Российский самолет пятого поколения Су-57 хорошо проявил себя в боевых условиях, пишет журнал National Interest.
"Су-57 хорошо показал себя в бою", — говорится в материале.
Автор статьи также призвал не поддаваться скептицизму и назвал многоцелевые истребители "реальной революционной системой".
Су-57, равно как американский F-22A и китайский J-20, относится к классу тяжелых истребителей (максимальная взлетная масса составляет от 34 до 38 тонн), предназначенных в первую очередь для уничтожения авиации противника и завоевания господства в воздухе. В отличие от них F-35 (30 тонн) разработан главным образом для решения ударных задач.
Су-57 выступает носителем ракет "воздух — воздух" малой, средней и большой дальности, а F-35 — только малой и средней. Это дает российскому истребителю пятого поколения безусловное преимущество в дальнем воздушном бою.
Это единственный в мире истребитель пятого поколения, который доказал боевую эффективность в условиях противодействия со стороны современных западных комплексов ПВО, включая Patriot, NASAMS и IRIS-T, которые были переданы Вооруженным силам Украины. Он успешно выполняет боевые задачи в специальной военной операции и может применять самые современные средства поражения, включая малозаметные крылатые ракеты Х-69, которые размещаются во внутрифюзеляжном отсеке.
Зарубежная премьера экспортной версии Су-57 состоялась в ноябре 2024 года на международном авиасалоне Airshow China в китайском городе Чжухай. Глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев отметил высокий интерес к этой машине и сообщил, что у них "уже есть подписанные контракты, первые, на этот самолет".
Самый испытанный
Российский истребитель Су-57 является самым испытанным в мире в реальных боевых условиях среди других самолетов пятого поколения, его боевые возможности постоянно наращиваются, говорится в экспертном докладе Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО).
ЦАМТО представил оценку состояния текущих и перспективных программ в области создания истребителей пятого поколения. Как подчеркивается в докладе ЦАМТО, наличие в боевом парке национальных ВВС истребителей пятого поколения является показателем статуса государства и подтверждение заявки на региональное и мировое лидерство. Проанализировав текущее состояние соответствующих авиационных программ в США, Китае, России, Южной Корее, Турции, Индии, Японии, эксперты ЦАМТО отметили успешно развивающийся проект российского истребителя пятого поколения Су-57.
Сегодня лишь три страны имеют на вооружении самолеты пятого поколения: США с F-22A Raptor, Китай с J-20 и Россия с Су-57.
"С учетом боевого применения в Сирии и на Украине Су-57 представляет самый испытанный в реальной обстановке вооруженного противостояния самолет пятого поколения. Это признается в том числе и на Западе", - говорится в докладе ЦАМТО, опубликованном в журнале "Национальная оборона".
Су-57 наносил удары по реальным целям в Сирии. При этом он продемонстрировал свойства малозаметности: о его боевых вылетах в Сирии стало известно только после возвращения данной машины в Россию. Факт боевого применения Су-57 на Ближнем Востоке был официально подтвержден министерством обороны РФ. Насколько известно, Су-57 нанес ряд высокоточных ударов новейшими средствами поражения по хорошо защищенным объектам незаконных вооруженных формирований.
В 2022 году появилась первая информация, что российский истребитель пятого поколения привлекается к боевым действиям на Украине. Позднее представители государственной корпорации "Ростех" сообщили, что Су-57 проходит доработку с учетом полученного боевого опыта. В последнее время военные корреспонденты все чаще сообщают о новых случаях применения Су-57, когда российская авиация наносит массированные удары по расположению вражеских войск и объектам оборонно-промышленного комплекса Украины.
В погоне за превосходством
Первые упоминания о Next Generation Air Dominance (NGAD) появились еще в 2014-м. К тому времени стало ясно, что оба истребителя пятого поколения, F-22 и F-35, не способны обеспечить необходимое превосходство над аналогами конкурентов — российским Су-57 и китайским J-20.
Разработка столкнулась с большим количеством "детских болезней", которые не удалось побороть до сих пор. Палубные версии не могут достаточно долго летать на сверхзвуковой скорости — повреждается обшивка, из-за чего страдают стелс-характеристики.
