14, двух пассажирских вагонов сопровождения и 20 полувагонов, груженых углем.
«Судя по картинке, пока что причальная линия не готова и из полувагонов уголь просто выгружали грейферами куда-то на площадку перед портом. Но ж/д линия теперь проходима, в стадии рабочего движения», – написал Сергей Сигачев, автор телеграм-канала «Блокнот Перископа».
Тихоокеанская железная дорога имеет одну колею, шпалы деревянные, протяженность – 531 км, а с учетом разъездов и станций — 626 км. Предполагаемый суточный трафик — 18 пар грузовых поездов.
Проект предполагал устройство одной промежуточной станции и 18 разъездов. Расчетный парк подвижного состава — 15 локомотивов и 1200 вагонов. После введения в действие Тихоокеанской железной дороги на ней будет занято 1,5 тысячи сотрудников. Параллельно железной дороге проходит технологическая автодорога.
Предложение о строительстве линии необщего пользования от угольного месторождения в Якутии до берега Охотского моря в Хабаровском крае впервые публично прозвучало в июле 2021 года на совещании в правительстве России, когда обсуждалась модернизация Байкало-Амурской магистрали. Год спустя стройка уже стартовала.
По первоначальному плану, который инициатор проекта УК «ЭЛСИ» представила в Минтранс России, строительство должно было вестись пять лет – с 2023 по 2027 год, а ввод в эксплуатацию был намечен на 2028-й. Однако инвестор решил ускорить процесс и запустить железнодорожную ветку и новый порт к концу 2024 года.
«За полгода возведено два четырехпролетных железнодорожных моста, к середине лета планируют построить третий. Они считаются одними из самых сложных сооружений, но работы не прекращались даже зимой, когда стояли 60-градусные морозы», – писала в июне 2023 года «Российская газета».
Железная дорога как воздух нужна компании, которая входит в первую тройку российских угледобывающих предприятий по объему добычи и транспортировки сырья.
«Коксующиеся угли Эльгинского месторождения – премиального качества, в них аномально низкое содержание серы и фосфора. Запасы угля на разрезе – более двух миллиардов тонн. По характеристикам оно сравнимо с углями знаменитых австралийских месторождений Гуниелла, Гордстон и Грегори. Благодаря высокому качеству якутский уголь востребован на мировом рынке, и подавляющая доля экспорта приходится на страны АТР», – писала «Российская газета».
Как сообщили в правительстве Республики Саха (Якутия), до 2020 года объем производства на Эльге составлял около пяти миллионов тонн, после изменений в управленческой политике произошел рывок: в 2022-м уровень добычи превысил 20 миллионов тонн, а к 2025 году предприятие хочет выйти на добычу 45 миллионов тонн.
Серьезным препятствием на пути угольщиков к выполнению намеченных планов и увеличению экспорта является нехватка пропускной способности железных дорог Восточного полигона. До строительства новой дороги уголь можно было вывезти только на БАМ по 360-километровой линии Эльга – Улак.
Ее начинало строить МПС, а заканчивал «Мечел», однако в последние годы УК «Элси» завершила ее модернизацию, увеличив пропускную способность.
«ТЖД обеспечит двойной эффект: угольщики повезут по ней свою продукцию и освободят часть провозных мощностей на БАМе и Транссибе – до 15 миллионов тонн», – говорил в 2022 году глава Хабаровского края Михаил Дегтярев.
Проект Тихоокеанской железной дороги полностью был реализован на частные средства. Первоначально инвестиции в проект оценивали в 97,1 миллиарда рублей, позже стоимость дороги выросла до 146,6 миллиардов. Срок окупаемости – семь лет.
Однако есть и риски. По мнению, директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, если состоится энергетический переход и страны Азиатско-тихоокеанского региона, прежде всего Китай, откажутся от угольной энергетики, то проект можно будет назвать тупиковым. Если же спрос на уголь сохранится, железная дорога будет очень выгодной.
Пассажирские перевозки по линии не планируются.
А чье это всё?
Построить частную железную дорогу на 500 км за два года – да еще и сделать так, чтобы для многих стало сюрпризом, что эта дорога вообще строилась – это надо умудриться.
Кто стоит за угольным бизнесом Эльги?
В 2020 году месторождение приобрел Альберт Авдолян у владельца «Мечела» Игоря Зюзина.
«Кажется, Авдоляна нисколько не смущает, что Эльга чуть не стоила Зюзину потери всего угольного бизнеса. Недавно новый собственник Эльгинского месторождения купил себе еще один угольный гигант — «Сибантрацит». Таким образом, за два года Авдолян стал крупнейшим производителем металлургических углей, а его состояние к 2022 году впервые достигло $1 млрд. Ранее Авдолян не был заметен на угольном рынке, а в бизнес-среде известен как партнер госкорпорации «Ростех», – писал Fobes два года назад.
О молодости Авдоляна почти ничего не известно. В его официальной биографии на сайте Эльги говорится, что он родился в Краснодарском крае. Затем следует пробел почти в 40 лет. Большинство знакомых Авдоляна говорят, что он вырос в Иркутске.
Отслужив два года в армии, Авдолян устроился в производственное объединение «Иркутскоблбыт», где продавал одежду. Впрочем, уже в начале 1990-х он сменил род деятельности и занялся экспортом леса.
В 2007 году вместе с Сергеем Адоньевым он учредил телекоммуникационную компанию «Скартел», которая в 2008 году впервые запустила в России беспроводной интернет по технологии WiMAXпод брендом Yota.
Осенью 2018 года Авдолян вошел в число акционеров группы предприятий в городе Лермонтове Ставропольского края, производящих минеральные удобрения и лигатуры. В 2019 году его структура «А-Проперти» приобрела Якутскую топливно-энергетическую компанию.
В начале 2020 года Авдолян завершил сделку по приобретению у ПАО «Мечел» 51% акций ООО «Эльгауголь», ООО «Эльга-Дорога» и ООО «Мечел-Транс-Восток». Эти компании выступают операторами Эльгинского месторождения, и после закрытия сделки команда Авдоляна погасила долг предыдущего владельца перед ВЭБ РФ, приступив к амбициозной инвестиционной программе, предполагающей девятикратное увеличение объемов добычи угля и десятикратное – переработки.
В декабре 2020 года «А-Проперти» купила 49% доли в Эльгинском проекте у «Газпромбанка», что позволило компании получить полный контроль над активами.
Свежие комментарии