4 марта 808 прочитали
Кто крайний?
В Латвии немало желающих конкурировать с Польшей в качестве форпоста антироссийской политики Запада, или же в роли «Последней собаки Антанты». Как минимум, в официальной Риге уже решили как можно прочнее «охватить» транзит российского зерна на экспорт.
Сейм Латвии в конце февраля утвердил в окончательном чтении поправки к Закону «О сельском хозяйстве и развитии сельских территорий», запрещающие импорт сельскохозяйственной продукции из России. Точнее, ввоз в Латвию российской сельхозпродукции, включая кормовую, запрещается и из третьих стран. Запрет будет действовать до 1 июля 2025 года включительно и может быть продлён.
Статистика не врёт и не лукавит
Между тем в прошлом году импорт зерновых продуктов из РФ, по официальным латвийским данным, составил 424 тыс. тонн, что рекордно – почти на 60 % больше, чем в 2022 году. То есть из РФ поступило 295 тыс. тонн кукурузы, 75 тыс. тонн пшеницы, 53 тыс. т ржи. Причём ввоз кукурузы возрос вдвое, а ржи – более чем на 60 %.
Точнее, Латвия заняла второе место в ЕС – после Испании – по зерновому импорту из России. Российские же поставки обеспечивают – отнюдь не первый год – не менее половины внутреннего спроса Латвии на зерновую продукцию.
В то же время транзит российских зерновых на экспорт через латвийские железные дороги и порты Рига не будет запрещать. Как заявил на днях министр земледелия Латвии Армандс Краузе, зерновые и другие сельхозгрузы из России не будет разрешено ввозить в Латвию,
«но мы не имеем права ограничивать возможности компаний других стран ЕС транспортировать российское зерно через Латвию в свои и другие пункты назначения.»
По прогнозам министра, в случае запрета на перевалку в Латвии зерновых из РФ – их объём в текущем году оценивается латвийской стороной в 4 млн тонн – доходы портов сократятся на 60 млн евро, а железных дорог – до 45 млн евро. Как говорится, себе дороже…
Вспомним всё
Напомним в этой связи, что крупные зерновые терминалы на Балтике в советский период были созданы именно в «братской» Прибалтике. Более того: порты Латвии, Литвы и Эстонии с начала 70-х получили право самостоятельно распоряжаться до 80 % ежегодных доходов от транзита советских внешнеторговых грузов.
Характерно, что почти на таких же тепличных условиях работали в те годы и порты Азербайджана, Грузии, Украины. Хотя там эта планка была всё же поменьше – 60-70 %. Таких льгот не имел ни один морской порт РСФСР…
Между тем только в прошлом году доходы Латвии от транзита этой российской продукции почти достигли 100 млн долл. Чем это не подспорье для латвийского госбюджета, для железнодорожных и портовых доходов Латвии? Тем более что транзит через Латвию всех других внешнеторговых грузов РФ только за 2023 г. упал более чем на 60 %, в том числе нефти и нефтепродуктов – почти на 90 %, химудобрений – на 70 %.
А ведь с 1990-х до начала 2010-х именно российский транзит обеспечивал от 15 до 20 % ежегодных доходов латвийского госбюджета, свыше половины суммарного грузооборота портов и железных дорог Латвии. Так что сохранить транзит российских зерновых – самое время…
Тем временем латвийский бизнес, судя по его реляциям в правительство и комментариям в местных СМИ, вторит министру. Опасаясь, что запрет транзита российского зерна нанесёт весомый ущерб экономике страны.
Никто не крайний
За счёт лишь местных грузов портовую и железнодорожную инфраструктуру уже невозможно поддерживать. Поскольку только в прошлом году в Латвии, ввиду резкого сокращения российского (и белорусского) транзита, грузооборот портов упал на 20 %.
При этом грузоперевозки по железной дороге рухнули почти на треть. В этой связи вполне конкретен Владислав Шафранский, глава правления «Ventspils Grain Terminal» в латвийском порту Вентспилс. Напомним, что это один из крупнейших на Балтике зерноэкспортных терминалов.
Шафранский твердит:
«Лучше пусть мы, Латвия, заработаем транзитные деньги.»
Тем более что через порты Латвии
«российское зерно перенаправляется в том числе и в страны Центральной Африки.»
Не останутся ли именно латыши при таком раскладе крайними?
Ведь, соответственно, в Латвии планируют снижать железнодорожные и портовые тарифы для российских зерновых, увеличивать перевалочные мощности в портах. Словом, очевидно, что налицо яркое зерновое лицедейство Риги. Но вот вопрос – согласятся ли в России и впредь дотировать латвийскую экономику зерновым транзитом?..
Свежие комментарии