Добрый день, уважаемые читатели. Индия решила отказаться от участия в программе «Fifth Generation Fighter Aircraft» (FGFA), основанной на базе нашего новейшего истребителя 5-го поколения Су-57, ещё в апреле 2018 года.
Это произошло всего за 9 месяцев после подтверждения участия и дополнительного финансирования со стороны обоих сторон в связи с новыми цифровыми возможностями.
Индийское командование высказало свои пожелания к нашему КБ "Сухой": "В тесном сотрудничестве с инженерами из индийской корпорации "Hindustan Aeronautics Limited" (HAL), мы внесли более 50 дополнений и улучшений к базовой модели "Су-57" для Воздушно-Космических Сил".
Фактически, это был самолет, не уступающий нашему "Су-57". Однако такое решение не было стратегически обоснованным. В те годы мы в рамках трех совместных корпораций успешно производили различные виды оружия на промышленном уровне. В заводе в Ченнае производились Т-90С и Т-90СМ танки, а в огромном авиационном кластере в Насике, штат Махараштра, собирались истребители Су-30МКИ. В Нью-Дели было открыто предприятие по производству сверхзвуковых крылатых ракет "Брамос". Конечно, мы принимали во внимание пожелания нашего такого важного военно-политического партнера, опираясь на перспективы будущего сотрудничества. Вся партия новых самолетов по программе FGFA планировалась к производству на территории Индии. Учитывая наши успешные предыдущие совместные проекты, процесс организации нового производства должен был стать рутинным. Но все оказалось не так гладко.
В конце прошедшего десятилетия на индийском рынке ярко и заметно засветились американцы. И начиная с сентября 2017 года, группа американских лоббистов, возглавляемая бывшим маршалом ВВС Индии Анилом Чопрой, активно действовала, чтобы постепенно свергнуть с рельс тандемный российско-индийский проект разработки пятого поколения истребителя. Им было вложено огромное количество денег. Им удалось убедить колеблющихся, что Су-57, будучи названным «самолетом будущего», обречён из-за негативного воздействия санкций. К апрелю 2018 года стало очевидно, что Индия собирается покинуть этот проект, и в конечном итоге именно это и произошло. Продавили всё-таки американцы этот вопрос. Но у программы FGFA были и собственные защитники в Нью-Дели. Например, военный советник правительства Нарендры Моди, бывший командир индийского спецназа (Para SF), генерал Пракаш Катош, заявил, что индийцы традиционно превращают самостоятельные проекты по разработке истребителей пятого поколения в долгострои и, в конечном итоге, получают нечто непонятное. Ну и в чём он не прав? С другой стороны, проекты, разрабатываемые совместно с российскими в течение двух десятилетий, как правило, имеют значительный успех. Однако в 2018 году победила классическая история об «ослике с золотом», и вскоре слова старого индийского воина, который прошёл через множество конфликтов и передряг, подтвердились практически буквально.
Спустя шесть лет разработки, истребитель "Амса", индийской программа "пятого поколения", до сих пор не имеет никакого прототипа для наземных испытаний. Его существование сводится только к макетам, представленным на выставках. Первый полет запланирован на 2028 год, но военные индийской среды мало кто верит, что эти сроки не будут отложены. Напомним, что первый истребитель, разработанный в Индии - "Теджас", был запущен в воздух, будучи ощутимо уступавшим современным самолётам не только по дизайну планера, но и по основным техническим характеристикам. Разработка "Амсы" сталкивается с огромным количеством новых технологических проблем, а отсутствие собственного двигателя и другие сложности только усложняют процесс. К примеру, проблемы, с которыми столкнулись при разработке F-35, на котором, кажется, был ориентирован "Амса", были решены не за один день, их решали особенно трудно, долго и утомительно.
ЧТО В ИТОГЕ:
У главного противника Индии - Пакистана - ситуация с многофункциональным самолетом "пятого поколения" выглядит намного лучше. Китайцы уже не скрывают, что основным клиентом их новейшего истребителя-«невидимки» FC-31 станет Исламабад, и это произойдет в ближайшее время. В январе командующий ВВС Пакистана, главный маршал авиации Захир Хафизи, объявил о начале проектирования первой эскадрильи FC-31 уже в этом году. Всего через четыре года Пакистан планирует получить от китайских партнёров более 60 единиц этого самолёта, проведшего полный цикл испытаний. Строительство боевой авиации в Китае происходит очень быстро, и существует уверенность, что контракт будет закрыт раньше, чем индийская АМСА совершит свой первый полёт. Американцы предлагают индийскому правительству решить эту проблему частично с помощью покупки самолётов F-21 (он же F-16 "Вайпер") и F-35, но для Индии это не вариант, так как она тем самым попадет в технологическую и геополитическую зависимость от дальних стран. Ещё совсем недавно в Индии вспомнили предсказание генерала Пракаша Катоша: главное индийское информационное агентство ANI попросило его прокомментировать данную ситуацию. И вот, что он сказал:
"Как я и говорил, отказ от FGFA был ошибкой тогда, а сейчас привел к абсолютно абсурдной ситуации. Мы сами загнали себя в тупик. У региональных недругов Индии счёт "стелсов" идет уже на сотни единиц. Пакистан в ближайшее время получит десятки малозаметных машин, с новым китайским оружием, качество которого значительно возросло. Когда мы так безрассудно отказывались от программы с русскими, это казалось абсолютно нереальным. Теперь пришло время делать правильные шаги. Окно возможностей ещё не закрыто. КБ "Сухой" запатентовало двухместный "Felon" (Су-57 в кодировке НАТО), специально с расчётом на наш рынок. И это единственная наша надежда получить "Стелсы" в относительно короткие сроки".
Свежие комментарии