В эфире радио Спутник Михаилу Хазину был задан вопрос:
- Мы часто говорим про американский госдолг. А про британский не так активно. Тут приходят новости, что сейчас государственный долг в Великобритании поднялся до немыслимых уровней и примерно соответствует госдолгу в 60-х годах, когда было послевоенное восстановление.
Что можно сказать о состоянии экономики Великобритании?
И, что более интересно нам, – как это состояние экономики влияет и на внешнеполитические решения Великобритании, и на мировую политику?
Михаил Хазин:
Понимаете, сам по себе размер долга особо роли не играет. Принципиальна стоимость его обслуживания. Великобритания печатает свою валюту, поэтому обслуживать это может достаточно долго. Это как раз не есть проблема.
Проблема в другом. Эта страна деиндустриализирована, и без резкого расширения рынков она существовать не сможет. Потому что она не сможет, например, конкурировать с Китаем. Нужно иметь территорию, куда можно продавать британские товары, чтобы никто на этой территории конкурировать с ними не смог.
Я так понимаю, что они в качестве такой территории выбрали Западную Европу. То есть Испания, Португалия, Франция, Бенилюкс, может быть, Дания и частично Германия. Частично потому, что целиком они её не переварят. Но беда состоит в том, что для того, чтобы это сделать, надо их сначала очень основательно опустить. Сейчас мы видим этот процесс опускания.
У Великобритании были и другие планы, но сейчас они уже не реализуются. Это совершенно точно.
Я так понимаю, что они перешли от плана «Стать альтернативным мировым лидером»… На сегодня есть четыре страны, которые совершенно точно будут, условно говоря, мировыми лидерами в середине 21-го века. Это с запада на восток Соединённые Штаты Америки, Россия, Индия и Китай. Да, каждый стране придётся решать свои вопросы, но решат.
В Соединенных Штатах Америки, например, ключевой вопрос: индустриализация. У нас тоже индустриализация. Но у нас она на фоне низкого уровня жизни населения. А в Соединенных Штатах Америки тот процесс падения уровня жизни, который был у нас в 90-е годы, они его ещё не прошли. По этой причине заниматься индустриализацией на фоне резкого падения жизненного уровня населения – это увлекательное занятие. Посмотрим, как у них получится. Я сомневаюсь. Но это мои рассуждения на эту тему.
Что касается Великобритании, то они попытаются этот кусок отхватить. Это где-то 300-350 миллионов. У них у самих где-то по 60 миллионов. То есть в сумме 400. Это, конечно, не полноценная валютная зона, но тем не менее можно попытаться. Вот они попытаются.
Ещё раз. Они с этим ресурсом попытаются не стать альтернативным лидером, а попытаются сместить Соединённые Штаты Америки с лидера стран в АУКУСе, то есть англосаксонском мире. АУКУС будет полноценной валютной зоной. Я сказал, что это будет зона доллара, но если Соединённые Штаты Америки начнут подталкивать изнутри, то возможны варианты.
То есть я подозреваю, что Лондон хочет вернуться к ситуации с начала контроля над англосаксонским миром. Гарантий, что у него это получится, нет. Это надо очень тщательно исследовать. Причём исследовать даже не столько объективное развитие ситуации, то есть как может быть, на что имеются ресурсы, а исследовать надо психиатрию британских элит.
То есть смогут ли они вытащить людей, и это должен быть не один человек, у которых интеллектуальная и концептуальная мощь будет достаточной для того, чтобы реализовать подобный план.
Читать в продолжение темы:
Свежие комментарии