Закон о запрете канонической Украинской православной церкви, принятый Верховной радой, спровоцирует новую волну изъятия храмов и передачи их раскольникам, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
Вместе с тем они сомневаются, что в УПЦ способны оказать какое-либо действенное сопротивление украинским властям, учитывая, что самые бескомпромиссные иерархи уже находятся либо под следствием, либо под арестом.
Какие шаги предпримет УПЦ и усилит ли новый закон раскол в обществе — в материале «Известий».
УПЦ вне закона
Депутаты Верховной рады подавляющим большинством приняли 20 августа скандальный законопроект, запрещающий каноническую Украинскую православную церковь. За нормативный акт, который вступит в силу через 30 дней, проголосовали во втором чтении 265 парламентариев. Как заявил в своем Telegram-канале украинский депутат Ярослав Железняк, у УПЦ будет девять месяцев, чтобы «разорвать связи с РПЦ». Заявление звучит абсурдно, учитывая, что в мае 2022 года УПЦ и так официально объявила о «полной самостоятельности и независимости» по отношению к Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП).
И тем не менее, учитывая историческую связь УПЦ и РПЦ МП, Раде было важно провести этот законопроект, принятый в первом чтении еще в октябре 2023 года, однако долгое время не выносившийся на второе, очевидно, из-за опасений вызвать недовольство на Западе. Комментируя решение украинского парламента, международный правозащитник и адвоката УПЦ Роберт Амстердам заявил, что большинство депутатов поддалось-таки «националистическому давлению».
Со своей стороны, глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент (Вечеря) заявил, что текст закона противоречит конституции государства и целому ряду принципов, которые Украина ратифицировала в международных договорах, как демократическое государство.
«Если бы миллионы верующих украинских граждан знали, что нынешний парламент будет запрещать церкви, то, очевидно, на выборах сформировали бы совершенно иной его состав», — приводят его слова СМИ.
В РПЦ решение Верховной рады окрестили «беззаконным актом», создающим правовую базу для тотальной ликвидации приходов канонической УПЦ — религиозной общины, объединяющей большинство украинцев.
«Над Украинской православной церковью совершается расправа за ее отказ присоединиться к организации раскольников и самосвятов, созданной в качестве политического проекта, направленного на уничтожение общего духовного наследия русского и украинского народов», — заявил глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Что будет с церквями на Украине
По мнению Роберта Амстердама, после того как президент Владимир Зеленский подпишет закон, Верховный суд будет уполномочен лишить УПЦ ее юридического статуса, что влечет за собой экспроприацию церковного имущества и запрет на религиозную деятельность в стране. Ранее Амстердам указывал, что после принятия закона власти намерены предложить епархиям УПЦ перейти в подчинение Константинопольскому патриархату и стать частью раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ).
Цель украинских властей как раз и состоит в том, чтобы побудить верующих и духовенство УПЦ к переходу в ПЦУ, объясняет «Известиям» доктор церковный историк и профессор ПСТГУ Владислав Петрушко.
— Какой-то процент, конечно, перейдет. Это будут самые нестойкие, самые склонные к компромиссу, остальные скорее всего займут позицию «ни войны, ни мира». Может быть будут пытаться оспорить это решение через Европейский суд. Не зря они обратились к адвокату Амстердаму, — добавил он.
Вместе с тем, эксперт считает, что активного протеста со стороны иерархии УПЦ ожидать не стоит, учитывая, что в последние годы она пыталась не обострять отношения с Банковой и всячески демонстрировала лояльность нынешним украинским властям.
— Глава УПЦ митрополит Онуфрий самоустранился. Как монах по духу он считает, что его долг молиться. Что касается протеста со стороны отдельных иерархов, то мы видим, что большинство наиболее бескомпромиссных представителей УПЦ находится сейчас либо под следствием, либо под арестом, — подчеркнул он.
Так, например, на днях Днепропетровский суд продлил арест Митрополиту Святогорскому Арсению, наместнику Святогорской лавры, одного из крупнейших монастырей УПЦ. СБУ инкриминирует ему распространение информации о перемещении и расположении украинских войск.
Украинские власти вообще не гнушаются силовых методов в отношении УПЦ, всячески поощряя захваты ее храмов представителями раскольнической ПЦУ. Так, в мае 2024 года Роберт Амстердам сообщил, что с 2019 года более 1,5 тыс. храмов Украинской православной церкви были насильственно переданы ПЦУ.
С вступлением в силу закона о запрете УПЦ эта тенденция только усилится, считает глава правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) религиовед Роман Силантьев.
— Начнутся штурмы храмов. Возможно, как раз начнут с Почаевской лавры, поскольку Киево-Печерская лавра уже захвачена. И Почаевская лавра, как главный теперь оплот православия, первой подпадет под удар,— считает он.
Эксперт при этом уверен, что православные общины, верные УПЦ, сохранятся, но будут существовать, по сути, в подпольном виде, однако история самой УПЦ как организации прекратится.
Решение Банковой, несомненно, лишь увеличит раскол, образовавшийся в украинском обществе с начала конфликта и углубившийся на фоне закона о мобилизации.
В этом смысле, по мнению Владислава Петрушко, решение принять такой акт было совершенно нецелесообразным и даже безумным.
— Православие — это все-таки доминирующая конфессия на Украине. И чтобы там не говорила липовая официальная статистика, подавляющее большинство верующих принадлежат УПЦ. Вряд ли воинов ВСУ, приверженцев канонического православия, будет мотивировать такое отношение к их Церкви, — говорит он.
Тем не менее эксперт констатирует, что власти нынешней Украины не останавливаются ни перед чем.