Глядя на реку, Наполеон предвкушал свой скорый триумф. Там, на другом берегу Немана, он одержит величайшую из своих побед, превратив Российскую империю в поверженного гиганта.
Амбициозный и опытный полководец, за плечами которого уже остался не один успешный военный поход, не сомневался: разгромить русских не составит труда.
Тогда Бонапарт не подозревал, насколько ошибочными оказались его расчёты.
Главный соперник французского правителя российский император Александр I тоже не сомневался в своей победе. Русские командиры учли прежние ошибки и были готовы дать отпор французам. Вот только изначальные планы царя потерпели крах.
Реалии войны показали, что само противостояние не соответствует представлениям о нём ни русской, ни французской армии. Но какими же были планы сторон? И почему каждому из противников пришлось отказаться от первоначальной стратегии?
Просто и эффективно
Понимая, что Россия стала главной помехой на пути к абсолютной власти в Европе, Наполеон решил устранить давнего противника. Прежде подписанный Тильзитский мир с русскими оказался лишь временным затишьем в русско-французских отношениях, которые неизменно ухудшались. Россия же негодовала из-за создания Бонапартом Великого герцогства Варшавского, к которому французский император намеревался прикрепить и часть западных территорий России. О скорой войне начали говорить уже в конце 1811 года.
Сам Наполеон считал, что противостояние с русскими окажется недолгим. Он предполагал, что Александр I сам нападёт на французские войска, двинувшись к польским землям. Это было бы крайне выгодным для Бонапарта. При таком раскладе французский император намеревался в течение нескольких недель расправиться с русской армий, разгромив её в окрестностях Варшавы.
По сути, план был простым и проверенным – прежде Наполеону уже не раз удавалось таким образом одерживать победы над противником. Незадолго до начала войны он заявлял французскому послу в Варшаве:
«Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу и обезоружу Россию».
Как видите, Наполеон даже предположить не мог, что ему придётся забираться в глубь России, а его войско будет измучено долгими походами и далеко не самым приятным для французов климатом.
Планы меняются
Теперь же предлагаю отправиться в Петербург того времени и понять, какие замыслы были у противника Наполеона Александра I. Поначалу полководцы намеревались сконцентрировать войска неподалёку от Двины. У местечка Дрисса предполагалось дать решающее сражение Наполеону. Многие командиры были уверены в успехе предстоящей операции.
Но вы наверняка заметили, что схема была той же, что и у Наполеона. Несомненно, если бы всё так и случилось, Россия вряд ли смогла одержать победу над французскими войсками. Несмотря на все преимущества, имеющиеся у русской стороны, враг ожидал именно таких шагов, а значит, сумел бы разгромить противостоящую армию.
Но, видимо, уже в последний момент стало ясно, что именно таких действий от русских и ждёт Наполеон. Александр I и его военачальники отказались от прежних планов и поступили неожиданным образом. Главные силы русских, объединённые в две армии, начали отступать от границ. А ведь этот план созрел у Александра гораздо раньше. Ещё в мае 1811 года он говорил французскому послу:
«Если жребий оружия решит дело против меня, то я скорее отступлю на Камчатку, чем уступлю свои губернии… За нас будут воевать наш климат и наша зима».
Русские «странности»
Практически без боевых действий, ведя арьергардные сражения, русские части отходили всё дальше, постепенно изматывая противника. Русские офицеры негодовали, не понимая, почему французам не дают отпор. Но в ярости пребывал и Наполеон. Он не рассчитывал, что война окажется столь продолжительной.
Готовясь к военной кампании, Наполеон знал, что ничего хорошего не могло ожидать войска, которые Россия «затягивала» в себя. Но выхода уже не было. Изнемогая от жажды, французские солдаты пили мутную воду из местных рек. Доставлять боеприпасы и продовольствие становилось всё сложнее. Французские военачальники мечтали о сражении с русскими, не представляя, до какой поры продлится это изнурительное преследование.
Находясь в Витебске, Наполеон созвал военный совет. Последний раз он делал это ещё в Египте, десять лет назад. Его планы никогда не рушились, а все расчёты оказывались абсолютно верны. Теперь же, обескураженный и потрясённый, Бонапарт желал знать мнения своих военачальников, которые и сами пребывали в недоумении из-за действий русских. Не исключено, что уже тогда, видя, как всё рушится на глазах, французский император предчувствовал своё скорое поражение, но не хотел верить в неизбежное.