По всей России разбросаны десятки тысяч брошенных деревень и сел. Целые вымирающие области, где нет ни единой души.
Я покажу нетронутую деревню, где возможно прикоснуться к прошлому. Там можно увидеть дома с полностью сохранившимся бытом.
Автомобили и тракторы, которые еще недавно были на ходу. Мы специально запаслись рациями и сухпайками, чтобы отправиться в многодневную экспедицию по забытым деревням.
В один из самых отдаленных уголков Костромской области, который отрезан рекой от всякой цивилизации.
Поздним вечером, после работы, я со своими товарищами отправился в большую поездку по Костромской области. Изначально планировали выезжать рано утром, но что-то не сложилось, к сожалению. Из-за этого нам предстояло провести всю ночь и утро провести в дороге. Поспать я уже планировал непосредственно по прибытию на место.
Путь был нелегкий, клонило в сон, но все-таки выдержали дорогу. Оставалось в принципе совсем немного – доехать до брода, а оттуда до деревень пешком около часа. Оставшиеся несколько километров мы ехали по лесу, где постоянно встречались либо деревья поваленные, либо нагромождения веток. Но это не беда, нас было четверо, поэтому любые деревья мы перетаскивали относительно легко.
Самое интересное было дальше, нам оставалось буквально несколько километров до брода. И мы сели. Прямо пузом на уступ земли. Машина даже не двигалась, она, скорее, закапывалась. Что делать? Идти в ближайшие живые деревни и искать трактор. Больше ничего не оставалось. Если честно, я уже ни на что не надеялся. Но спустя время нам улыбнулась удача! В бывшем леспромхозе удалось найти трактор, который за небольшое вознаграждение вытащил нас из леса. После этого были кое-какие мысли проехать по параллельной дороге, но все понимали, что это плохая идея.
Из-за этой ситуации с трактором мы потеряли уйму времени. Все разворачивалось таким образом, что времени на сон не оставалось вовсе. Ну сутки не спать – это еще не самое страшное. Поэтому, взяв все нужные вещи, я с товарищами пошел в сторону брода, который нам предстояло перейти. До конца не было понятно, сможем ли вообще его перейти. Была даже такая мысль, что пройденные сотни километров могли быть вовсе напрасными. Ехать домой ни с чем совершенно не хотелось. Непонятно было, насколько глубокий брод и насколько сильное течение. На моей памяти были уже случаи, когда небольшой, казалось бы, брод оказывался, действительно, серьезной проблемой.
Нам сильно повезло! Вода в речке была теплой, течение несильным, а погода мягкой (хотя дождевые тучи постоянно ходили вокруг нас).
Спустя минут 30-40 мы перетаскали все нужные вещи на другой берег и пошли в сторону первого объекта – заброшенной церкви.
Николаевская церковь, действительно, впечатляет своим размахом и в целом масштабом. Ей более 200 лет и такое ощущение, что строилась она вокруг большого города, потому что уровень ее совершенно не деревенский. Большая колокольня, росписи внутри, остатки алтаря, специальный балкон для пения… заходя внутрь, ощущаешь себя песчинкой в этом мире.
Вообще церковь в те времени, если так можно выразиться, была «градообразующим» предприятием, вокруг которой строилась жизнь. Церковь всегда была местом притяжения молодежи. Тут знакомились, общались, просто гуляли и думали о вечном.
После революции коммунисты пытались поменять ориентиры. В церквях стали располагаться клубы, зернохранилища, коровники и так далее. Религия отодвигалась на задний план. Но деревенские люди-то не перестали верить. Кто-то тайно крестил детей, кто-то тайно молился, а где-то даже работали храмы.
Хоть и деревня давно необитаема – кладбище все-таки очень аккуратное. Видно, что родственники приезжают и ухаживают за могилами. Встретилась даже очень необычная могила виде памятника. Если честно, на деревенских кладбищах такое вижу впервые.
Ходишь по этому кладбищу и приходят мысли о том, что все-таки большая была деревня тут. У каждого была своя жизнь… люди ходили в церковь, молились, причащались, праздники церковные посещали. А теперь пришло и их время уйти в мир иной. Молодое поколение здесь и не увидишь…
Эти деревни были отрезаны от «большой» земли рекой. В советские времена ходил паром, который перевозил жителей на другой берег.
После развала союза деревни стали пустеть и содержать дорогостоящий паром стало невыгодно. Но жители не падали духом. Кооперировались, ставили лодки, дежурили. У кого были большие внедорожники прямо так переезжали реку.
Деревня, по которой иду была крупной. Здесь был колхоз с сотнями единиц коров, все поля были засеяно, все жители были при деле. В «лихие» 90-е колхозы были закрыты, и вся деревня оказалась без работы.
Колхоз закрылся, а техника-то и осталась. Даже спустя годы она оказалась никому не нужна...
Это классические дома Костромской области, уже начала Русского севера. Так как здесь достаточно суровые и холодные зимы деревенские дома соединены с пристройкой, где находился скот. Туалет тоже находился не отдельно, а прямо в доме. Также в погреб можно было складывать картошку прямо с улицы, не заходя в дом.
Я впервые оказался в деревне, которая идеально сохранилась. Здесь несколько улиц, где стоят старые дома. Причем деревенские дома все хорошие с серьезным срубом. За ними если ухаживать, простоять могут еще сотню лет спокойно. Но ни в одном из домов нет жителей.
Когда поначалу входишь в деревню, прислушиваешься к каждому шороху. Потому что ощущение не самое приятное. Кажется, что вот-вот откуда-то выйдет человек.
Вообще поиск заброшенных деревень, чтобы они были нетронутыми, наверное, самое неблагодарное занятия из всех. Я посещал множество заброшенных усадеб, городов-призраков, заводов и так далее. Все это можно плюс-минус проверить, что из них, в каком состоянии, чтобы не разочаровываться. А деревни в основном ищутся по спутниковым картам и что-либо по снимкам понять крайне сложно. Поэтому каждая деревня – сюрприз до последнего.
Деревню уничтожали долго и беспощадно, но тем не менее остается множество людей, которые продолжают жить в деревнях и, более того, не хотят в города перебираться. В следующих статьях поговорим с отшельниками поневоле.
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк