Один родился и вырос в Ленинграде, второй в советском Вильнюсе. Оба эмигрировали в США, чтобы стать богатыми и счастливыми. Вот только честно трудиться двое изуверов не собирались…
Что же такого они натворили, что их приговорили к высшей мере наказания? Почему президент США Джо Байден помиловал обоих преступников, которые 17 лет ожидали исполнения приговора в камере смертников? И что с ними будет теперь?

В декабре 2024 года весь мир облетела новость, что уходящий с поста президента Джо Байден помиловал своего сына Хантера за все совершенные преступления против государства и общества, в том числе и за те, которые в данный момент еще не обнаружены и обвинение по ним не предъявлено.
Гораздо менее известно, что Байден-старший кроме своего джуниора помиловал еще многих преступников, в том числе 37 человек, приговоренных к смертной казни в разные годы за совершение самых страшных преступлений. И среди них двое «русских» - как их называла американская пресса.
Об их жизни в СССР и на постсоветском пространстве известно не так уж много.
Юрий Михель, русский немец, родился 9 апреля 1965 года. По американским данным в Ленинграде, по российским источникам - в Барнауле. В любом случае, в начале 90-х человек с таким именем и фамилией значился в числе активных членов одной из питерских ОПГ. В 1993 году гражданина Михеля даже объявили в федеральный розыск за вымогательство, после чего его следы на родине теряются. Зато в США конце 90-х получил гражданство мистер Iouri Mikhel.

Об уроженце Вильнюса по имени Юриус Кадамовас известно еще меньше. Он родился 22 октября 1966 года, после распада СССР стал гражданином Литвы, а в конце 90-х также получил американский паспорт на имя Jurijus Kadamovas. Когда и где познакомились эти двое неизвестно, однако поселившись в Калифорнии, они уже были закадычными друзьями и сообщниками.
Согласно данным прокуратуры США, Михель и Кадамовас были учредителя нескольких фирм, вели бизнес с предприятиями из России и Прибалтики, и были замешаны в ликвидации двух российских бизнесменов, одного на Кипре, другого в Турции. Еще до того, как они начали свою кровавую серию в Америке, оба новоявленных американца считались довольно обеспеченными людьми – купили дома в престижных районах Лос-Анджелеса и имели на банковских счетах больше полумиллиона долларов каждый.
На новой родине они пытались жить, как раньше. В стиле лихих 90-х… Даже их совместный бизнес – магазин аквариумов в элитном районе Лос-Анджелеса представлял собой штаб-квартиру типичной бандитской группировки, с подвалом, где держали пленников, и складом оружия.
Американские прокуроры считают, что Михель был мозговым центром банды. Он не только планировал и организовывал преступления, но и непосредственно участвовал в «кровавых делах». Кадамовас отвечал за силовые действия, в том числе и за расправы с людьми.
Среди их ближайших подельников, также выходцы с постсоветского пространства: украинец Петро Крылов, литовцы Айнар Альтманис и Алексеюс Марковскис. Плюс активную роль в банде играла девушка Кадамоваса – Наталья Соловьева. Независимо от фамилий, происхождения и национальностей, все обвиняемые в американском суде говорили на русском языке, через переводчика.

