Внеочередные парламентские выборы во Франции вызывают глубокую тревогу у ее европейских соседей, прежде всего Германии. Аналитики считают, что конечная победа как ультраправой партии "Национальное объединение", так и "Нового народного фронта" левых сил нанесет непоправимый вред французской экономике, которая уже находится в предкризисном состоянии. В свою очередь, это может вызвать цепную реакцию на континенте, поскольку Франция является второй по значению экономикой ЕС.
Согласно немецкой Tagesspiegel, особенную тревогу выражают представители бизнеса ФРГ. Как заявил глава Немецко-французской торгово-промышленной палаты Патрик Брандмайер, в случае победы крайне правых либо крайне левых партий сильно пострадает привлекательность Франции для инвесторов. Таково единодушное мнение как немецких, так и французских бизнесменов. Патрик Брандмайер отметил, что как правые, так и левые партии во Франции планируют в случае прихода к власти резко повысить государственные расходы, а также отменить многие из экономических реформ, принятых в последние семь лет президентом Макроном. Кроме того, почти наверняка будут повышены налоги, что заранее вызывает панические настроения у предпринимателей. В рядах оппозиционных партий прозвучали также призывы к пересмотру соглашений о свободной торговле в рамках ЕС и ограничению полномочий Еврокомиссии.
Наблюдатели констатируют, что государственная задолженность Франции уже велика и будет расти дальше. Она составила около 111% ВВП на конец первого квартала этого года, в Германии аналогичный показатель – около 65%. Резко выросла доходность французских гособлигаций, что значительно усложняет их обслуживание, увечился разрыв с немецкими 10-летними бондами. Кроме того, Франции грозят дисциплинарные меры Европейского союза в связи с дефицитом бюджета, который не должен превышать 60% ВВП.
Известный немецкий экономист Хенрик Мюллер считает, что в сложившейся ситуации ставки очень высоки. По его словам, если рухнет Франция, то рухнет и Европа. И это объяснимо. Франция – одна из стран-основательниц ЕС (в то время – ЕЭС), это вторая экономика Еврозоны, единственная атомная держава Евросоюза, член Совета безопасности ООН, а также исторически – "культурное ядро" Европы. Ни одна из стран Европы не имела на протяжении столетий столь устойчивого влияния на судьбы континента. Однако финансовый и государственный кризис этой страны станет сигналом и символом бедствия для всех европейцев.
Негативные сигналы, поступающие с биржи, связаны с дорогостоящими обязательствами Марин Ле Пен и ее "Национального объединения". Не меньше расходов наобещал и альянс левых сил, в который входят социалисты, "зеленые", коммунисты и левые популисты "Непокоренной Франции" Жан-Люка Меланшона. Во всех случаях речь идет о многомиллиардных расходах и обязательствах. Похоже, что "левые" и "правые" соревнуются в вопросе – "кто предложит больше". Речь уже идет не о бюджетных нормах ЕС, а о соблюдении разумных финансовых правил вообще. В частности, и "левые" и "правые" хотят еще больше снизить пенсионный возраст, который является одним из самых низких в Европе. Это ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет страны. Правый альянс предложил также ряд протекционистских мер, в том числе приоритет французским фирмам при выделении государственных заказов, что является вопиющим нарушением законов о внутреннем рынке ЕС.
Аналитики отмечают, что программа Марин Ле Пен по снижению налогов превосходит по радикальности меры, принятые премьер-министром Великобритании Лиз Трасс в 2022 году. Тогда это чуть не привело к финансовому краху, который с большим трудом удалось предотвратить Банку Англии, а сама Трасс ушла в отставку. Однако в программе Национального объединения заложен вдвое больший государственный дефицит, чем в свое время в Великобритании, а помощи Европейского центробанка ожидать не приходится. Дело в том, что ЕЦБ в принципе может прийти на помощь в случае угрозы финансовой стабильности. Однако это исключается в случаях грубых нарушений элементарных бюджетных правил. Помощь ЕЦБ из Франкфурта всегда обусловлена соблюдением жестких правил бюджетной экономии либо благоприятными для бизнеса экономическими реформами. Все эти правила разрабатывались еще более десятки лет назад тогдашним руководителем ЕЦБ Марио Драги с целью соблюдения стабильности еврозоны. Кроме того, правила ЕЦБ не допускают слишком большого спреда по облигациям стран еврозоны, как это уже имеет место в случае Франции и Германии. Уже в преддверии первого тура парламентских выборов во Франции премия за риск, которую инвесторы требуют за владение французскими долговыми обязательствами, увеличилась до уровня, близкого к семилетнему максимуму.
Наблюдатели уверены, что правительство "Национального объединения" во Франции (если оно будет создано) получит поддержку от ЕЦБ во Франкфурте и Еврокомиссии в Брюсселе только в том случае, если подчинится действующим европейским правилам, что для партии Марин Ле Пен может быть неприемлемо. Есть также вариант помощи со стороны Европейского стабилизационного фонда (ESM), однако его возможности слишком ограничены для такой страны как Франция.
В случае серьезного финансового кризиса возникает угроза цепной реакции, которая распространится на рынок облигаций, банки, биржу, кредитные организации, частные и государственные предприятия. Кандидат "Национального объединения" Жордан Барделла и сама Марин Ле Пен пытаются смягчить свои самые резкие заявления, такие как выход из Евросоюза (Фрексит) и валютной системы евро, поскольку это наверняка спровоцирует финансовый кризис невиданных масштабов. В интервью деловой LesEchosМарин Ле Пен признала, что над Францией нависла "долговая гора", которая представляет угрозу национальному суверенитету. Однако вину за это она возложила на политику президента Макрона.
Как оценивают финансовую ситуацию во Франции международные институты? Рейтинговое агентств S&P понизило кредитный рейтинг Франции с АА до АА-. Главная причина состоит в неспособности политического руководства удерживать финансы под контролем. Понижение кредитного рейтинга автоматически означает более высокую стоимость обслуживания долга, что ложится дополнительной нагрузкой на бюджет, дефицит которого составил в минувшем году 5,5%. В этой связи Международный валютный фонд назвал ситуацию во Франции "фискальной неэффективностью" (fiscalunderperformance). Перспективы остаются мрачными, Еврокомиссия оценивает рост долговой нагрузки Франции к 2034 году до 130% ВВП. Все эти негативные тренды связываются с неэффективной финансовой политикой президента Макрона. Тем временем Франция попадает во все большую зависимость от иностранных кредиторов, ее зарубежные долговые обязательства уже составляют 25% ВВП. Это означает, что Париж полностью зависит от доверия зарубежных инвесторов для поддержания финансовой стабильности. В этих условиях крупные расходы или снижение налогов полностью исключаются. Вот почему наблюдатели задаются вопросом: на чем основаны популистские обещания "Национального объединения" и объединенной левой оппозиции?
До сих пор в социальной области страна позволяла себя "роскошную жизнь", несмотря на ужесточение международной конкуренции. Уровень социальных расходов во Франции – один из самых высоких в мире и составляет около 30% ВВП. Официально установлена 39-часовая рабочая неделя – самая короткая в Европе. Минимальный возраст выхода на пенсию – 62 с половиной года, самый низкий в Европе. Для сравнения, в соседней Германии он составляет – 65-67 лет. Как долго сможет Франция продолжать жить не по средствам? Все попытки правительства увеличить рабочую неделю или возраст выхода на пенсию заканчивались неудачей ввиду массовых общественных протестов.
Свежие комментарии