В первой части мы рассказывали о том, что много компаний в мире озабочены проблемой разгрузки дорожного трафика посредством проектирования городских летающих машин. И основная проблема — в несовершенстве имеющихся разработок.
Нужно, чтобы конструкция была достаточно легкой, в то же время могла долго находиться в воздухе, удерживая хорошую скорость и высоту.
Но всё же решающим должен быть вопрос безопасности. Специалисты сконструировали множество опытных образцов, но ни один из них не решает всех этих задач. Или, по крайней мере, так было до недавнего времени.
Пока российские специалисты не вспомнили о рабочей технологии из прошлого, которая обеспечивает исключительный уровень пассивной безопасности и недоступную ни одному другому летательному аппарату (ЛА) экономичность.
Гениальная разработка на изученной базе
Всё началось с того, что базирующаяся в Сколково Национальная технологическая инициатива (НТИ) — проект, объединяющий представителей бизнеса и экспертные сообщества для создания востребованных технологических продуктов — разработала модель передового летательного аппарата, способного побороться за звание жизнеспособного варианта летающего каршеринга.
Стоит отметить, что главной идеей НТИ является освоение перспективных рынков и отраслей для развития экономики.
Так вот, эти прогрессивные ребята взяли за основу давно разработанную технологию автожира или, как его еще называют, гироплана (гирокоптера). Эта конструкция является хорошо изученной и отработанной, хотя и имеет определенные недостатки. Например: мертвая зона авторотации и невозможность полетов в условиях обледенения. Но разработчики взяли от этого аппарата лишь лучшее — легкость и безопасность, дополнив это современными технологиями бикоптера, отличающегося двумя наклонными моторами и одной парой винтов.
В итоге на свет появился «Одноместный летательный аппарат вертикального взлета и посадки для городской аэромобильности», а для СМИ ставший просто «Пчелкой», агрегат чуть меньше легкового автомобиля. А его технические характеристики просто поражают.
❗В связи с участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос. А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Сочетание технологий
Для создания подъемной силы в нем используется свободновращающийся несущий винт, дополненный парой боковых. Аппарат имеет два двигателя, причем планируется выпуск разных вариантов — электрических и топливных. В первом случае дальность полета составит 180 км, а скорость — 200 км/ч. Время в воздухе — чуть больше часа. Если же устанавливать двигатель внутреннего сгорания, то можно будет уже пролететь целых 600 км и провести на высоте 4 часа. Режим авторотации, предусмотренный в обоих вариантах, способен мягко и безопасно совершить посадку даже при отказе всех систем. Также разработчики отмечают инновационно низкий расход топлива при работе их ЛА.
«Пчелка» придумана специально для города, так как имеет возможность взлета и посадки практически с любого места, а некоторые ее части складываются, благодаря чему она не требует много парковочного пространства. Но самым приятным моментом является встроенный автопилот, заметно упрощающий управление и призванный сделать воздушный транспорт доступным для широкой аудитории. Ведь управление в ручном режиме будет доступно лишь тем, кто обладает соответствующим правом.
«Она летает без водителя. В режиме беспилотного такси — пассажир садится в аппарат, на дисплее выбирает точку пункта назначения, и «Пчелка» доставляет его до нужного места», — сообщил руководитель проекта Александр Осинин.
Было решено использовать конструкцию с меньшим количеством винтов, исходя из основного параметра винтокрылых летательных аппаратов — удельной нагрузки на ометаемую площадь несущего винта. КПД такой машины зависит от отношения массы к площади этого винта. Простыми словами, один большой винт лучше, чем несколько меньшего диаметра. Будет меньше несущих элементов, что позволит разумнее использовать конструктивную массу коптера. К сожалению, пока неизвестно, когда ЛА запустят в массовое производство, но обнадеживает то, что изобретение уже запатентовано.
Есть машины, нужны и ПДД
О том, что вероятность появления такого вида транспорта в среднесрочной перспективе очень велика, говорит начало разработки нормативной базы. В Госдуме прекрасно понимают, что идея постоянных коммерческих полётов останется утопичной, если не подготовиться должным образом и не разработать систему регулирования воздушного движения. Поэтому там уже озаботились принятием новых правил для работы аэротакси.
В настоящее время в России существуют услуги, напоминающие авиатакси. Их выполняют чартерные компании, использующие для этих целей легкомоторные самолеты. Но такие перелеты достаточно дороги, а потому не пользуются особой популярностью. А еще они подвержены тем же жестким требованиям, что и государственные. Но для будущих летающих машин специально разработали поправки в Воздушный кодекс, призванные регламентировать работу именно регулярного и многочисленного городского авиатранспорта.
В обновленном кодексе предусматриваются меры, способные значительно снизить стоимость эксплуатации легкомоторных воздушных судов, что сделает это направление привлекательным для лизинга.
Основные внесенные поправки:
- введение новых отдельных терминов;
- упрощение сертификации компаний-эксплуатантов и их авиатехники;
- смягчение требований к аэродромам, техобслуживанию и персоналу.
Некоторые специалисты считают, что такие изменения могут помочь и развитию малой авиации. Проект уже подготовлен для согласования в Минтранс. И как же замечательно, что этой проблемой озаботились заранее. Ведь в нашей стране уже был печальный опыт, когда нормативная база разрабатывалась в авральном порядке под уже появившиеся виды технологий. Это влекло массу проблем и долгое время оставалось ахиллесовой пятой российского законодательства. Но к счастью, эта проблема уходит, ведь РФ берет курс на принципиально новый перспективный подход, когда нормативная база готовится под технологии, которые еще находятся на этапах разработки и отладки.
Автор:
Аня Ко́ня
Свежие комментарии