Одним из самых наболевших нерешенных вопросов в России на протяжении многих десятилетий остается налаживание транспортного сообщения между материковой частью страны и Сахалином. Идея мегапроекта возникла еще в XIX веке.
Попытку реализации предприняли при Сталине, начав прокладывать тоннель. Но после ухода из жизни вождя строительство свернули. К обсуждению задачи не раз возвращались уже в наши дни, однако дальше разговоров не шло.
И вот наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки: на днях стало ясно, что решение о возведении моста окончательное. О том, почему именно сейчас, расскажем далее.
Откладывали долгое время
50-е годы, когда начали строить тоннель на Сахалин, в СССР реализовали множество инфраструктурных проектов. Среди них были и слишком затратные в плане трудовых, временных, и конечно, финансовых ресурсов. Пришлось выбирать. Таким образом отказались от тоннеля на Сахалин в пользу, например, БАМа.
В XXI веке проект соединения материковой части с островом по-прежнему остается дорогостоящим. Один только мост обойдется в 300 млрд рублей, а есть еще подходы к нему, которые оцениваются примерно в ту же сумму. Итого получается 600 млрд рублей, что более чем вдвое дороже Крымского моста. Неслучайно строительство до сих пор откладывали. Чтобы решиться на такой шаг, нужны очень весомые аргументы.
Судя по всему, в апреле 2024 г. их набралось достаточно много, потому что вновь избранный президент Владимир Путин на онлайн-встрече с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко вернулся к вопросу, недвусмысленно дав понять, что вопрос решен окончательно и бесповоротно:
«Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком», — сказал глава государства.
Сейчас или никогда
Почему именно сейчас? Не вдаваясь глубоко в историю вопроса, пройдемся лишь по последним фактам.
2018-й был годом, когда Лимаренко возглавил Сахалинскую область в ранге врио губернатора, и вместе с тем годом, когда президент поручил правительству проработать вопрос строительства моста. Потом летом 2022 проект признали неприоритетным. Волна обсуждения вновь поднялась осенью 2023 г., но быстро стало понятно, что время для реализации еще не пришло. В этому году пройдут выборы губернатора, и официальное одобрение президентом этого проекта — знак доверия со стороны Москвы. Он может послужить сигналом к переизбранию Лимаренко.
Вполне возможно, что именно при действующем губернаторе решится стратегически важная для региона задача. Помимо того, что наконец-то наладится транспортное сообщение с Сахалином, уже на этапе строительства экономика получит толчок к развитию. Реализация проекта обеспечит российские заводы заказами на несколько лет. Мост увеличит инвестиционную привлекательность региона. На острове появятся новые предприятия. Не будет забывать, что Сахалин славится нефтью, газом, углем и другими полезными ресурсами.
«Это такая территория, которая требует развития. Просто по тайге там ездить — это менее интересно, чем передвигаться в регионе, который имеет перспективы развития. Надо вот это посмотреть», — призвал президент.
Ну, и в контексте территориальных претензий, которые Япония высказывает уже очень долгое время, проект также крайне своевременный. Страна восходящего солнца в последнее время ведет себя крайне недружелюбно, поэтому мост на Сахалин станет еще и явным сигналом Токио о том, что Москва — грамотный хозяин.
В целом мост на Сахалин важен именно сейчас, когда страна ускоренными темпами совершает поворот на Восток. Транспортный проект способствует развитию страны в экономическом и энергетическом отношении, а также сделает сильнее перед лицом прозападных соседей.
Свежие комментарии