Добрый день, ребята! Один из самых больших и эффективных пожарных самолётов в мире находится на грани исчезновения? Ведь двигатели "Д-436ТП" для него перестали поставлять в Россию.
Но тем не менее, производство самолётов Бе-200 только продолжается! Более того, их уже успели продать за границу. Вопрос заключается в другом.
Как всё-таки нашим инженерам-конструкторам, удалось решить проблему с двигателями для легендарного самолёта- амфибии?
Летающая лодка
Бе-200 «Альтаир» — один из самых эффективных и необычных многоцелевых самолётов в мире. Его основная цель - это тушить пожары во всём мире. Но так как самолёт многоцелевой, его используют как спасательный, грузовой и как самолёт санитарной службы. Чтобы начать эффективно бороться с сильными лесными пожарами Бе-200, осуществляет забор воды, будь то аэродром или поверхность воды. За двенадцать секунд Бе-200 наполняет свои баки 12 тоннами воды в режиме глиссирования.
Место, где он одержал победу и был невероятно эффективен стал город Геленджик в Краснодарском крае. В августе 2023 года, там горело свыше тридцати гектар леса!
Раньше, Бе-200 выпускали на Иркутском авиационном заводе, но с 2008 года машина производится, там где и была разработана - в Таганроге, на авиационном комплексе имени Г.М. Бериева. Однако выпуск самого важного - двигателя, отдали за границу нашим соседям. Двигатель Д-436ТП до недавнего времени собирали на легендарном Запорожском моторостроительном заводе имени П. И. Баранова, ныне - заброшенный «Мотор Сич».
Поставок нет. Двигателя нет. Несправедливость. Но наша страна всё равно добивается своего:
В виду напряжённых отношений с соседями, к 2018 году поставка Запорожских двигателей прекратилась совсем. Невероятная разработка советских учёных по странному недоразумению, получается оказалась в собственности уже другого государства, а наша страна, так вообще потеряла к ней доступ. Как это ни было бы несправедливо, оставлять легендарный самолёт без силовой установки было просто невозможно!
Производство Бе-200 останавливать нельзя. Наш министр промышленности должен найти выход и решение, как заменить старый двигатель аналогичным, только произведённым уже в России. Потому, что не хочется терять это уникальное советское творение, которое стоило и время и деньги и колоссальных сил.
ТХ Запорожского двигателя Д-436ТП:
- Масса двигателя — 1450 килограмм.
- Его тяга — 7500 кгс;
- Удельный расход топлива на крейсерской скорости — 0,631 кг/кгс ч;
Частично и временно проблему удалось решить поставив на самолёт русско-французский двигатель SaM146 разработки «ОДК-Сатурн» (Россия) и Safran Aircraft Engines (Франция). Их, как вы знаете ставили на самолёты "Sukhoi Superjet 100", ведь они идеально подходили по техническим характеристикам:
ТХ Французского двигателя SaM146:
- Масса двигателя — 1708 килограмм.
- Его тяга — 7900 кгс;
- Удельный расход топлива на крейсерской скорости — 0,63 кг/кгс ч;
Но так как её выпускала французская компания, что сегодня не допускается российским законодательством, реализация поставок французских турбин SaM146 прекратилась.
Россия не остановила производство незаменимого пожарного самолёта. Как это вообще возможно без поставок силовой установки? Выпуск самолётов продолжился по следующим причинам: Россия всё ещё располагает небольшим резервом комплектующих и и полностью готовых двигателей, благодаря чему ещё пока возможно - не останавливать производство.
Хорошо. Двигатели вместе с запчастями закончатся. Эпопея с самолётами Бе-200 уйдёт в историю. Но всё это опровергают две ключевые вещи:
Первая косвенная. Новость о закупке четырёх самолётов Алжиром. Первый уже мы им отправили. Из-за страшных пожаров в 2021 году, руководство северо-африканской страны предпочла нашу - российскую разработку. Одну из которых мы уже отправили заказчику.
Ускорить разработку нового двигателя!
Основная причина. Российские инженеры ОДК (Объединенной двигателестроительной корпорации) время зря не теряли. Была поставлена задача - за пять лет сделать двигатель ПД-8, что в два раза быстрее, чем сделали ПД-14. Это даже в три раза быстрее, чем в советское время делали все остальные двигатели. Было оперативно принято решение о начале разработки нового турбовентиляторного двигателя на основе ПД-14 с проектной тягой 7900 кгс. Он получил название ПД-8.
ЧТО С ТОГО:
Итог на текущие дни следующий: согласно плану, всё идёт по графику. В мае прошлого года ОДК успешно выполнила программу стендовых испытаний первого опытного двигателя ПД-8. Подтверждены работоспособность двигателя и его систем. Основные параметры двигателя, заложенные в техническое задание и правильность конструкторских решений работают отлично. Это говорит о том, что прохождение стендовых испытаний завершилось успешно.
После этих событий новейший отечественный двигатель был опробован в испытательном полёте на SSJ-New — новой модификации Superjet-100.
Подводя итоги, можно сказать следующее: нам осталось подождать всего пару лет, и в небо отправятся наши легендарные пожарные самолёты уже с новыми, отечественными двигателями!
Свежие комментарии