Здравствуйте уважаемые читатели! Сегодня мы обсудим новый двигатель, который полностью обеспечивает истребителю Су-57, российскому истребителю 5-го поколения, весь спектр возможностей, характерных для таких уникальных и новейших машин.
Я следил за проектом ПАК-ФА (Су-57) с самого его первого полёта, который состоялся 29 января 2010 года. Почти сразу после этого, машина столкнулась с критикой как "экспертов" невысокой квалификации, так и квалифицированных специалистов.
Многие обсуждения о ПАК-ФА подчеркивали, что Россия уже давно утратила компетенцию в разработке истребителей и другой авиационной техники. Я помню один комментарий, в котором говорилось: "Ребята из "Сухого" все-таки смогли собрать хотя бы летающий макет." Однако со временем истребитель становился все более похожим на полноценную машину. Он получил новые датчики и авионику, были внесены различные улучшения в аппаратуре и конструкции фюзеляжа. Но критика продолжалась. "'Экспертам" не понравилось отсутствие S-образных воздухозаборников, которые считаются причиной увеличения эффективной площади отражения, а также установленный двигатель АЛ-41Ф1. Многие ссылались на отказ индусов участвовать в проекте, указывая на неподходящие параметры самолёта.
На самом деле отсутствие S-образных воздухозаборников решается другим техническим решением. До 2020 года на фотографиях и видео воздухозаборники практически всегда были ретушированы или скрыты, и все из-за отсутствия лопаток компрессора. Но они действительно существуют, просто они не выступают, как думают лежащие на диване "эксперты". Многие понимают, что в ОКБ "Сухого" работают профессионалы, которые знают, что такое S-образный воздушный канал. Однако из-за особенностей двигателя его полноценно использовать в горизонтальном положении не получится, поэтому он частично реализован в вертикальном положении. А оставшиеся лопатки компрессора прикрывает так называемый коаксиальный радар-блокер - специальная сетка, аналогичное решение использовалось на F-117.
Вот таким образом, Су-57 со своим новым двигателем предлагает множество возможностей, и несмотря на некоторые критические отзывы, он продолжает развиваться и совершенствоваться.
Изначально двигатель АЛ-41Ф1 получил свои корни от проекта МиГ-1.44, но позднее в модифицированном виде, как АЛ-41Ф1С, начал устанавливаться на Су-35С, а затем и на Су-57. Возникает вопрос: по утверждениям "экспертов", эти двигатели не позволяют Су-57 развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость без использования форсажа, что обязательно для истребителя 5-го поколения. (F-35 также не обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, но это почему-то не вызывает нареканий). Однако это не так, Су-35С с заполненным на 75% топливом способен лететь со скоростью 1.15 Маха без форсажа, также как французский Dassault Rafale. Учитывая, что Су-57 на тонну легче, чем Су-35С, и его пара АЛ-41Ф1 модифицирована для увеличения тяги на 1400 кг (по 700 килограмм с тРДДФ), по расчетам Су-57 способен осуществлять полёт без использования форсажа со скоростью 1.25 - 1.31 Маха без проблем.
ЧТО С ТОГО:
Ранее появилась информация о полностью новом двигателе, известном как "Изделие 30", были даже опубликованы фотографии и видео с его испытаний, однако у скептиков возникали вопросы о дате завершения его разработки и о возможности завершения работ в принципе. Согласно последней информации, данный двигатель успешно прошёл все испытания и подтвердил все свои характеристики, получив индекс АЛ-51Ф1. Новый двигатель обладает тягой в 11 тысяч килограмм и 18 тысяч килограмм с использованием форсажа, что обеспечивает Су-57 крейсерскую скорость до 2 Маха уже с бесфорсажной скоростью. Кроме того, новая модель Су-57 менее заметна в инфракрасном спектре по сравнению с предшественником. Известно, что все Су-57 (по данным СМИ - Су-57М) начиная с 2024 года будут поставляться в ВКС РФ с двигателем АЛ-51Ф1.
В результате:
Стоит отметить, что двигатель АЛ-51Ф1 также является основным силовым агрегатом другого перспективного истребителя - Су-75. В соответствии с заявлением вице-премьера РФ Юрия Борисова на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), первый испытательный полет Су-75 запланирован на середину 2025 года, на данный момент ведется сборка первого образца для испытаний на авиационном заводе КНААЗ им. Ю.А. Гагарина.