На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Добрый Мир

6 071 подписчик

Что пишут американцы о самых быстрых в истории подводных лодках. Советских, само собой

В том числе и об операции ЦРУ по доставке из СССР титана, применявшегося при их постройке.
27K прочитали

В том числе и об операции ЦРУ по доставке из СССР титана, применявшегося при их постройке.

Поскольку сами они его с нужным качеством производить не умели, а строить разведывательные самолёты с его применением сильно хотели.

В том числе и об операции ЦРУ по доставке из СССР титана, применявшегося при их постройке.

Однако обо всём по порядку.

Попалась мне на глаза статья The Soviet's 'Golden Fish' Missile Submarine Still Holds The Record As The World's Fastest, автор Джозеф Тревитик .

"Советская ракетная подводная лодка "Золотая рыбка" по-прежнему остаётся самой быстрой в мире".

В другой статье, автора Тайлера Роговей, рассказывается о потомках этой "Золотой рыбки", лодках проекта 705.

Почему "Золотая рыбка"? Потому что в конструкции лодки широко применялся титан, материал недешёвый, да и начинка в сумме тянула на заоблачную стоимость. Американец не был бы самим собой, если бы не начал статью так: К-162 / К-222, единственная из когда-либо построенных подводных лодок проекта 661, была произведена по прямому приказу ЦК Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров страны от 28 августа 1958 года.

Проект 661 также был известен в Советском Союзе как класс « Анчар», а НАТО относило его к классу « Папа» , хотя была построена только одна такая лодка. Другой её снимок:

В том числе и об операции ЦРУ по доставке из СССР титана, применявшегося при их постройке.-2

Лодка должна была развивать скорость под водой свыше 40 узлов. За счёт чего этого можно добиться? В первую очередь за счёт обтекаемых форм, более лёгких материалов и высокой удельной мощности энергетической установки. А это потребовало создания более мощных реакторов при уменьшении их размеров и веса.

Советам никогда не приходилось строить такие большие детали из титанового сплава. Таким образом, в то время как изготовление отдельных компонентов для проекта 661 началось в 1962 году, необходимость разработки совершенно новых и сложных производственных процессов привело к тому, что подводная лодка была официально заложена только в декабре 1963 года.

В качестве теплоносителя реакторов был применён сплав свинца и висмута. Такой сплав имел ряд неоспоримых преимуществ, в отличие от других типов реакторов с жидкометаллическим охлаждением, таких как натриевые или натрий-калиевые, LBE не реагирует самопроизвольно с воздухом или водой, уменьшая размер и сложность всей системы теплоносителя и устраняя риск взрыва в случае утечки. К сожалению, LBE гораздо более агрессивен и имеет более высокую температуру плавления.

Уважаемые читатели - всё, что написано курсивом, это перевод американского текста. На самом деле реакторы были водо-водяные. Так что в этом моменте мистер Тревитик ошибся.

Это означает, что этот тип реактора обычно имеет более короткий общий срок службы, и существует риск затвердевания теплоносителя, если температура реактора опускается ниже определенной температуры, что требует значительной мощности, чтобы поддерживать его в достаточно теплом состоянии в любое время. Кроме того, в процессе эксплуатации образуется высокорадиоактивный полоний-210, что требует особой осторожности при эксплуатации этих реакторов.

В итоге, скорость лодки в подводном положении составляла 44 узла, а во время испытаний она якобы достигла 51 узла. По своим скоростным показателям лодка занесена в книгу рекордов Гиннеса. Ничего подобного ни в одном флоте не создавалось. А надо ли?

Ее высокая скорость выявила проблемы, с которыми никогда не сталкивались другие подводные лодки. Дело в том, что несмотря на все ухищрения конструкторов, обтекание водой корпуса на таких скоростях производило шум до 100 децибел, что можно сравнить с шумом проезжающего рядом грузовика. Впервые "Золотая рыбка" была засечена американской авиацией в июле 1981 года, самолётом Орион Р-3 патрульной эскадрильи One Zero (VP-10), за что эскадрилья получила почётную грамоту Министра военно-морского флота. В сентябре её заметили пара VS-30 Vikings с авианосца "Форрестол"

В том числе и об операции ЦРУ по доставке из СССР титана, применявшегося при их постройке.-3

Хотя титан сам является слабым магнитом, это не сделало пр. 661 недоступным для обнаружения самолетами с детекторами магнитных аномалий (MAD). Это связано с наличием магнитных металлов в сплаве, а также различных других компонентов внутри самой подводной лодки.

Лодка была введена в строй в 1969 году, выведена в запас в середине 80-х.

Она послужила неоценимым источником опыта при создании следующего поколения, лодок проекта 705. Их подводная скорость тоже превышала 40 узлов, хотя уступала скорости "Золотой рыбки".

Интересная подробность о степени секретности в СССР. Неопровержимые доказательства, что и эти лодки строились с применением титана, были получены ЦРУ только через 10 лет, после того, как несколько титановых стружек из цеха, где изготавливались секции корпуса, были тайно вывезены за границу. И это надо было ещё ухитриться, ибо, как пишет Тревитик, рабочие находились в цехе, заполненном газом аргоном в подобии "лунных" костюмов с индивидуальной подачей воздуха для дыхания. Хотя есть другой вариант спецоперации - якобы стружки добыли из кузова грузовика, вывозившего их с завода.