Лидеры банды заявили своим подручным, что им всем вместе необходимо «собрать» 50 миллионов долларов, любым способом, даже если для этого «понадобиться сложить трупы штабелями» (цитата). Сразу решили, что будут «работать» только со своими бывшими соотечественниками, посчитав, что те не побегут в полицию, а предпочтут платить бандитам.
18 октября 2001 года рыбаки обнаружили в воде одного из калифорнийских водохранилищ человеческий труп. Это был мужчина, связанный по рукам и ногам. Очевидно, что к его ногам был привязан груз, который по неизвестной причине оборвался, позволив телу всплыть.
Личность утопленника установили сразу. Им оказался 58-летний Меер Мускатель, эмигрировавший из СССР еще в 1970-е гг. В США он основал небольшое агентство недвижимости, занимавшееся продажей загородных домов. Мужчина пропал за 7 дней до страшной находки, и за это время кто-то попытался снять с его банковской карты 50 тыс. долларов. Банк посчитал операцию подозрительной и заблокировал карту, предложив держателю лично явиться в офис.
Уже тогда, сразу после их первого преступления, в поле зрения полиции попали Юрий Михель (в его дом, якобы выставленный на продажу, Мускатель приезжал в день исчезновения, здесь его видели в последний раз) и Айнар Альтманис. Последнего арестовали, когда банда успела совершить еще четыре убийства. Под тяжестью улик, опасаясь «вышки», литовец сдал главарей и сообщников, привел на места преступлений и показал, где спрятаны остальные тела.
С Меерем Мускателем у банды не получилось. Тогда Михель решил, что нужно брать заложников и требовать выкуп с их родных. При этом отпускать пленников после получения требуемой суммы даже не предполагалось: сначала получить первую сумму, потом требовать еще и еще, пока родственники не откажутся или не смогут больше платить. После чего следовал укол сильнейшего транквилизатора и полиэтиленовый пакет на голову. Тело отправляли на дно водоема с привязанными к ногам блинами от штанги.
Руководители банды наметили и «главную цель» - 36-летний Георгий Сафиев, которого американские СМИ называли «банковский магнат из России».

Про этого человека довольно много информации в российском интернете. Его называют «авторитетным бизнесменом» из 90-х, имевших связи с Кингисеппской организованной преступной группировкой, которая с 1992 по 2008 гг. совершила только доказанных 12 заказных убийств в Москве, Подмосковье и Башкортостане. Один из главарей Кингисеппской ОПГ боксер Имран Ильясов, осужденный к 19 годам колонии строгого режима, являлся двоюродным братом Георгия Сафиева.
Сам Сафиев банальной уголовщиной не занимался. Он торговал нефтью и нефтепродуктами, стал соучредителем и председателем правления крупного банка. А потом, что типично для того времени, оказался замешанным в неприятной истории с банкротством, в результате чего своих денежных средств лишились многие влиятельные люди.
Спасаясь от кредиторов, Сафиев с семьей в конце 90-х сбежал в США, где начал новую жизнь. Он чувствовал себя в безопасности, не догадываясь, что оказался на крючке у настоящих «отморозков».
5 декабря 2001 года бандиты заманили в дом Юриуса Кадамоваса 39-летнюю Риту Пеклер. Уроженка Ленинграда, приехавшая в Америку с родителями в 1979 году, основала в Калифорнии бухгалтерскую фирму. У нее было много клиентов из русских эмигрантов, а одним из самых важных стал Георгий Сафиев.
Сама Пеклер бандитов не интересовала. Похищенную женщину использовали как «наживку». Ее заставили позвонить Сафиеву и договориться о встрече в доме Кадамоваса. Но банкир как раз в это время садился на борт самолета в Москву и обещал вернуться не скоро.
Участь Риты Пеклер была предрешена. Бандитов не остановило даже то, что женщина была беременной и умоляла ее пощадить.

Пока Сафиев отсутствовал в Калифорнии, в дом Кадамоваса заманили и заточили в подвал 35-летнего предпринимателя Александра Уманского, который владел мастерской по установке аудио-видео систем в люксовые автомобили. Одессит эмигрировал с родителями в США в 1973 году. Ему не повезло в свое время взять на работу уроженца Киева Петро Крылова, а потом уволить его за воровство. Спустя несколько лет член банды решил отомстить своему обидчику и дал наводку главарям.
С родственников Уманского потребовали странную сумму 234 тыс. 628 долларов. Те обратились в ФБР и американские правоохранители посоветовали платить, надеясь выйти на след похитителей. Неизвестные преступники дали номер счета банка в Дубае, куда следовало перевести выкуп. Семья Уманского отправила деньги и потребовала связи с живым Александром. Но Михель, что-то заподозрив, потребовал «кончать» пленника.
Примечательно, что главари банды действовали так, как будто они жили в России 90-х - вообще не опасались правоохранительных органов. Заманивали и держали жертв в своих домах и офисах, оставили там кучу вещей своих пленников, получали выкупы через банки, отправляли со своего домашнего факса копию банковской карты заложника в его банк для разблокировки счета, спокойно обсуждали детали преступлений по телефону.
Американцы распутали и схему получения этого и последующего выкупов. Деньги поступали на счет фирмы-однодневки, а потом отправлялись по цепочке таких же подставных контор в России и Латвии, пока не обналичивались в одном из латвийских банков.
В деле оказались замешаны двое граждан России и один гражданин ОАЭ по фамилии Агеев (уроженец Барнаула), которые «отмывали» грязные деньги, полученные от самых разных преступников. По запросу США двух «черных банкиров» арестуют в Дубае и экстрадируют в США, где они получат приличные сроки, третий, россиянин, успеет сбежать, и до сих пор он находится в розыске Интерпола.
А калифорнийская банда дождалась возвращения Сафиева из Москвы и вновь начала охоту. 21 января 2002 года подруга Кадамоваса Наталья Соловьева познакомилась и пригласила в «частный ночной клуб» 29-летнего бизнесмена Ника Харабадзе. Пара приехал в здание в центре Лос-Анджелеса, которое оказалось аквариумным магазином, где мужчина был тут же заточен в подвал.
Мистер Харабадзе был сыном известного советского киноактера, Народного артиста Грузинской ССР, Георгия Харабадзе (1942-2023), который кроме всего прочего сыграл знаменосца Победы Мелитона Кантарию в киноэпопее «Освобождение».

Его сын жил и работал в Голливуде. Ник Харабадзе считался неплохим звукорежиссером, имел много знакомых и друзей в голливудской тусовке, в частности близко общался с Джоном Малковичем, Дольфом Лундгреном и Лолитой Давидович.
Бывший банкир Георгий Сафиев решил вложить «заработанные» в России деньги в кинопроизводство, а потому взял молодого человека в качестве младшего партнера, через которого он сможет обрасти связями в голливудских кинокомпаниях.
Похитителям Харабадзе был нужен, как «наживка». Его заставили позвонить Сафиеву и вызвать его в «ночной клуб» для важного разговора. Банкир приехал и тут же оказался в подвале вместе со своим младшим партнером.
Уже через час Георгий Сафиев начал обзванивать своих родственников и деловых партнеров в России, требуя от них немедленно перевести на счет в Дубае миллионы долларов. После того, как ушли 940 тыс. долларов, жена и друзья банкира поняли, что не знают, где он, а потому остальные переводы прекратили. Следующие четыре дня Сафиев звонил в Россию и просил заплатить за него оставшийся выкуп в 5 миллионов, но партнеры отказались.
После этого Михель приказал Кадамовасу расправиться с обоими пленниками.

Это было последнее «дело» банды. После признания Айнара Альтманиса, в феврале 2002 года прошли аресты. Расследование продолжалось 4 года, суд почти год, а приговор им вынесли лишь в марте 2007-го.
Айнар Альтманис получил 23 года и 4 месяца лишения свободы, от казни его, участника всех пяти преступлений, спасло лишь сотрудничество со следствием, так как Михель и Кадамовас ни в чем не сознались.
Наталья Соловьева за участие в похищении Харабадзе приговорена к 15 годам лишения свободы.
Алексеюс Марковскис, которых охранял всех пятерых пленников, получил 12,5 лет лишения свободы.
Петро Крылов, участвовавший во всех пяти похищениях и расправах, получил пожизненное лишение свободы без права досрочного освобождения.
Оба главаря, Михель и Кадамовас, были приговорены к смертной казни. Но в 2006 году штат Калифорния ввел мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров (он действует до сих пор) и судьба «русских» душегубов оказалась в подвешенном положении. Их не могли казнить, но и не могли содержать вместе с другими заключенными.
Именно по этой причине, а также по давней американской традиции, согласно которой уходящий со своего поста президент дает помилование и смягчает наказания осужденным преступникам, Джо Байден в декабре 2024 года подписал указ.

После 17 лет и 10 месяцев в камере смертников, а всего после почти 22-х лет нахождения за решеткой (если считать с момента ареста), президент помиловал Юрия Михеля и Юрия Кадамова (за решеткой он убрал литовские суффиксы и официально сменил имя) и заменил им высшую меру на пожизненное лишение свободы без права досрочного освобождения.
Обоих преступников переведут в специальную тюрьму, откуда они не должны выйти….
Свежие комментарии