На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Добрый Мир

6 069 подписчиков

Атака планировалась в другом направлении: Дагестанский бунт мажоров превратился в теракт

КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Кровавая вылазка террористов, унёсшая жизни 15 полицейских и пяти мирных жителей (включая настоятеля православного храма), обнажила проблему, на которую долгое время предпочитали закрывать глаза, – сращивание коррумпированных чиновников с вооружёнными исламскими радикалами.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ "ПЕРВОГО РУССКОГО"

За 2023 год на Северном Кавказе было предотвращено 21 преступление террористической направленности, включая 16 терактов. Об этом в начале марта этого года сообщил на совещании по вопросам национальной безопасности в регионах СКФО занимавший на тот момент пост секретаря Совбеза Николай Патрушев. Он уточнил также, что силовики нейтрализовали почти полторы сотни групп боевиков, в которые входили сторонники международных террористических организаций.

О террористической активности в Республике Дагестан в текущем году не сообщалось, однако известно, что 31 марта ФСБ предотвратила взрыв "в местах массового пребывания людей" в Каспийске. Как позже признался на допросе один из задержанных боевиков, бомбу они собирались подорвать либо на набережной, либо в парке Победы. В ваххабитскую ячейку входили "четыре иностранных гражданина", к своей акции они подготовились, по информации Федеральной службы безопасности, основательно: "провели разведку местности, изготовили самодельное взрывное устройство и приобрели автоматическое оружие", а после теракта намеревались выехать за пределы России. Было установлено, к слову, что бандиты "непосредственно участвовали в финансировании и обеспечении средствами террора исполнителей террористического акта, совершённого 22 марта 2024 года в концертном зале "Крокус Сити Холл".

Хронология атаки террористов

Атака началась около шести часов вечера в воскресенье, 23 июня, – в день, когда православные отмечают праздник Святой Троицы.

В Дербенте две группы боевиков практически одновременно напали, бросив самодельные взрывные устройства и зажигательные смеси, на церковь Покрова Пресвятой Богородицы (улица Ленина, дом 22) и синагогу Келе-Нумаз (улица Таги-Заде, дом 94). Возле обоих зданий на улице дежурили полицейские, поэтому бандиты тут же открыли по ним огонь.

Всё произошло неожиданно. Сотрудники МВД даже не успели среагировать. Один полицейский рядом с церковью был убит сразу, наповал, второй – ранен. Тогда террористы ворвались на территорию церкви и, моментально сориентировавшись, рванули не в сам храм, а в дом, где проживал настоятель. Буквально сразу на их пути встал настоятель храма – протоиерей Николай (Котельников),

– рассказал источник "Первого русского".

Как-то так получилось, что они буквально наткнулись на него, – и тут же застрелили. Затем выбежали обратно, запрыгнули в белый "Фольксваген Поло" и умчались.

В то же самое время другая группа, забросав зажигательными смесями синагогу, открыла огонь по полицейским, дежурившим на улице. Погибли один сотрудник, охранник и двое прохожих. Здание вспыхнуло моментально, превратившись в считаные минуты в столб пламени. Боевики скрылись.

Атака в Махачкале случилась на полчаса позже. Примерно в 18:30 третья группа боевиков напала на полицейский наряд, находившийся возле церкви на улице Мирзабекова (местные жители даже после переименования в 2012 году по привычке называют её улицей Орджоникидзе). От выстрелов из автоматов погибли на месте четверо сотрудников МВД, ещё несколько были ранены.

Ряд не связанных друг с другом источников уточняют, что расстрел произошёл при въезде с площади Коминтерна (она находится совсем недалеко от синагоги) на улицу Буйнакского, которая уже далее переходит в улицу Мирзабекова.

Возможно, в столице Дагестана жертв среди гражданских могло быть больше – бандиты предприняли попытку ворваться в храм, однако на их пути встал охранник по имени Михаил, который выскочил им навстречу, задержав буквально на несколько секунд, но именно этих мгновений хватило, чтобы прихожане успели запереться изнутри. Он погиб, но не пропустил их.

В церкви закрылись 19 верующих с детьми, и, пытаясь добраться до них, террористы расстреляли стальную дверь в торце храма. Позже, ночью, спецназ взял штурмом захваченный террористами собор, судя по опубликованным видеозаписям, заходя уже через центральные двери храма.

