Поднимется ли в небо необычный российский широкофюзеляжный самолет с тремя проходами Ту-304, или «Фрегат Экоджет»?
Проект «Фрегат Фриджет» (Frigate Freejet) уходит своими корнями почти на тридцать лет назад.
Впервые он был запущен в 1991 году, и строящийся самолет называли тогда Ту-304.
Позже, примерно в 2010 году, когда работы над лайнером вступили в активную фазу, он был переименован в «Фрегат Экоджет».
Новый широкофюзеляжный пассажирский самолет предполагалось использовать на маршрутах средней протяжённости. В салоне с тремя проходами помещалось порядка 300 кресел, а под крыльями ―два двигателя тягой около 20 тонн каждый.
В то время, в отличие от сегодняшнего дня, выбор доступных силовых установок был широким: рассматривались варианты российских двигателей типа ПД-18Р и ПС-90А20, а также иностранных, например Rolls-Royce Trent-500, Pratt & Whitney PW1400G и CFM LEAP-1.
Взлетная масса составляла 140 тонн, а дальность беспосадочного полета ограничивалась 3 500 км — это с максимальной загрузкой. Сравните с Airbus A320 с его дальностью 6 150 км. Таким образом, «Фрегат» смог бы занять рыночную нишу устаревшего к тому моменту по многим характеристикам Ил-86 (3 800 км).
К слову, сегодня более 56 процентов всех рейсов в мире, выполняемых на широкофюзеляжных самолетах, приходится на маршруты менее 3 000 км.
К тому же есть информация, что планировалась модификация с большей дальностью полета ― до 8 000 км.
Согласно планам, самолет должен был совершить свой первый полет в 2018–2019 годах и получить сертификацию EASA к 2021 году.
К 2017 году было принято решение отказаться от идеи двух моторов, и специалисты начали разрабатывать конструкцию с четырьмя двигателями.
СМИ тогда писали, что рассматривался вариант оснащения самолёта четырьмя агрегатами ПД-14 от самолёта МС-21: «Эти четыре силовые установки разгрузят крыло и позволят создать более легкую основную конструкцию. Эти двигатели можно было бы установить под крылом на длинных пилонах, что позволило бы использовать цельный предкрылок и отводить поток воздуха от закрылков, снижая уровень шума и вредных выбросов».
Показатели Freejet рассчитывались на 15 дБ тише, чем в будущих требованиях главы 14 ИКАО.
Благодаря более высокому соотношению тяги к весу требуемая длина взлетно-посадочной полосы не превышала 2 500 м, поэтому самолет можно было бы эксплуатировать и в городских аэропортах.
Кроме того, планировалось внедрить современную авионику, электронную систему руления, кондиционирования воздуха и противообледенительную систему. Это устраняло необходимость в дополнительной системе отвода воздуха и делало двигатели более эффективными.
При этих нововведениях расход топлива снижался на 8–12%, взлетная масса ― на 6–10%, а прямые эксплуатационные расходы ― на 5–10%.
Более того, при переключении на четыре мотора конструкторам не пришлось бы ждать появления подходящих новых двигателей, тем более импортные Pratt & Whitney PW1400G и CFM LEAP-1 не имели бы ни одного шанса попасть на планер, если бы проект был возрожден сегодня.
Увы, в 2020 году тогдашний руководитель проекта Александр Климов констатировал: работы над новым самолетом прекращаются, а все разработки замораживаются на неопределенный срок.
Правда, официального подтверждения так и не последовало.
Конец или не конец?
Вернемся чуть назад.
Самой поразительной особенностью этого реактивного самолета, конечно же, была его конфигурация с тремя проходами и фюзеляжем необычного овального сечения ― эллипса, сплюснутого сверху и снизу вместо привычного ровного круга.
К 2013 году были завершены испытания модели в аэродинамической трубе, в качестве экспертов-консультантов привлекли профессионалов из S7 Airlines и UTair.
Успели поучаствовать в проекте и специалисты нескольких зарубежных исследовательских институтов, но это международное сотрудничество было недолгим ― к 2015 году программа разорвала связи с большинством иностранных партнеров и в 2017-м подверглась масштабной реорганизации.
Итак, планы по созданию Frigate Freejet были отложены, а сам 300-местный реактивный самолет не продвинулся дальше чертежной доски.
Может ли что-то измениться в связи с возникшим интересом государства к самолетам отечественного производства и появившимся в продаже российским двигателем ПД-14? Ведь
десятилетняя разработка «Фрегата» была официально приостановлена в декабре 2020 года, и с тех пор никакой новой информации по проекту не было.
Однако, после того, как китайская авиастроительная компания COMAC недавно ― на Парижском авиасалоне 2023 года ― объявила, что исключит Россию из программы CR929 ― широкофюзеляжного самолета, совместно разрабатываемого Россией и Китаем, возрождение проекта Freejet уже не выглядит фантастикой.
Массовый рост заказов на отечественные самолеты в России, западные санкции, запрещающие экспорт и техническое обслуживание Boeing и Airbus, да и нежелание самой России полагаться на иностранные компоненты для новой техники вполне могут напомнить о проекте «Фрегат Фриджет» и дать толчок производителям, чтобы в конце концов достать почти готовые чертежи с пыльных антресолей. Кто знает? Никогда не говори «никогда».