Мало кто ожидал, что крупнейший в России автозавод в Набережных Челнах, вдруг переключился на производство недорогих автобусов.
Причем не просто недорогих, а самых что ни наесть бюджетных. Речь идет о машинах среднего класса для городского сообщения КАМАЗ VegaEGA 4280.
Еще где-то на подходе (доделывается) пригородный автобус НефАЗ-5222 на 41 пассажира и газовым двигателем, но о 5222-м в другой раз, это все таки еще проект.
Если быть точным, то Vega 4280 не является эксклюзивным продуктом Камского завода. КамАЗ сделал шасси, трансмиссию, двигатель для будущего автобуса. Все остальное – некоторые части кузова и отделку салона видимо покупали у других производителей, а итоговую сборку и оформление бумаг выполнил завод СИМАЗ в г. Ульяновск. В наследство от компании ISUZU ульяновцам достались парк станков, позволяющий штамповать детали облицовки кузова для небольших автобусов на основе шасси Isuzu N-Series. Но 90% деталей все же приезжало в виде машинокомплектов из Японии. Понятно, что с уходом японской корпорации поставщиков пришлось собирать по крупицам со всего света, в основном из Поднебесной.
Поэтому тележка и шасси автобуса от КАМАЗа
Точнее от малотоннажного грузовика Компас-9, кузов – от СИМАЗ, остальное – чистый китайский продукт. Единственным исключением стала отечественная светодиодная оптика. Ее сделали на «Стекло-Сервис» из г. Клинцы, Брянской области. Светодиодные блок-фары реально понравились посетителям выставки «Комтранс-2023», где настоящий предсерийный КАМАЗ Vega 4280 первый раз показали вживую.
Постановка автобуса на конвейер шла тяжело, не хватало времени, чтобы оформить все бумаги, получить разрешение на продажу и эксплуатацию Веги на территории России. А тут еще в Липецке объявили конкурс на покупку за счет бюджета трех машин. При том, что КАМАЗ Vega 4280 идеально вписывался в требования, предъявляемые к городским автобусам. Это касалось, прежде всего оснащения салона, наличие резервного освещения и низкопольной площадки для инвалидов или детских колясок. Все это у Вега 4280 было сделано.
В результате титанических усилий завода СИМАЗ
Но прежде всего, конечно КАМАЗа все успели и в конкурсе поучаствовали. Скорее всего благодаря авторитету крупнейшего автопроизводителя удалось вовремя получить необходимые документы и поучаствовать в тендере. В итоге по информации сайта «За рулем» завод получил Одобрение типа транспортного средства и вошел в тендер фактически в один день. Стало известно, что первые три КАМАЗ Vega 4280 отдали в лизинг «Липецким автобусным линиям» за 30 млн. руб. То есть в первой сделке машина была продана по 10 млн. руб. за штуку.
Сейчас розничная цена у московских дилеров на уровне 7,84 млн. руб., и это за машину с дизелем, что почти на 20% меньше, чем в предварительном ценнике завода. Если будет профинансирована программа постройки двигателей на метане, то цена может быть существенно снижена еще раз.
А пока что под капотом у автобуса
Стоит турбированный дизель V4 ISF 3.8, собираемый на дочернем предприятии американской компании Cummins в Китае. Мотор на 154 л.с. и 491 Н*м. Расход топлива – около 10 л на сотню. Автобусы Vega 4280 комплектуются трансмиссией с приводом на задний мост и МКПП на 6-ть ступеней.
Пока что это единственный дизельный агрегат Евро 5, допущенный к эксплуатации в городских условиях. Будут ли в дальнейшем доступны дизеля этой марки – неизвестно. Но уже сейчас на КАМАЗе, Заволжском и Уфимском моторостроительных заводах, разрабатываются более дешевые бензиновые аналоги, способные заменить китайский дизель. Сегодня двигатели Cummins 3,8 и 2,8 ISF стоят у многих российских малотоннажных грузовиках и микроавтобусов. У той же Газели NEXT, Соболе NN, на автобусах ПАЗ 3205, на автомобилях Валдай, Газ-3309, на МАЗ-4270. Возможно, что вместо дизельного топлива будет использоваться пропан-бутан или метан. Для городского КАМАЗ Vega 4280 это неплохой шанс снизить цену и одновременно уменьшить себестоимость эксплуатации автобуса.
Что касается пассажирского салона, то здесь все стандартно, 19 сидений, еще 39 человек могут ехать стоя, держась за поручни. Салон сделан максимально простым, учитывая ежедневную эксплуатацию и большое количество пассажиров.
У водителя, похоже, интерьер рабочего места и оформление приборной панели осталось прежним, таким каким оно было у японского автобуса. Несмотря на неказистый внешний вид, это оптимальный вариант для городского транспорта. Можно, конечно, сделать как у среднемагистрального тягача, но тогда цена вырастет минимум на 10%. Хотя некоторые дополнительные опции все же есть, например кресло водителя на пневмоопорах, иначе просто нереально выдержать 8-10 ч за рулем на наших дорогах.
Многие помнят небольшие, выносливые и неприхотливые городские ISUZU, которые за выставленные в стороны большие зеркала заднего вида, прозвали «муравьем». Будем надеяться, что КАМАЗ Vega 4280 будет достойной заменой прежней машины.
Свежие комментарии