Эстонская экономика все больше напоминает тонущий паром. Ее показатели непрерывно снижаются. В этой ситуации правительство Каи Каллас повышает налоги — причем значительная часть средств уходит на укрепление вооруженных сил.
Эстонские власти не могут на данный момент предложить внятного пути выхода из углубляющегося кризиса, хотя он лежит на поверхности.
![](https://r5.mt.ru/r10/photo7C9B/20289033252-0/jpg/bp.jpeg)
По данным департамента статистики, в прошлом году эстонская экономика упала на 3% и в текущих ценах составила менее 38 млрд евро. Падение экономических показателей продолжается уже шестой квартал подряд; последний раз рост наблюдался во втором квартале 2021 года. Если рассматривать весь период падения, то этот показатель составит уже 6%.
Такого масштабного экономического спада в Эстонии не было со времен мирового финансового кризиса 2008 года.
Ничего удивительного в этом нет. По словам главного экономиста местного филиала Swedbank Тыну Мертсина , «если посмотреть, какие сферы экономики больше всего повлияли на спад в прошлом году, то почти треть его пришлась на производство энергии, четверть — на обрабатывающую промышленность, четверть на транспорт и логистику».
Эстонская энергетика действительно находится сейчас в очень трудном положении.
Эстония, как и Литва с Латвией, в 2022-м отказалась от энергопоставок из России, а теперь выходит из надежного энергокольца БРЭЛЛ, соединявшего её с Россией и Белоруссией. Отказ от российских энергоносителей привёл к резкому росту в Эстонской Республике стоимости электричества и отопления, что по цепочке ударило по всей экономике.
Сланцевая диверсия
Одновременно эстонское правительство в угоду европейской «моде» приняло стратегию постепенного отказа от добычи сланцев, которыми богата Эстония.
Но особенно обидная для эстонцев история — эпопея с запуском новой электростанции, некогда презентованной в качестве « решения энергетических вопросов Эстонии ».
В 2014 году в населённом пункте Аувере под Нарвой построили крупную электростанцию, работающую на сланце. Но пуско-наладочные работы затянулись — и её передали заказчику Eesti Energia, лишь в 2018-м. Ещё два года ушло на проверку надёжности объекта. Тем не менее станция, в которую государство вложило 600 млн евро, не работает нормально и по сей день. В августе прошлого года она в очередной раз вышла из строя — ремонтные работы продолжались до конца ноября. После того как станцию вновь запустили, она всего лишь через два дня вновь сломалась — новый ремонт продлился два месяца.
« Ненормально, когда работу электростанции не могут наладить за шесть-семь лет », — констатирует президент Союза инженеров Эстонии Арви Хамбург . Основная проблема заключается в постоянно ломающихся теплообменниках. По словам Хамбурга, французская компания Alstom (выигравшая в своё время тендер на создание энергетического объекта в Аувере) не имела знаний и опыта строительства и проектирования сланцевых электростанций.
Ещё в 2012 году эстонская пресса обнародовала конфиденциальные документы, в которых было указано, что гостендер провели в спешке и на сомнительной правовой основе. Однако было уже поздно — французы вели строительство, а за качество их работы теперь расплачивается вся Эстония. « Генподрядчик взял на себя обязательства, которые не смог выполнить », — отмечает исполнительный директор Enefit Power (эстонская компания, специализирующаяся на возобновляемой энергетике) Андрес Вайнола .
В 2014 году американская General Electric купила весь энергетический бизнес компании Alstom, в том числе и электростанцию в Аувере, которую попыталась довести до ума — но тоже не справилась. В целом французский генподрядчик заплатил Eesti Energia более € 130 млн штрафов за брак. Но теперь устранением ошибок на новой электростанции занимаются уже эстонские энергетики — и списать простои на нерадивых французов они больше не могут.
«Всё развалили»
Остается надеяться на постройку в Эстонии АЭС, разговоры о которой ведут уже много лет — но непонятно, когда именно она появится и появится ли вообще. Сейчас же оппозиционные эстонские политики обвиняют нынешнюю правящую коалицию во главе с премьером Каей Каллас (Партия реформ) в том, что она ввергла государственную энергетику в состояние полнейшего развала.
Линии электропередачи в стране постоянно рвутся, ремонтные бригады всюду не поспевают. В январе вышел из строя электрический кабель между Эстонией и Финляндией.
« Потребители рвут на себе волосы, поскольку это означает рост тарифов на электроэнергию. Наслаждаемся «преимуществами свободного рынка». И это притом что ещё десять лет назад Эстония не только обеспечивала себя всем необходимым объёмом электроэнергии, но и экспортировала её. Всё развалили », — гневно пишет парламентарий от оппозиционной Центристской партии Александр Чаплыгин .
Он назвал циничной ложью слова председателя правления Elektrilevi Михкеля Хярма о том, что его предприятие не может ничего сделать с частыми отключениями электроэнергии. « Elektrilevi является дочерней компанией государственного предприятия Eesti Energia, чистая прибыль которого за прошлый год превысила полмиллиарда евро. И эти деньги при желании можно было бы инвестировать в надёжность электрической сети. Но правительство предпочитает тратить их на другие нужды », — подчеркивает Чаплыгин.
Сами же эстонские энергетики склонны валить вину на соседей-финнов.