ЦРУ приложило свою руку и в другой истории с титаном. Как раз в тот период в США создавался разведывательный самолёт SR-71Blackbird

В том числе и об операции ЦРУ по доставке из СССР титана, применявшегося при их постройке.-4

На полной скорости поверхность самолета нагревается до температуры 260 ° C + (500 ° F). Предметы внутри кабины нагреваются до 120 ° C, если в самолете не будет надлежащей системы кондиционирования воздуха. Именно титан больше всего подходил для его конструкции.

"ЦРУ создало несколько компаний прикрытия, которые использовались для закупки титана, необходимого для строительства Blackbirds, в Советском Союзе - довольно иронично, учитывая, что многие миссии заключались в передаче информации о стране, из которой были закуплены материалы". Всего во время холодной войны с Советским Союзом было совершен 3551 самолето-вылет, чтобы шпионить за военными объектами, перемещениями войск и ядерными шахтами. Шпионское оборудование самолета позволяло ему обследовать поверхность Земли площадью 260 000 кв.км в час с высоты 24 000 м.

Но вернёмся к лодкам пр.705, по НАТОвской классификации "Альфа". Вот на них точно устанавливался реактор с жидкометаллическим теплоносителем.

Небольшой размер, водоизмещение всего 3200 тонн под водой, означал, что количество экипажа пришлось резко уменьшить, поэтому необходимо было разработать очень инновационную автоматизацию, чтобы позволить экипажу из 31 человека выполнять работу, которая обычно поручается команде в два, три или даже в четыре раза больше.

Из-за ограничений по численности экипажа «Альфы» должны были быть укомплектованы полностью офицерским составом и мичманами, взятым из сливок ВМФ России. Из-за небольшого экипажа и ограниченного доступа к чувствительным компонентам, в море не проводилось никакого технического обслуживания, за исключением аварийного ремонта, и вся лодка управлялась из единого поста управления, на вахте находилось всего восемь офицеров.

В том числе и об операции ЦРУ по доставке из СССР титана, применявшегося при их постройке.-5

Ультрасовременные и иногда менее надежные автоматизированные системы, небольшой экипаж и недолговечные реакторы удерживали их в порту гораздо больше, чем их традиционно скомпонованных собратьев. Таким образом, как и их аналоги в авиации МиГ-25, лодки класса «Альфа» использовались в качестве перехватчиков в боевой готовности, а не для длительного патрулирования. Они будут ждать в порту, пока цель не будет обнаружена, после чего они выберутся из своей гавани и бросятся к последнему известному местоположению этой цели. Там они начинали свою игру в кошки-мышки, и это была игра, в которой они были невероятно хороши.

Всего таких лодок было построено 7 единиц. Последняя списана на слом в 1996 году.

И в заключение интереснейший комментарий американского подводника под упомянутой статьёй

Daniel MacCabe:

Альфа действительно была потрясающей.

В середине 90-х я был техником по сонарам на подводной лодке USS Houston. «Альфы» не использовались достаточно долго, и никто на борту их не видел (или слышал, в зависимости от обстоятельств!). Это была одна из тех машин, которые на самом деле были скорее экспериментом, чем практическим оружием. Они были известны тем, что были очень громкими практически при любых обстоятельствах.

Жидкометаллический реактор также был хорошо известен поистине шокирующим количеством паразитного излучения, которое он извергал, и кратковременное пребывание членов экипажа на борту было вынужденным из-за опасений, связанных с облучением. Это много говорит о том, что россияне с их явно слабой культурой безопасности были обеспокоены радиацией. Более поздние разработки перешли к более стандартным и гораздо более простым в эксплуатации реакторам с водой под давлением, которые часто используются в западных военно-морских силах.

Корпус был еще одной вещью, которая в то время казалась отличной идеей, но, возможно, не была такой практичной в окончательной оценке. Кажется, что титан обладает некоторыми замечательными качествами, такими как отсутствие магнитной сигнатуры, легкий вес и очень высокая прочность, но у него есть два огромных недостатка: стоимость и хрупкость. Alfa может идти глубже, чем любая другая военная подводная лодка (без учета DSRV и других особых чудаков), и, безусловно, может идти на глубине быстрее, чем что-либо из когда-либо построенных - я считаю, даже по сегодняшним стандартам. Однако у титана было только ограниченное количество циклов сжатия, прежде чем он начал трескаться - еще один фактор, который серьезно ограничил срок службы этих лодок.

Тем не менее - они построили лодку, которая могла обогнать торпеды НАТО и превзойти их до начала 80-х.

Я не уверен, что они могли быть на самом деле оперативно эффективными , потому что скорость не только заставляет вас шуметь, но и затрудняет поиск целей, поскольку вы не можете их услышать из-за собственного шума. Возможно, им бы удалось избежать наших атак, но я менее уверен, что они могут эффективно атаковать из-за относительно примитивного состояния советской электронной промышленности и отсутствия у них сложной технологии пассивных гидролокаторов.

Русские извлекли уроки из Alfa, в первую очередь из-за очень хорошей формы корпуса, и построили несколько последующих проектов, которые были более традиционными, менее впечатляющими на бумаге, но намного, намного более эффективными с точки зрения эксплуатации. Akula и VictorIII явились явным шагом вперед по сравнению с конструкцией Alfa и работают очень тихо.

У Советов был талант к конструированию и дизайну, которого не хватало странам НАТО. Советские подводные лодки просто круто выглядели, как и многие их самолеты, танки и другая техника.

Кстати, американская лодка "Сивулф" тоже первоначально имела реактор аналогичного типа, только в качестве теплоносителя использовался расплавленный натрий. Через два года его демонтировали и больше к ним не возвращались.А здесь статья о последней лодке этой серии, лодке-шпионе: Самая секретная американская подлодка и пиратский флаг над ней

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх