Венесуэлу опять лихорадит, причем после президентских выборов в страну вернулись привычные «пейзажи»: толпы демонстрантов, горящие покрышки, разбитые витрины магазинов.
Да и геополитический контекст также во многом похож — снова соседи Каракаса по континенту стали говорить о возможном непризнании результатов голосования.
Что происходит в Боливарианской Республике и существует ли угроза «цветной революции»? Об этом «Парламентская газета» поговорила с политологом Игорем Пшеничниковым, который уже не первый год занимается проблемами Латинской Америки.
Разделенная страна
Все последние выборы в Венесуэле напоминали остросюжетную драму: то Уго Чавес вел свою кампанию на фоне борьбы с онкологией, то Николас Мадуро сражался за сохранение наследия почившего команданте. А электоральный процесс 2018 года вообще привел к тому, что на несколько лет страна раскололась на два лагеря: одни поддерживали Мадуро, а вторые — «альтернативного» главу государства, которым сначала был председатель парламента Хуан Гуаидо, а потом — вся Национальная ассамблея (впрочем, даже законодательное собрание также в итоге раскололось на признаваемое чавистами и одобренное оппозицией).
В итоге нынешнее голосование 28 июля было обречено стать скандальным. Как пишет ТАСС, борьбу за пост главы государства вели десять политиков. Правящая Единая социалистическая партия Венесуэлы (ЕСПВ) выдвинула своим кандидатом Мадуро, которого поддержали и союзники из числа левых движений, входящие в «Большой демократический полюс имени Симона Боливара».
Остальными участниками были оппозиционеры, главным из которых стал кандидат от коалиции правых партий «Унитарная платформа» Эдмундо Гонсалес. Его поддержала Мариа Корина Мачадо, которая победила на праймериз оппозиционных сил, но не участвовала в выборах, так как ранее была лишена политических прав.
Враги не дремлют
Выборы в Венесуэле уже традиционно являются не просто внутренним делом страны, а настоящим международным событием, так как США и их союзники регулярно пытаются повлиять на результат голосования. Вот и в этот раз за два дня до открытия участков высокопоставленный представитель американской администрации заявил, что США «готовы корректировать свою санкционную политику в зависимости от событий, которые могут разворачиваться в Венесуэле».
Намек был более чем прозрачный, ведь Боливарианская Республика с 2019 года является одним из рекордсменов по числу наложенных ограничений со стороны США и других западных стран. Наибольший ущерб экономике Венесуэлы наносят санкции против государственной нефтегазовой компании Petroleos de Venezuela (PDVSA), которые включают запрет на экспорт нефти и арест 30 миллиардов долларов, заблокированных в западных банках.
Живется стране в режиме постоянных ограничений несладко, и многие эксперты говорят о том, что в случае отмены санкций Каракас мог бы серьезно улучшить ситуацию в национальной экономике. На этом, кстати, играл и Гонсалес, который обещал в случае прихода к власти нормализовать отношения с Вашингтоном, что можно понимать и как возвращение американского бизнеса в страну и разморозку активов.
На чавистов угрозы США не особо подействовали, тем более что они опирались на дружественные им страны. На выборы должно было приехать около 600 международных наблюдателей, в том числе представители избирательных комиссий 65 стран, а также Центра Картера, Африканского союза и эксперты ООН. Не осталась в стороне и Россия, ведь наша делегация включала в себя членов Совета Федерации, Государственной Думы, Центральной избирательной комиссии, Общественной палаты и неправительственных организаций.
Новые протесты
Сами выборы прошли без особых происшествий, правда результаты удивили многих. Согласно бюллетеню Национального избирательного совета, опубликованному после обработки 80 процентов протоколов, Мадуро поддержали 51,2 процента проголосовавших, а Гонсалес получил поддержку 44,2 процента электората. Примечательно в этом то, что чависты победили с минимальным перевесом, хотя оппозиция и твердила о том, что власти будут подтасовывать итоги.
