
Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, часто задают люди, далёкие от авиационной промышленности. Попробуем разобраться в теме без лишних эмоций.
Свои самолеты и вертолеты в России производятся, двигатели тоже. Специфика нынешней ситуации заключается в том, что вся отрасль находится под влиянием двух мощных факторов: проведение специальной военной операции (увеличение объемов работы по военным проектам) и большой переход на всё отечественное (двигатели, оборудование и сами воздушные суда) в гражданской авиации. Теперь перейдем к конкретике. Кстати, в статье есть много ссылок (выделены синим цветом), при нажати на которые можно узнать больше по данной теме на нашем сайте.
«Первым делом самолеты»
По состоянию на начало 2025 года в России выпускаются следующие модели самолетов: Ил-76МД-90А, Як-130, Су-30СМ2, Су-34М, Су-35С, Су-57, Ту-160М2, Бе-200ЧС, ТВС-2МС, Ил-96. В состоянии подготовки к производству (сертификация, выпуск опытных образцов, испытания) находятся самолеты: Ту-214 (обновленная «импортозамещенная» версия), Сухой Суперджет 100 (обновленная «импортозамещенная» версия с двигателями ПД-8), МС-21-310 (с двигателями ПД-14), Ил-114-300, УТС-800, ТВРС-44 «Ладога». Статус программы неясен, но возможно начало производства: МиГ-35, Як-152, ЛМС-901 «Байкал», Су-75, ПАК ДА. В общем, разнообразие моделей достаточно большое. Теперь о количественных показателях.
С 2022 года закрытость в отношении производства военных самолетов и вертолетов отражается на выдаче официальных данных об их количестве в российских СМИ. Сообщается, как правило, о «передаче партий», которых в год может быть до 6. Сколько машин в партии — официально никто не объявляет. Западные источники при этом тоже трудно назвать компетентными для точной оценки. Не беремся претендовать на объективность, но из того, что можно собрать в целом по интернет-источникам, получается, что в России выпускается (усредненно, в год) около: 12-18 Су-34М, 10-12 Су-57, около 10 Як-130, около 10 Су-30СМ2, около 15 Су-35С, 6 Ил-76МД-90А, 1 Бе-200ЧС, 4 ТВС-2МС, 2-4 Ту-160М2, 1-2 Ил-96. То есть наша промышленность обеспечивает серийное производство не менее 70 самолетов в год, в основном, военных. Эти цифры очень приблизительные, и без учета экспортных контрактов (по ним на время СВО наблюдается резкий спад, но недавние новости про Су-57Э говорят, что это временно).

В наших материалах мы неоднократно рассказывали о том, как идет сертификация, испытания и подготовка к производству гражданских моделей (МС-21, SJ-100 (SSJ-New), Ту-214, Ил-114-300 и др.). Работы идут активно, и если не страдать словесным ускорением сроков, которые так любят незнающие специфики авипрома граждане, то всё нормально. Достаточно сказать, что фюзеляжи строятся, как и вся необходимая «начинка» параллельно испытаниям. На уровне 2027 года начнутся поставки серийных машин новых типов, и вот тогда уже будем говорить про реальные темпы их производства. А счет там в любом случае пойдет на десятки в год.

Говоря о программах с «непонятным статусом», отметим, в первую очередь, новый легкий боевой самолет Су-75, который в 2025 или 2026 году должен впервые взлететь. Программа носит достаточно закрытый характер, и не сообщается, будут ли вообще его закупать наши ВКС. Та же история с новым стратегическим бомбардировщиком для замены парка Ту-95МС — ПАК ДА, первую машину обещают поднять в воздух в ближайшие год-два, но до производства — еще годы. Легкий пассажирский ЛМС-901 «Байкал» пока не получил русский двигатель, после чего нас ждут испытания и т.п. До производства путь не близкий, как бы всем быстро не хотелось. Учебно-тренировочный Як-152 и его конкурент УТС-800 нами отнесены в разные группы по причине полного тумана по программе с «Яком» (выбор по замене иностранного двигателя окончательно так и не озвучен) и очень активной работы уральцев с их «восемьсотым» (обещают в 2025 году «еще несколько опытных самолетов», хотя сейчас летают 3 машины с иностранными двигателями). Наконец, истребитель МиГ-35 как финальная ветка эволюции семейства МиГ-29. С ним тоже нет никакой ясности: нужен он нашим военным или нет, пока никто не берется говорить, но производство при желании может быть начато.
Вертолётная история
Среди вертолетов выпускаются: Ми-8/Ми-17, Ми-28НМ, Ка-52М, Ка-32, Ми-35М (Ми-24). В стадии перезапуска в связи с переходом на всё отечественное программ по моделям «Ансат» и Ка-226. Оживили проект Ми-34, теперь с новым двигателем ВК-650В, но там далеко до производства. В непонятном статусе находятся Ми-38, Ка-62 и свежая версия тяжелого Ми-26Т2.

По количеству выпускаемых вертолетов данные также невозможно получить точные, особенно в части военных машин. Например, всего в 2024 году должны были выпустить 75-76 невоенных вертолетов, а общий объем производства вместе с военными всех моделей оценивался в 250-300 единиц. Самые массовые выпускаемые сегодня машины — семейство военно-транспортных и пассажирских Ми-8/Ми-17. Два самых востребованных на фронте боевых вертолета Ка-52М и Ми-28НМ производятся ориентировочно по 50 единиц в год. Ми-35М (он же модернизированный Ми-24ВМ) выпускается более скромными партиями. Многофункциональный Ка-32 для спасателей и гражданских судов — в единичных экземплярах. «Ансат», Ка-226 и Ми-34 ждут испытания с новыми российскими двигателями, обещали новые двигатели для так и незапущенного в производство Ка-62. Тяжелый Ми-26Т2 собирается вроде как по 1 машине в год, ситуация по двигателям тоже проблемная. С Ми-38 совсем непонятно: вроде отдали 2 машины в эксплуатацию в Магаданскую область, но пока планы по судьбе вертолета официально не озвучены.

На пороге новой реальности
Даже из такого упрощенного обзора становится понятно следующее: отрасль авиастроения в России находится в процессе переформатирования после выбора собственного пути развития в 2022 году, и процесс этот займет как минимум еще несколько лет. Первая контрольная точка — 2027 год, когда ожидаются поставки первых импортозамещенных машин новых моделей. Вторая — 2030 год, когда авиапром должен выйти на поставленные показатели производства и выдерживать их. Не беремся прогнозировать, потому что работы идут: самолеты, вертолеты, двигатели и БРЭО строятся/испытываются, а заводы работают. То, что вызывает сегодня у всех негативщиков бурные потоки критики («медленно», «мало» и т.д.), не должно формировать новых метаний. Создание независимой авиационной промышленности после более 20 лет падения и ошибочных затей с «глобализацией» требует времени. Набираемся терпения и не мешаем тем, кто работает.
Свежие комментарии