Опубликованы также видеозаписи происходивших при свете дня перестрелок на улице Магомета Гаджиева, проходящей к югу параллельно улице Мирзабекова, причём террористы действовали там, уже передвигаясь на захваченном внедорожнике ППС. Уже поздно ночью спецназ взял штурмом собор, выведя прихожан (в том числе, как упоминалось выше, и детей).

Боевики обстреляли из подствольного гранатомёта окна единственной в городе синагоги (улица Ермошкина, дом 111). На стальных дверях синагоги террористы написали цифры "2:120" и "8:39", отсылая к двум аятам Корана. Первый, из суры "Аль-Бакара" ("Корова"), в популярном в Сети переводе Эльмира Кулиева переводится с арабского так: "Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: "Путь Аллаха – это прямой путь". Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником". Второй – из суры "Аль-Анфаль" ("Трофеи"): "Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают".

На фоне горящей синагоги террористы записали видео, обнаруженное позже на телефоне одного из них – Османа Омарова:

Вот горит ихняя синагога. Будут унижены эти кафиры, муртады, эти твари, будем снова убивать их, унижать.

Стоит пояснить эти исламские термины. "Кафиры" – это "неверные" (от арабского "куфр" – "неверие"). "Муртады" – "отступники" (от арабского "иртитад" – "отрицание").

И наконец примерно в семь часов вечера их блокировали рядом с рестораном "Встреча" на улице Каммаева – недалеко от развязки с проспектом Казбекова и Федеральным шоссе. В ходе перестрелки двое бандитов были ликвидированы.

Главной целью был православный священник?

Судя по всему, и сам день, и объекты были выбраны не случайно.

По данным нашего источника, есть основания полагать, что протоиерей Николай (Котельников), один из старейших служителей Церкви на Северном Кавказе, был одной из главных целей террористов. Дело в том, что сообщение с его фотографией было закреплено в чате, посредством которого, предположительно, боевики координировали свои действия между собой.

ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ (КОТЕЛЬНИКОВ) БЫЛ ОДНИМ ИЗ СТАРЕЙШИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ // СКРИНШОТ ПОСТА В ТГ-КАНАЛЕ ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ И АЛАНСКОЙ ЕПАРХИИ

Опять же, стоит уточнить: официальных подтверждений, что чат действительно принадлежал им, пока нет. Равно как и вызывает вопросы то, что название чата ("Хвел неверным", то есть "Смерть неверным") и переписка в нём – на аварском языке, тогда как, что будет показано далее, террористы происходили из даргинского села Сергокала.

У ТЕРРОРИСТОВ БЫЛ СВОЙ ЧАТ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЙ ОНИ КООРДИНИРОВАЛИ СВОЮ АТАКУ // СКРИНШОТ ИЗ СОЦСЕТЕЙ

Церковь и синагогу террористы ещё и подожгли. После перестрелки с сотрудниками МВД, получившими подкрепление из соседних населённых пунктов (известно, что в перестрелке в Дербенте был смертельно ранен начальник отделения полиции города Дагестанские Огни подполковник Мавлудин Хидирнабиев), террористы были блокированы в одном из зданий рядом с рестораном Hayal (улица Эдисона Пашабекова, дом 4/5), находящемся примерно в полукилометре к северу от вышеупомянутых культовых зданий.

Папа – глава района. И им всё можно?

Сразу несколько уничтоженных в ходе КТО в ночь с 23 на 24 июня террористов оказались близкими родными главы Сергокалинского района Магомеда Омарова: Адиль и Осман являются его сыновьями, а Абдусамад Амадзиев – племянником.

Омаров-старший – выходец из рядов дагестанского комсомола: он был завотделом Сергокалинского райкома ВЛКСМ, потом работал инструктором уже райкома КПСС – там же, в Сергокале. В официальной биографии на сайте районной администрации (она, кстати, до сих пор там есть) указывается, что с 1993 по 2007 год Магомед Омаров трудился "в банковских структурах" (речь идёт, видимо, о банке "Эльбин", где он занимал кресло предправления; ЦБ отозвал у этого банка лицензию в 2018-м), затем избирался депутатом Народного собрания Республики Дагестан, а с 2010 года занял пост главы родного района.

РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ СООБЩАЛИ, ЧТО ОМАРОВ ОТПРАВЛЕН В ОТСТАВКУ, НО НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ СЕРГОКАЛИНСКОГО РАЙОНА ОН ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗНАЧИТСЯ ЕГО ГЛАВОЙ // СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА SERGOKALA.RU

Примечательная деталь: когда после теракта силовики приехали на задержание по месту жительства Магомеда Омарова, им пришлось, по сути, штурмом брать настоящий дворец "районного масштаба" – глава семейства (всего у Омарова восемь сыновей) обосновался в огромном коттедже, обнесённом пятиметровым забором. При этом, согласно декларации о доходах (в последний раз публиковалась по итогам 2021 года), его годовой доход составлял 1,1 млн рублей. В личной собственности – ничего. Особняк на 300 кв. м в пользовании и участок пять соток. На жену записаны 152,2-метровая квартира и какой-то "царский", судя по площади, гараж – 120 кв. м, а также у неё в пользовании дом (234,2 кв. м и участок 28 соток).

Омарова-старшего задержали.

На площади в центре Сергокалы неизвестные обстреляли машину с полицейскими. Один ранен. Для выполнения боевого задания силовики направились на место,

– кратко говорится в сообщении МВД Дагестана.

Происходила ли эта перестрелка в контексте задержания Омарова – неизвестно. Но вполне вероятно, учитывая хронологию событий, – информация об обстреле появилась вскоре после того, как МВД сообщило об отправке сотрудников для ареста главы.

В ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ У ОТЦА ТЕРРОРИСТОВ, ГЛАВЫ РАЙОНА – НИЧЕГО // СКРИНШОТ ДЕКЛАРАЦИИ О ДОХОДАХ С САЙТА АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА

Про братьев Омаровых между тем известно, что их в Сергокале местные опасались, даже боялись. Осман, младший из них, по нашей информации, ранее работал в таможенной службе, откуда уволился в 2015-м, спустя два года зарегистрировал КФХ в родном селе, занимался разведением молочного рогатого скота.

Другой брат, Адиль, есть такие оперативные сведения, контролировал одну строительную фирму, где работал ещё один их товарищ – Далгат Даудов.

Как признал на допросе Магомед Омаров, он знал, что сыновья стали последователями ваххабизма, но молчал. Мол, сам-то я не разделял их взгляды, а они парни взрослые, сами решают, что делать.

БОЕВИК С АВТОМАТОМ – ОСМАН ОМАРОВ. ПОЗЖЕ ОН БУДЕТ ЛИКВИДИРОВАН // СКРИНШОТ ВИДЕО С КАМЕР НАБЛЮДЕНИЯ

Известно, однако, что ещё в 2018-м Омарову-старшему местные жаловались на поведение сыновей, которые устраивали форменный беспредел, избивая людей. Но их отец тогда подал в суд на одно СМИ, тем дело и закончилось.

Следующий участник теракта – Али Закаригаев, племянник Омарова и тоже местный бизнесмен, но не только. Как выяснилось, он с некоторых пор начал делать активную партийную карьеру: в 2021-м Закаригаев стал членом партии СЗРП, а уже через год возглавил её районное отделение. При этом сам глава района Магомед Омаров возглавлял районное отделение "Единой России", на следующий день после теракта его исключили из партийных рядов. Закаригаева, впрочем, тоже убрали с руководства Сергокалинского СЗРП.

Ещё один ликвидированный террорист – Гаджимурад Кагиров – приходится двоюродным племянником занимавшему в 2015–2018 годах пост мэра Махачкалы Мусе Мусаеву (до того он возглавлял дагестанский Минстрой), который за махинации с землёй на десятки миллионов рублей получил четыре года колонии, но менее чем через год после осуждения уже вышел на свободу по УДО. При назначении Мусаева "Махачкалинские известия" описали его со слов пресс-службы мэрии как "даргинца, уроженца Сергокалинского района". Так вот Кагиров, мастер спорта по вольной борьбе, боец ММА и воспитанник бойцовского клуба Eagles FC, принадлежащего Хабибу Нурмагомедову, работал у своего дяди охранником-водителем.

"Сергокалинский джамаат"

Дагестанские журналисты указывают на то, что радикалы давно уверенно чувствовали себя в Сергокале, где открыли свою мечеть (которую и посещали ликвидированные этой ночью террористы) и открыто выступали против официального духовенства. Способствовало этому и пребывание Османа Омарова ранее в Турции, где он мог сойтись с местными радикалами. Атаки на церкви в Махачкале и Дербенте напоминают по "почерку" расстрел молящихся в католической церкви Святой Марии 28 января 2024 года в Стамбуле, ответственность за который взяло на себя "Исламское государство"*.

На них давно жалобы поступали. Я с муфтиятом Дагестана довольно часто переписываюсь, и они упоминали, что в Сергокале препятствовали их работе,

– подтвердил Царьграду исламовед Роман Силантьев.