Впрочем, даже опубликованные цифры вызвали недовольство противников действующей власти. Лидер оппозиции Корина Мачадо не признала результаты народного волеизъявления и объявила победителем Гонсалеса, который якобы получил почти 2/3 голосов. Одновременно с этим на улицах крупнейших городов вспыхнули акции протеста, в ходе которых произошли столкновения с силовиками. В результате свыше 20 военнослужащих получили ранения в ходе массовых беспорядков, а десятки людей были арестованы.
В связи с ухудшением обстановки в Боливарианской Республике посольство России в Каракасе рекомендовало находящимся в Венесуэле россиянам соблюдать меры безопасности, избегать неблагополучных районов, мест массового скопления людей и в целом выхода на улицу. По информации диппредставительства, сведений об инцидентах в Венесуэле с участием российских граждан, а также о пострадавших среди них не поступало.
Несмотря на опасения повторений протестов прошлых лет, пока властям удается контролировать ситуацию. Тем не менее некоторые эксперты полагают, что при определенных условиях в стране могут повториться события 2017 года, когда, например, в Каракасе в течение нескольких месяцев оппозиционеры устраивали в буквальном смысле слова баррикады, перекрывая целые улицы столицы. Тогда в столкновениях противоборствующих сторон погибло более сотни человек.
Внешний фактор
Одновременно с внутренними протестующими активизировались и внешние противники Каракаса. Как писала «Парламентская газета», власти Аргентины, Гватемалы, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Панамы, Парагвая, Перу, Уругвая и Эквадора потребовали полного пересмотра итогов выборов. Как говорится в их совместном заявлении, этот процесс следует провести в присутствии независимых наблюдателей, «подсчет голосов должен быть прозрачным, а результаты не должны вызывать сомнений». Одновременно эти страны призвали провести срочное заседание организации американских государств, чтобы принять резолюцию для «защиты волеизъявления венесуэльского народа».
В результате в Каракасе приняли решение отозвать своих дипломатов из всех стран, не признавших итоги голосования (впрочем, с некоторыми из них дипотношения и так были разорваны еще раньше), а также приостановить авиасообщение с Панамой и Доминиканой.
Из числа латиноамериканских государств Мадуро поддержали Боливия, Гондурас, Куба и Никарагуа. Но, что намного более ценно, результаты выборов признали Россия и Китай. В частности, пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков отметил, что оппозиция «должна смириться со своим поражением» и «поздравить победителя этих выборов», а официальный представитель МИД КНР подчеркнул, что «Китай поздравляет Венесуэлу с успешным проведением президентских выборов и с успешной попыткой президента Мадуро переизбраться».
Майдан не пройдет!
По оценке политолога Игоря Пшеничникова, «не важно, с каким результатом победил Мадуро, самое главное — то, что он сделал это, согласно законодательству». Эксперт обратил внимание на то, что обострение ситуации в Венесуэле было предсказуемо, так как заранее были видны признаки того, что противники чавистов готовят меры, направленные на дестабилизацию обстановки. «Еще до выборов с подачи США появилось множество социологических опросов, которые говорили о том, что Мадуро проиграет с разрывом 20-30 процентных пунктов. И это притом что сам Гонсалес был не особо известен в Венесуэле, хотя его и продвигали в оппозиционных кругах и среди западных дипломатов», — подчеркнул Пшеничников.
Эксперт уверен, что США и западные страны пытаются реализовать силовой сценарий смены власти в Боливарианской Республике, инициировав в том числе и уличные беспорядки. При этом Пшеничников выразил сомнения в том, что Вашингтону удастся добиться успеха. «Ключевым фактором стабильности власти в Венесуэле, как и в любой стране Латинской Америки, является позиция вооруженных сил. Венесуэльская армия весьма лояльна к Мадуро и чавистам, благодаря чему можно спрогнозировать, что попытки Вашингтона не достигнут успеха», — поделился Пшеничников в беседе с «Парламентской газетой».
При этом эксперт обратил внимание на мощную информационную кампанию, направленную на то, чтобы сформировать мнение о нелегитимности Мадуро и его фальсификациях во время голосования. По оценке политолога, в мировых СМИ и соцсетях намеренно продвигается тезис о том, что власти Венесуэлы непопулярны в стране и не способны победить честно. Сам Пшеничников считает подобные публикации частью информационной кампании против Венесуэлы.