«Госдума возьмет на контроль тему ценовой политики по отгрузке угля на станции компании "Русгидро" на Дальнем Востоке, чтобы граждане и предприятия были защищены от роста цен.
Об этом заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе правительственного часа.
«Буквально недавно состоялась встреча, приходил руководитель компании "Русгидро". Мы обсуждали темы выработки электроэнергии на тепловых станциях, которые входят в структуру "Русгидро". А это в первую очередь - регионы Дальнего Востока. Оказалось, что стоимость отгружаемого в эту компанию угля, произведенного на территории России, выше, чем стоимость отправки этого угля за границу. Причем существенно. Недопустимо. Потому что все это в итоге ложится на плечи наших граждан, наших предприятий. И вообще, если говорить о ценовой составляющей, насколько понимаю, сегодня цена на уголь выросла на мировых рынках. Нам важно, чтобы здесь наши граждане были также защищены. Давайте эту тему возьмем на контроль и вместе с компанией "Русгидро" разберем все по полочкам с точки зрения ценовой политики и развития этой компании. А так она развиваться не будет».
Мне сложно сказать, откуда у господина Володина взялось внезапное понимание о росте цены на уголь на мировых рынках — по сравнению с прошлым годом рост этот сугубо отрицательный, по сравнению с 2022 этот отрицательный рост и вовсе типичный стремительный домкрат.
Я даже не скажу ни слова о том, что проблему РусГидро господин Володин решил озвучить на правительственном часе, на котором перед депутатами с отчетом выступил генеральный директор Росатома Алексей Лихачев — хотя это, конечно, лихо.
Но вот то, что в 2024 году спикер Государственной Думы сумел заметить, что угольные электростанции РусГидро на Дальнем Востоке работают в минус с 2011 года, то есть с того момента, когда тепловая генерация и была, собственно, переведена в собственность и под управление РусГидро — вот это да, вот тут хочется от души поздравить. Всего-то 13 лет — и вот уже!
Напоминаю, что тарифы на электроэнергию на Дальнем Востоке регулирует государство, стараясь удерживать их на минимальном уровне. Специфика региона, из которого, не смотря на десятки тысяч инвестиционных проектов и миллиарды триллионов рублей, о которых нам через день рассказывает господин Трутнев, отток населения как шел, так и идет.
А вот закупку угля РусГидро ведет по всем правилам, законам и уложениям, изобретенным многоуважаемыми министерством экономического развития, министерством финансов и ФАС. Минэкономразвития — правительственный орган, утверждающий методики расчетов котировок всех российских сырьевых товаров, предлагаемых агентстсвом «Аргус», ибо таков закон.
Российский уголь котируется по эталонным маркам каменного угля Австралии и тот, кто не видит в этом даже признаков логики, имеет полное право обратиться лично к Максиму Решетникову, возглавляющему Минэк. Те, кто почему-то не понимают, почему на третьем году ведения СВО котировки российского сырья рассчитывает частная английская компания «Аргус» - могут писать запросы своим депутатам, дабы те поделились высшей государственной мудростью. Минфин действует в соответствии с распоряжениями минэкономразвития.
Каковы результаты?
На внешний рынок российские угольные компании свою продукцию поставляют на рыночных условиях, по которым уголь разных марок и разной теплоты сгорания стоит разных денег.
На внутренний рынок — строго по методике господина Решетникова, в которой отличий стоимости угля бурого, угля энергетического и угля каменного просто нет.
Результат — тот самый, который увидел господин Володин — уголь внутри России для РусГидро обходится дороже, чем внешнеэкономическим партнерам за пределами России.
И происходит это, повторюсь, с 2011 года: общий объем накопленных выпавших доходов у государственной компании РусГидро за период с 2011 по конец 2023 года составляет 21 млрд рублей.
Могло бы быть намного меньше, но ФАС запрещает государственной компании РусГидро подписывать долгосрочные контракты с российскими компаниями.
Контракт с китайскими заказчиками на 10 лет — пожалста, с индийскими на 15 — не вопрос. Внутри России — ежегодные тендеры, никак иначе. Почему? Так конкуренция ведь может снизиться, что непонятного? Убытки РусГидро могли быть и больше, но компании время от времени удается импортировать уголь из казахстанского Экибастуза — он дешевле даже с учетом тарифов РЖД.
Итого. Благодаря налоговому законодательству государственная компания РусГидро 13 лет терпит убытки.
Мнение господина Володина о том, что эти расходы компенсируют предприятия и население, разумеется, говорит о том, что он просто блестяще, на сверхпрофессиональном уровне разбирается в том, что такое регулируемая зона электроэнергии и чем она отличается от ценовых зон № I и II. И, скажу честно, после фразы, сказанной господином спикером 28 февраля 2024 года «Так она развиваться не будет» я аплодировал стоя.