Сразу вслед за Ту-160 в России приняли решение о возобновлении производства другой сверхзвуковой машины – Ту-22М3 в самой последней модификации и якобы такое решение уже принято.
Что стоит за возобновлением производства и какие странности в этом моменте присутствуют мы сейчас и попробуем рассмотреть.
На данный момент в России прослеживается чёткая тенденция на развитие парка Дальней авиации. Во-первых, очень серьёзно модернизируют Ту-95МС - он получит возможность нести крылатые ракеты Х-101, бьющие на дальность около 5500 км в ядерном варианте. Во-вторых, возобновили производство Ту-160 и сейчас создание первой машины с нуля не за горами, хотя ещё лет 7 назад это считалось невозможным. В-третьих, практически создан первый прототип перспективно «Посланника». Ну и в-четвёртых, капитально переработали Ту-22М3 до уровня М3М, но, похоже, на этом не собираются останавливаться. Появились довольно интересные новости о том, что на Казанском авиазаводе (он специализируется как раз на бомбардировщиках) начали работы с законсервированными планерами, коих там имеется 4 штуки. Стоят они ещё с 90-х и по сути самолётом не являются – там есть только корпус, крылья и шасси, в то же время вся «начинка» отсутствует, а это самый дорогой и сложный компонент. Так вот, якобы принято решение на основе этих планеров построить сразу 4 модернизованных ракетоносца уровня М3М. Что это за машины такие?
Модификация М3М – это новая версия хорошо зарекомендовавшего себя классического М3, только с рядом некоторых значительных улучшений. Первым по списку идёт наличие возможности оперативно установить штангу дозаправки – ранее этот функционал был недоступен, так как по договору СНВ-3 бомбардировщики бы считались носителем ЯО, в случае наличия этой самой штанги. Сейчас же видимо решили пересмотреть состав и немного сместить его в пользу Дальней авиации. Вторым по списку идёт, конечно же, новое вооружение и главным тут считается «Кинжал» в количестве четырёх ракет – гиперзвуковой боеприпас с дальностью около 1500-2000 км, летит к цели всего минут 7 на максимальную дистанцию. Бьёт как по кораблям, так и по суше – универсальное и крайне опасное оружие, в основе которого лежат наработки по 9М723 от Искандера. Также Ту-22М3М получит некие новые гиперзвуковые ракеты, способные размещаться во внутренних объёмах, что позволит ему дополнительно нести до 12 таких ракет (часто можно услышать название ГЗУР) и комбинировать их с «Кинжалом» - в последнее время Ту-22М3 применял в основном свободнопадающие боеприпасы, а сейчас значительно вырастет в возможностях (исключением является Х-32, но она значительно уступает перспективным боеприпасам и работает только по кораблям). Ну и последнее, о чём кратко хотелось бы сказать, так это полностью обновлённая электроника – т.н. стеклянная кабина, где аналоговые приборы практически отсутствуют.
Так вот, возникает вопрос, а с чем же связано подобное желание усилить воздушную компоненту ядерной триады? Это довольно интересный вопрос и вот почему – Россия и США недавно договорились продлить СНВ-3 ещё на пять лет, но по этому договору и мы, и американцы должны иметь ограниченное число носителей и развёрнутых ядерных боеприпасов. И если с последним проблем нет – можно снять пару блоков с МБР и готово, то вот с развёрнутыми носителями ситуация странная. Конкретно в России они наращиваются по всем фронтам без оглядки на Штаты. Взять хотя бы Дальнюю авиацию – мы строим Ту-160, модернизируем Ту-95, проектируем «Посланника» и всё это в конечном итоге приведёт к увеличению числа носителей, ведь о списывании старых пока речи не идёт вообще, в ближайшие 10-15 лет точно. И аналогичная тенденция прослеживается во всей триаде – в этом году к испытаниям приступают две ракеты для РВСН. Первая – это тяжёлый «Сармат», а вторая – это некая лёгкая ракета, которую уже испытали буквально на днях, что стало полной неожиданностью для всех. Ожидается, что она должна заменить или дополнить «Ярс-М», который только-только заменил «Тополя». Для чего создаётся столько машин, способных применять ЯО, если списание старых пока не предвидится?
Самое интересное в этой ситуации то, что производство «новых» Ту-22М3М идёт параллельно с расконсервацией и модернизацией старых Ту-22М3, коих в запасе имеется довольно много – первые такие работы стартовали ещё в 2019 году. Для чего столь существенное усиление пока не понятно.