Французскому истребителю "Рафаль" очень сильно повезло. Было время, когда этот модный и достаточной дорогой самолёт вообще никому не был нужен.
При нынешнем повышенном спросе на данное изделие французского концерна Дассо Авиасьон, подобное заявление может показаться немного странным, но это - исторический факт.
В середине нулевых, начале десятых годов большинство солидных авиационных журналов те самые "Рафали" иначе как "самолёт-катастрофа" не называли.
И дело не в повышенной аварийности. Тут у "француза" всё достаточно ровно. Проблема была в наличие достаточного количества покупателей, чтобы оживить и вносить соответствующие времени новации в эту программу. Скажем прямо, что в ту эпоху покупателей у Дассо не было практически совсем. Их детище проиграло подряд сразу восемь тендеров. Имелись среди них и такие престижные, как в Южной Корее (та выбрала 40 единиц экспортной версии F-35) и в Саудовской Аравии (купила 84 единицы F-15SE). Потом были ещё Оман, Греция (1-й тендер), Швейцария, Сингапур и другие потенциально очень интересные заказчики. Но модный нынче "Рафаль" не проходил в них даже во второй этап конкурса. Французская пресса истерично прогнозировала для местного изделия самые мрачные перспективы. К тому времени уже исполнилось около четверти века со дня первого полёта "Рафаля", и весь мир грезил скорым переходом на "пятое поколение". Так что возможностей поднять проект из руин в каждым годом становилось всё меньше. Одной из последних надежд французского истребителя стал очень скользкий для Парижа тендер на поставки 48 (плюс опцион на 12) многоцелевых истребителей в Алжир. Это был весьма лакомый кусок, но существовал ряд "но". Во-первых, у Алжира к своей бывшей метрополии имелись серьезные старые счёты, и там не забыли страшную колониальную войну, развязанную Пятой Республикой в Северной Африке в 50-х годах прошлого века. А во-вторых, противостоял ему в тендере наш родной Су-30МК - в то время, да и сейчас - самый продаваемый истребитель тяжелого класса 21 века.
Но даже имея столь суровую историю алжирско-французских взаимоотношений за плечами, военные из североафриканского государства провели достаточно честный тендер, по итогам которого оба самолёта вышли в финал, оставив вне конкурса Ф-16, Еврофайтер Тайфун и ещё одного хронического неудачника, шведский истребитель СААБ Грипен. Интересной особенностью алжирского конкурса стало то, что местное военно-воздушное начальство потребовало в финальной стадии по три экземпляра истребителей для натурных испытаний над достаточно немаленькой, по любым меркам, территорией Алжира. И здесь Су-30 оказался в родной стихии. Оба самолёта, в пиковых показателях, поднимали примерно одинаковое количество оружия, но "сушка" и летала дальше, и что немаловажно, стоила заметно дешевле, при одинаковом ресурсе. Причем, дешевле стоил не только сам самолёт, но и оружие к нему, и обслуживание, и текущий ремонт. Через три дня полётов судьба конкурса была окончательно решена. Будущий командующий ВВС Алжира, а тогда командир испытательной группы полковник Хамид Бумаиза, в интервью местному военному изданию MENA Defense, коротко характеризовал Су-30 МК всего парой эпитетов - "красота и мощь", а французское изделие не удостоил даже упоминанием. Заказ более чем на сорок машин ушёл в Россию.
Французы тогда хотели вообще закрыть программу и попытаться догнать уходящий поезд с самолетом "пятого поколения", но случился знаменитый индийский тендер на лёгкий истребитель. И весьма неожиданно победа в нём досталась "Рафалю". Неожиданность, как позже выяснилось, была довольно условной, и менеджерам Дассо пришлось немало отстегнуть местным лоббистам и просто вороватым чиновникам, чтобы протолкнуть свой немного залежалый товар. С тех пор, как это ни странно, у "Рафаля" дела резко пошли в гору. Соединенные Штаты объявили войну всему российскому оружейному экспорту (закон CAATSA и другие ограничения), и на этом фоне у Франции появился шанс перехватить целый ряд заказов у колеблющихся стран, где до этого доминировали россияне. "Рафаль" по сути остался последним достойным неамериканским истребителем, который можно было купить, не испортив отношения с Вашингтоном.
Кстати, со времен алжирского конкурса с "сушкой" он в прямых коммерческих конкурсах больше не соревновался. В индийском тендере, вопреки распространенному заблуждению, участвовал МиГ-35, а не машина Сухого. После своих первых больших успехов, менеджмент Дассо Авиасьон обнаглел до того, что совсем недавно попытался сунуть нос на совсем уже российские "делянки", в виде стран, входящих в ОДКБ. Самый жирный клиент здесь, естественно, Казахстан. И вот теперь, спустя 15 лет после разгромного для французского самолета алжирского тендера, "сушка" и "Рафаль" вновь оказались лицом к лицу в конкурсе. И история опять повторилась. На днях наш среднеазиатский союзник завили о покупке звена Су-30СМ2, а инсайдеры с той стороны назвали сам тендер чистой формальностью.
Так что шансов у "Рафаля" в соревнование со своим главным конкурентом в нулевых и десятых по-прежнему фактически нет, несмотря на кучу санкций, под которыми оказалась наша авиационная промышленность. Как нет особых перспектив у той же Франции в дальнейшем воевать за рынки с Китаем, Россией и США. Ну нет в Пятой республике разработок по пятому поколению и внятных концептов шестого. И скорее всего, уже не будет.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!