Как показали события последних лет, эффективным средством для осуществления противоправных действий, в том числе террористических актов, являются беспилотные летательные аппараты разных видов. Эту угрозу необходимо учитывать при разработке документации, использующейся для подготовки задания на проектирование объектов капитального строительства.
Станислав Публиченко, заместитель начальника Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России
Михаил Карпов, заместитель начальника отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Главгосэкспертизы России
В декабре 2022 г. вышел первый российский стандарт в области антитеррористической защищенности ГОСТ Р 70620–2022 "Антитеррористическая защищенность. Термины и определения", устанавливающий основные термины с соответствующими определениями, применяемыми при осуществлении деятельности в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и минимизации последствий проявления терроризма субъектами этой деятельности.
Ранее Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти было выпущено более 50 нормативно-правовых актов, устанавливающих минимальные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или относящихся к их сфере деятельности на всех этапах жизненного цикла (проектирования, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации). Данные нормативные правовые акты также регулируют вопросы организации антитеррористической деятельности на объектах (территориях), категорирования этих объектов по террористической опасности и разработку паспортов безопасности для этих объектов (территорий).
Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и другое законодательство о градостроительной деятельности также содержат положения о необходимости разработки мероприятий и технических решений для антитеррористической защищенности объектов капитального строительства на этапе их проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта) и эксплуатации. В этой связи в национальном стандарте ГОСТ Р 70620–2022 "антитеррористическая защищенность. Термины и определения" представлен основной понятийный аппарат в сфере антитеррористической деятельности, что очень важно для единого понимания и использования терминологии. Это позволит обеспечить единообразное толкование установленных требований и осуществлять мероприятия по различным направлениям этой деятельности.
Беспилотные воздушные суда
В настоящее время в воздушном кодексе Российской Федерации и Правилах использования воздушного пространства используется понятие "беспилотные воздушные суда" (БВС). На них распространяются положения национального стандарта ГОСТ Р 56122–2014 "Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования", в котором установлены основные требования к сертификации, летной годности, станции внешнего пилота, авиационной связи БВС и т.п.
Однако устройства "беспилотник", "дрон", "БПЛА", "квадрокоптер" (и иные летательные аппараты), используемые при совершении противоправных действий, имеют мало общего с беспилотными воздушными судами: они не соответствуют нормам летной годности, стандарт связи этих устройств не имеет ничего общего с авиационной связью, а также имеется множество других отличий от БВС. В настоящее время нормативно-правовыми актами для ряда объектов устанавливаются особые зоны безопасности, где предусматривается использование технических систем противодействия беспилотным воздушным судам, в первую очередь это следующие документы:
- распоряжение Правительства Российской Федерации № 2631-р от 12.10.2020 г. "Перечень отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон";
- постановление Правительства Российской Федерации № 1809 от 10.11.2020 г. "Об обеспечении особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, включенных в перечень отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон".
С учетом активного развития БВС для перевозки грузов, сельскохозяйственных работ, спасательных операций и многих других задач потребуется актуализация отраслевых нормативно-правовых актов. В этой связи необходимо также совершенствовать соответствующие нормативно-правовые акты по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Обеспечение безопасности объектов от БВС
В результате для обеспечения безопасности объектов от БВС и иных летательных аппаратов будут спроектированы и установлены инженерно-технические средства, которые могут оказывать влияние на безопасность как самого объекта (территории), так и на безопасность окружающего воздушного пространства. Решения по противодействию БВС и иным летательным аппаратам необходимо обосновывать исходно-разрешительной документацией (далее – ИРД), включающей в себя сведения об электромагнитной совместимости технических средств, санитарно-эпидемиологическое заключение, данные о размещении объекта капитального строительства, радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, другие исходные данные, необходимые для проектирования.
Кроме того, принятые проектные решения должны быть обоснованы расчетами, исходя из специфики выбранного оборудования, с учетом особенностей объекта (территории) защиты.
При отнесении объектов (территорий) к защищаемым от беспилотных воздушных судов и иных летательных аппаратов целесообразно разделение системы обнаружения, для которой требуется небольшой объем ИРД, и системы противодействия беспилотным воздушным судам, объем ИРД для которой существенно больше.
Фото: i.pinimg.com
Свежие комментарии