Более того, как считает хорошо информированный о настроениях в республике Силантьев, выступление радикалов было ожидаемым:

Что случилось вчера, предварялось мощными наездами на муфтия Дагестана. В прошлую пятницу пытались людей в Махачкале на улицу вывести, чтобы освободили от уголовной ответственности погромщиков в махачкалинском аэропорту, которых недавно приняли решение судить в Армавире. Экс-депутат Госдумы Умаханов после обращения известного радикала Халидова написал даже соответствующий запрос председателю Верховного суда. Ожидалась атака на муфтия, а произошла атака на другом направлении.

Похожая ситуация со сращением местных чиновников с радикалами, по данным Силантьева, наблюдается и в ряде других районов Дагестана, причём в это втянуты и покрывающие их деятельность сотрудники правоохранительных органов.

Эту проблему, наверное, уже пора решать, потому что она существует уже десятилетиями. Эти люди самовоспроизводятся,

– резюмирует исламовед.

Аналогичное мнение высказал сенатор от Запорожской области Дмитрий Рогозин:

Депутат Госдумы от Дагестана Гаджиев считает, что за терактом в республике стоят спецслужбы Украины и стран НАТО. А я считаю, что если мы каждый теракт, замешанный на национальной и религиозной нетерпимости, ненависти и русофобии, будем списывать на происки Украины и НАТО, то этот розовый туман приведёт нас к большим проблемам. В чужом глазу соринку видим, в своём – бревна не разглядим. А пора бы.

Что с того?

Анализ произошедшего теракта опровергает расхожую логику, что терроризм якобы вызывается отсутствием социальных лифтов или экономическими проблемами, а поэтому лечится просто "заливанием деньгами" регионов. Сыновья и племянники главы района, очевидно, не имели препятствий к карьере, занимая видные посты в политических партиях, и, как показывают выписки из баз юридических лиц, имели свой бизнес. Наконец, террористы, очевидно, располагали средствами для покупки самых дорогих единиц оружия (например, один из них запечатлён на видеозаписи с американской штурмовой винтовкой AR-15, лицензированные версии которой легально доступны в России по цене от 150 тыс. руб., хотя существует масса гораздо более дешёвых нарезных карабинов). Вопрос в другом.

Если внимательно почитать популярные в Дагестане Telegram-каналы или аккаунты знаменитостей (среди которых немало бойцов ММА) в разных соцсетях, сложно не заметить, что, во-первых, читателю навязывается вместо патриотизма интернациональная идентичность мусульманина, не связанная со страной его проживания (отсюда и поддержка Палестины, и мода на арабский никаб), во-вторых, формируется картина "ущемления мусульман". Речь даже не только о вызывавших целые митинги событиях в Палестине или Мьянме, но даже о новостях вроде той, что в Индии в какой-то школе обидели местную мусульманку, которая не имеет никакого отношения ни к России вообще, ни к Кавказу в частности. Отсюда и формирующаяся у их аудитории глобальная обида на весь мир, влекущая желание "отомстить неверным". А конкретным толчком к массовой бойне может стать любое малозначимое событие.

Немаловажно и упоминание террористов про муртадов. Дело в том, что так радикалы называют и мусульман, отступивших от Аллаха или даже просто имеющих такое желание.

Такая идеология, называемая такфиризмом (арабское "такфир" значит "обвинение в неверии"), была подробно разработана в 1960-е годы в Египте идеологом "Братьев-мусульман"* Сайидом Кутбом. Правивший тогда в Египте президент Гамаль Абдель Насер не просто был верующим мусульманином, но даже провозгласил в Конституции 1956 года ислам государственном религией и ввёл изучение Корана в государственных школах. Так вот, находившиеся в оппозиции к нему "Братья-мусульмане"* провозгласили, что уклонением в неверие для мусульманина является любое действие, несовместимое с идеологией конкретно их учения, и неважно, соблюдает ли человек основные догматы ислама, например посещение пятничной молитвы. Поэтому не действует и другой популярный тезис – что терроризм лечится постоянной апелляцией чиновников к религии, строительством и демонстративным посещением мечетей и т. д.

А если проще, нам нужна внятная политика на Северном Кавказе. И реакция на события на государственном уровне – жёсткая и принципиальная.

*ИГИЛ, или ИГ, а также "Братья-мусульмане" – организации, признанные террористическими в России, их деятельность запрещена.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх