В мире на сегодня не существует боевых самолетов 5-го поколения, что вовсе не мешает успешно ими торговать. Ну, как успешно – рекламировать, заманивать покупателей, навязывать контракты.
А также вынуждать инвестировать миллиарды денег в «перспективные проекты», с возможностью потом в числе первых и со скидкой получить инновационные истребители. У каждой страны или союза производителей свой путь, но лишь Россия на верном.
Просто потому, что не гонится за статусом «пятерки», но отечественный Су-57 уже совершил минимум две победы в условиях именно для следующего поколения истребителей.
Для понимания, в мире полным-полно прекрасных боевых самолетов 4-го поколения. Отработанные технологии, доступная цена, много обученных летчиков, внушительный послужной список едва ли не у каждой модели. Тогда зачем понадобились самолеты нового поколения? Помимо неизбежной тяги к прогрессу. Во-первых, это автоматизация войны, когда многие задачи выполняет искусственный интеллект, а противостоять скорости его реакции можно только физическим превосходством техники. Во-вторых, то самое обещание «победить» передовые виды вооружения помогает неплохо продавать новинки. Все логично, покупатель хочет защитить себя.
Самолет 5-го поколения должен иметь все вооружение внутри фюзеляжа, потому что любой посторонний предмет снаружи сразу увеличивает радиолокационную заметность. Потому что сам планер вылизан до микрона ради снижения этого параметра, плюс у него куча критически важных элементов конструкции выполнены из полимеров, углеродного волокна и прочих новых материалов. Чем раньше самолет заметят радары противника, тем быстрее он превратится в мишень.
Чтобы не стать жертвой, «пятерка» обязана уметь быстро переходить на сверхзвуковые скорости без форсажа, иначе никакого топлива на нормальную войну не хватит. Но это сразу выдает самолет с потрохами и автоматические ЗРК не упустят возможности отстреляться по нему, а у зенитных ракет скорость все равно выше. Получается как-то не слишком умно – самолет может прятаться до момента применения оружия, после чего вынужден спасаться бегством и для обороны применять тот же арсенал уловок, что и «четверки».
Вот поэтому главным фактором появления 5-го поколения становится возможность продать его задорого. От 100 млн долларов за F-35 до 400 млн за F-22, хотя южнокорейцы просят всего 65 млн за свой KF-21, но там мутная кооперация с индонезийцами и вообще все нечисто. Получается нечто вроде «авиации престижа», которая хорошо смотрится на парадах и при угрозах противнику. Но применять в бою такие самолеты крайне опасно, опять же, из-за денег. Потеря дорогой игрушки всегда воспринимается больнее, а еще бьет сначала по репутации обладателя, а потом и по производителю.
Даже если представить, что пятерка окажется в подходящих условиях и проведет «идеальную операцию», в которой будут раскрыты все её преимущества, это никак не изменит ситуации в целом. Поэтому те же американцы свои F-22 и F-35 ни в один полноценный бой еще не отправляли, хотя построили уже полторы тысячи штук. Бомбежка Газы с тремя калеками-зенитчиками с ржавым оружием не в счет. Самое плохое, что можно представить – победа в воздушном бою самолета 4-го поколения над 5-ым, что вполне реально, потому что победоносная схватка в воздухе в список требований для пятерки не входит. А для многих «четверок», включая отечественные, входит.
А что же с победами Су-57? Они достигнуты в пространстве соседней страны, вблизи ЛБС, над самолетами 4-го поколения неприятеля, в воздушных боях. С земли и космоса супостату помогали передовые натовские РЛС и прочие средства разведки. Это на сегодня максимально сложные из возможных условий, но пилоты Су-57 сумели реализовать в них преимущества своих боевых машин. Которые все еще остаются официально «четверками», просто из-за отсутствия подходящих движков. И не надо никуда торопиться.
Свежие комментарии