По мнению исполнительного директора госкомпании Enefit Power Андреса Вайнолы, основной причиной ухудшения надежности электроснабжения и роста цен на электроэнергию в регионе, частью которого является Эстония, стали ошибочные решения Финляндии в области энергетики.
По словам Вайнолы, Финляндия слишком полагалась на свой третий ядерный реактор «Олкилуото-3», который начал работать весной 2023 года, но часто останавливался из-за всевозможных неисправностей. Финны в предвкушении начала эксплуатации данного объекта начали закрывать свои угольные станции — даже не дождавшись адекватной их замены. От этого меньше электроэнергии стала получать и Эстония.
![](https://r5.mt.ru/r10/photo5864/20512106101-0/jpg/bp.jpeg)
И это не единственная проблема в энергетике, благодарить за которую эстонцы должны финнов.
В 2022 году правительство Эстонии по собственной халатности упустило проект, инфраструктуру для которого уже начали создавать в порту Палдиски — пришвартованную у берега установку для хранения и регазификации сжиженного природного газа. Таллин согласился уступить этот плавучий терминал финнам, и данный объект ошвартовался в итоге у берегов Финляндии.
Трудные времена
Мощный удар эстонская экономика получила не только по линии энергетики. В столь же бедственную ситуацию погружается транспортная отрасль. На протяжении двух последних лет Эстония, ранее исполнявшая роль «моста» между Россией и ЕС, ожесточенно рубила экономические связи с РФ.
Так, эстонская железнодорожная госкомпания Operail отказалась от сотрудничества с россиянами. В итоге выручка порта в Таллине снизилась за 2023 год на 4% и составила 117 млн евро. Скорректированная прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации получилась в размере 49 млн евро, что на 12% меньше, чем годом ранее. А прибыль управляющей гаванью госкомпании Tallinna Sadam за 2023 год составила 15,9 млн евро, что на 38% меньше, чем в 2022-м.
На результаты прошлого года больше всего повлияло продолжающееся снижение объемов грузоперевозок, вызванное, как отметили в Tallinna Sadam, « как российско-украинской войной, так и общим экономическим спадом».
Впрочем, там ещё пытаются бодриться. Председатель правления порта Валдо Кальм говорит, что « времена настали трудные, один кризис сменился другим, но предприятие продолжает получать достойную прибыль ».
Держаться на плаву главному эстонскому порту позволяет рост количества пассажиров.
За год оно увеличилось до 8 млн (+13%) человек. Причем рост наблюдался в основном на регулярных маршрутах, в то время как количество заходов в порты предприятия круизных судов сократилось на 45%. Очень многие эстонцы постоянно ездят в соседнюю Финляндию, где лучше возможности трудоустройства. Но больше всего речной транспорт страны зарабатывает за счет факта географического положения Эстонии — значительная часть ее территории располагается на островах.
Пассажиропоток на паромной переправе между материком и островами Сааремаа и Хийумаа, обслуживаемой дочерним предприятием Таллиннского порта, достиг рекордного значения, увеличившись за год на 5%. Но у других эстонских транспортников такая «подушка надежности» отсутствует.
Дна еще не достигли
Перед лицом углубляющегося экономического спада правительство Каи Каллас (Партия реформ) решило пополнить казну государства за счет роста налоговых поборов. « Налоговая политика нынешнего правительства… больнее всего бьёт по наименее социально защищенным гражданам. Налоги нужно собирать не с бедных, а с богатых », — возмущается депутат Чаплыгин.
По оценке департамента статистики, рост цен в стране в феврале 2024-го составил по сравнению с февралем минувшего года почти 4,5%. По показателям инфляции Эстония — один из лидеров Евросоюза, причем немалую роль в ценообразовании сыграло и повышение ставки налога с оборота. В результате объёмы продаж в розничной торговле за минувший год сократились на 7%, в свою очередь общий объем потребления снизился на 8%.
Представители госструктур успокаивают — надо, мол, еще немного потерпеть и все как-нибудь наладится. « Экономика упала ниже, чем в конце 2021 года. То есть ВВП за это время упал где-то на 5–6%. Мы прогнозируем, что постепенное восстановление экономики начнется уже в этом году », — внушает оптимизм экономист Банка Эстонии Каспар Оя .
Довольно пессимистично настроен главный экономист банка Bigbank Рауль Эаметс . Он указывает, что сейчас Эстония очень зависит от того, что творится в Финляндии, Швеции и Германии. «Внешняя торговля составляет 75–80% нашего ВВП, а Скандинавия и страны Северной Европы в целом во многом зависят от того, что происходит в ЕС. А европейская экономика в первую очередь движима Германией и немецкими показателями, которые не очень радостные на данный момент », — подчеркивает Эаметс.
Он прогнозирует, что дна рецессии Эстония еще не достигла, хотя и тоже выражает надежду, что « ближе к осени дела могут начать двигаться вверх ». Однако подобного рода утешения выглядят очень туманно и расплывчато — поскольку не очень понятно, за счет чего именно экономическая ситуация в стране способна к осени улучшиться.
Премьер Каллас объясняет рост налогов не только стремлением поправить финансовые дела государства, но и необходимостью инвестировать в «безопасность». И большинство эстонских системных политиков согласны с повышением военных расходов. Ведь если не вооружаться, то ужасная Россия обязательно нападёт, позарившись на эстонские богатства.
Свежие комментарии