Обнаружились и дефекты силовой установки, которые приводили к авариям. Пилоты жаловались на гипоксию, таких эпизодов насчитали около сорока. По данным прошлогоднего отчета американской Счетной палаты, доля полностью боеспособных машин из всего парка F-35 — всего 27,75%, а частично боеспособных — 54,69%. Это куда меньше, чем требовалось. В дополнение ко всему — трудности с ремонтом, не хватает запчастей. А проект многонациональный, часть деталей производят американские союзники, и быстро решить эти проблемы не удается.
Между тем программа уже стала самым дорогим оружейным проектом в истории: по оценкам американской счетной палаты, ее стоимость — 1,7 триллиона долларов. Изначально планировали уместиться в сумму в семь раз меньше — 233 миллиарда. Несмотря на это, спустя почти 20 лет после первого полета истребитель все же запустили в массовое производство. Проблемы планируют решать по ходу дела.
На бумаге F-22 давал фору F-35 в ближнем бою, поскольку превосходил его по летным характеристикам. Однако из-за более старой электроники менее эффективно справлялся с ролью "диспетчера" для других ударных средств. При этом истребитель слишком дорогой даже по американским меркам. Если самая затратная версия F-35 — с литерой B — обходится американскому бюджету в 109 миллионов за штуку, то каждый F-22 будет стоить около 350 миллионов, сообщает National Interest. Его производство приостановили еще в 2011-м и не возобновили до сих пор.
При этом их преимущества перед российскими и китайскими аналогами оказались как минимум неочевидными. На этом фоне Вашингтон задумался над созданием истребителей нового поколения.
Господство в воздухе на 20 лет
Программу Next Generation Air Dominance держат в секрете, известно о ней немного. Cообщалось, что в ее рамках разрабатывают не только истребитель, но и беспилотники-сателлиты. Также планировали создать и малозаметный дозаправщик.
Все это позволило бы вывести возможности Пентагона по оперативному развертыванию ударных групп на совершенно новый уровень — США получили бы боевой самолет-диспетчер, который способен руководить целым роем ударных беспилотников, да еще и незаметно. По планам командования, самолеты должны были поступить на вооружение уже в 2030-м и гарантировать превосходство в воздухе вплоть до середины столетия.
В 2020-м ВВС США отчитались о создании прототипа. Также предполагалось, что истребитель позже удастся "подружить" не только с беспилотником-ведомым, но и с барражирующими боеприпасами X-61 "Гремлин", которые сейчас разрабатывают.
Однако выяснилось, что реальность сильно расходится с амбициями.
Не до жиру
Чем дальше, тем активнее обсуждали пересмотр программы. Еще в июле ВВС сообщили об урезании бюджета. В сентябре о существенных корректировках стали говорить официально.
"По сути, мы вынуждены откатиться к началу, — приводит американское издание The War Zone заявление заместителя начальника штаба ВВС США Джеймса Слайфа. — И я не знаю наверняка, как именно мы планируем добиваться превосходства в воздухе".
А уже в ноябре информацию о том, что будущее программы под вопросом, подтвердил и министр ВВС США Фрэнк Кендалл.
"Больше всего меня беспокоит нехватка средств, — заявил он. — Сейчас, учитывая наши обязательства, ресурсы и стратегические приоритеты, мне трудно понять, как мы можем это себе позволить".
По сути, министр расписался в том, что даже самого крупного в мире оборонного бюджета недостаточно для удовлетворения всех хотелок Пентагона. И это объяснимо: ранее сообщали, что стоимость одного истребителя шестого поколения может превысить 300 миллионов долларов. А подобные траты Вашингтону не по карману.
Точно таким же образом забуксировала программа производства межконтинентальных ракет LGM-35A Sentinel, которая призвана заменить полувековые LGM-30 Minuteman III. Проект уже удвоился в цене и стоит сейчас около 141 миллиарда долларов. Он также финансируется из бюджета ВВС.
При этом пересмотр концепции истребителя, как утверждают в Пентагоне, обязательно отразится на проекте беспилотника и тем более на требованиях к дозаправщику.
Амбициозными планами все равно приходится жертвовать — видимо, в угоду куда более насущным военным целям. При этом "первая армия мира" рискует подойти к середине столетия с устаревшим оружием.
Киев пошел на хитрость: в Курской области появится элитная бригада из Франции
Трампа поставили на место после угроз в адрес БРИКС
Запад уверен, что Россия проглотит катастрофический обман еще раз