С самого начала спецоперации русское общество поддержало армию: беспилотники, связь, тепловизоры, бронежилеты массово поставлялись на фронт волонтёрами, а средства на их приобретение передавали миллионы граждан. А что сейчас? Шаманов потребовал: "Хватит дурачить! ". Читайте в материале Царьграда.
ШЛЕПЧЕНКО ВЛАД
Как и любая запущенная проблема, нынешняя ситуация со снабжением формировалась годами. В нулевые было принято решение создавать небольшую, профессиональную, высокотехнологичную армию. Предполагалось, что России нужны своего рода экспедиционные силы, которые смогут наводить порядок в небольших региональных конфликтах. Стратегическую безопасность должна была обеспечить ядерная триада.
Сухопутные силы были сокращены, дивизии заменены на бригады. Огромные средства вложили в создание новых межконтинентальных ракет "Сармат", строительство подводных ракетоносцев, возрождение производства Ту-160. В результате страна обзавелась ракетно-ядерным щитом, который не позволяет Западу перейти от прокси-войны к прямому нападению.
А на СВО начали вскрываться недостатки этого подхода…
Это уже устарело
Выстроенная система снабжения, судя по всему, не перекрывает всех потребностей бойцов в современном конфликте. Множество видов снаряжения концептуально устарели. Яркий пример — средства бронезащиты.
До начала спецоперации единый общевойсковой бронежилет 6Б45 из комплекта "Ратник" считался одним из лучших для окопной войны. Да, отмечалось, что он тяжеловат, зато надёжен. Но началась СВО, и выяснилось, что стрелковый бой — не такая уж частая ситуация. Большинство ранений бойцы получают от сбрасываемых с квадрокоптеров гранат и миномётных мин, от разрывов кассетных снарядов, ударов FPV-дронами. И они приходятся по конечностям и в не защищённые штатной бронёй участки тела.
Соответственно, теперь куда важнее площадь тела, защищённая от мелких осколков, имеющих относительно невысокую проникающую способность. Волонтёры, группы энтузиастов и частные компании мгновенно отреагировали на этот вызов, начав производство противоосколочных штанов, курток, одеял и пончо. А государство…
Деньги на оснащение бойцов жертвуют миллионы наших сограждан. Именно благодаря этому Россия выстояла в самое тяжёлое время конца 2022-го — первой половины 2023 года. Однако на третий год борьбы оснащение армии за счёт граждан начинает выглядеть странным. На это обратил внимание бывший командующий ВДВ, а в настоящее время зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Владимир Шаманов:
Те, которые бывают за ленточкой, знают, что настоящая армия сегодня похожа на партизанский отряд. Она одевает себя за свои деньги, за счёт родственников, потому что качество того обмундирования, которое привозят и выдают, оно часто не подлежит никаким оценкам.
Когда Шаманов сказал это, депутаты оторвались от своих телефонов, и в зале стало тихо. А Шаманов продолжал говорить о том, что до настоящего времени в стране было две армии: первая представлена генералами-миллионерами, которые "обшиваются в ателье"; другая — та, которая реально воюет — ходила в чем придётся.
Отдельная проблема, по словам Шаманова, состоит в том, что гражданским лицам разрешили присваивать военные звания. В качестве примера он указал на арестованного заместителя министра обороны Тимура Иванова:
Зацепились за этого Иванова, но я хочу сказать: он не генерал, он гражданский человек. В своё время с позволения властей взяли и переодели госслужащих и других гражданских лиц в военную форму. Многих генералов развратили представители той же власти. Сидели там начальники, все не при делах, ничего не видели — в это кто-то верит? Поэтому хватит дурачить!
Секрет Полишинеля
На самом деле то, о чём сказал Шаманов, не является новостью. Нельзя сказать, что снабжения нет вообще и солдаты ходят голодные и босые. По ряду направлений снабжение на приличном уровне. Например, наши сухпайки считаются одними из лучших в мире.
По сравнению с 2022 годом ситуация несколько улучшилась, но по многим позициям наблюдается нехватка. Необходимо наращивание государственных усилий по производству/закупкам/поставкам необходимого параллельно с поддержкой и развитием народного ОПК,
— пишет известный военный эксперт Борис Рожин.
Нам противостоят далеко не дураки. Коллективный Запад нашёл уязвимое место в нашей доктрине, вырастив украинский русофобский режим. Тем самым западные стратеги смогли навязать России тот формат конфликта, к которому мы были готовы в наименьшей степени: большую континентальную войну фактически на своей территории.
И вот тут уже сыграл второй фактор — тот, о котором говорит Шаманов и которым теперь занимаются следственные органы: бюрократы-коррупционеры в руководстве Минобороны. Весной нынешнего года, кроме уже упомянутого замминистра Тимура Иванова, были арестованы:
- главный кадровик Минобороны, генерал-лейтенант Юрий Кузнецов;
- начальник Главного управления связи Вадим Шамарин;
- глава департамента по обеспечению гособоронзаказа Владимир Вертелецкий.
Военная доктрина России не исключала большой войны, для которой нужно проводить мобилизацию больших масс населения, однако рассматривала этот вариант как маловероятный. В результате в этом направлении сложились особенно благоприятные условия для разного рода злоупотреблений: деньги на подготовку выделялись, а жёсткого контроля за их расходованием не было.
В октябре 2022-го член Комитета Госдумы по обороне генерал-лейтенант Андрей Гурулёв сообщал, что со складов пропало полтора миллиона комплектов формы, которую готовили для мобилизованных:
Мне до сих пор непонятно, куда делись полтора миллиона комплектов, которые хранились на пунктах приёма личного состава. Откуда проблемы с формой, ещё с чем-то?
Были эти комплекты украдены и проданы или их никто и не думал производить, освоив бюджетные деньги старым методом приписок — вопрос к следственным органам.
Взгляд на перспективу
Рассматривая ситуацию в целом, можно отметить и ряд позитивных обстоятельств.
Во-первых, страна пережила самый опасный момент, когда, подобно "Титанику", на полном ходу налетела на айсберг новой реальности. Мы выдержали испытание, которое большинству наций мира сломало бы хребет.
Во-вторых, президент сменил министра обороны. Одновременно с этим центральный аппарат военного ведомства немного подчистили. Не вычистили до потери работоспособности и пустых коридоров, а убрали несколько одиозных фигур, которые, судя по всему, задавали правила игры.
Будут ли дальнейшие чистки? Не исключено, но намного важнее то, что происходит изменение подходов к решению актуальных проблем.
14 июня новый министр обороны Андрей Белоусов и помощник президента Алексей Дюмин, которого некоторые СМИ называют "любимым генералом Путина", провели совещание по вопросам поставок в войска беспилотных летательных аппаратов и средств радиоэлектронной борьбы. То есть тех средств, в применении которых ВСУ (пока) имеют наиболее выраженное преимущество.
Несколькими днями ранее Белоусов провёл встречу с военкорами и блогерами, которые в рамках спецоперации давно стали альтернативным каналом информации для высшего военно-политического руководства страны.
Я никогда не встречался с Сергеем Шойгу, но те, кто бывал на подобных встречах с ним, говорят, что разница просто как небо и земля,
— поделился впечатлениями от встречи автор популярного ТГ-канала Юрий Подоляка.
Мы обязательно победим. Однако процесс этот не будет ни лёгким, ни простым — в первую очередь потому, что для этого нам нужно будет понять и принять много неприятной правды о себе и о том, какие у нас реально существуют проблемы. Каждая решённая в тылу проблема будет отзываться успехами на фронте.