В СССР слово «Прибалтика» было принято произносить с придыханием. Уровень жизни в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР был значительно выше не только чем в РСФСР, но и в целом по союзным республикам.
Заслуги аборигенов в этом не было: советское руководство целенаправленно делало из Прибалтики «витрину СССР».
Отсюда солидные финансовые и нефинансовые трансферты из союзного бюджета.
Между тем сама земля на побережье Балтийского моря автоматического процветания не предусматривает. Дореволюционная пословица, описывающая очень бедного человека «У него как у латыша — х...й да душа» не на ровном месте появилась. Даже местная «остзейская» аристократия по европейским (в том числе восточноевропейским) меркам была... небогата. Ну не осталось от остзейских баронов ни описаний молодецких загулов в духе польской шляхты, ни венгерского шика. Был, конечно, Бирон, у которого в Митаве имелся дворец, в одной из комнат которого был пол, мощёный золотыми червонцами, но... Бирон эти деньги не в Курляндии заработал, а в Санкт-Петербурге, где числился фаворитом русской императрицы.
Прибалтика первой рванулась на выход из Советского Союза: Эстония объявила о своей независимости 16 ноября 1988 года, Литва — 26 мая, Латвия — 28 июля 1989 года. Вышли практически мирно: менее 20 погибших (все в Литве), ни одного убитого советского солдата или русского по национальности гражданина. В 90-е было много насилия, но исключительно криминального, преступлений на этнической почве не зафиксировано. Хотя особой любви друг к другу прибалты и славянская часть населения не испытывали.
По поводу возможности независимого существования прибалтийская элита иллюзий не имела. Поэтом сразу был взят курс на вступление в ЕС и НАТО: привычка доить союзный бюджет была неискоренима и, по сути дела, прибалты просто сменили одни союз на другой. Первой приглашение в состав ЕС получила Эстония — в 1997 году. Литва с Латвией получили приглашения в 1999-м. Вступили же все три Прибалтийские республики — одновременно — в 2004 году.
Пословица «Поспешишь — людей насмешишь» — русская, и в независимых республиках её к тому времени успели позабыть. А зря! Поспешные и непродуманные реформы (уж больно к союзному вымени прильнуть хотелось!) привели к засилью иностранного капитала в экономиках стран. У Эстонии доля иностранного «участия» в банках и крупных предприятий составила 80–90 процентов, в Литве и Латвии — немногим меньше.
Первые годы членства стран Прибалтики в ЕС стали максимально «жирными» для их экономик. Настолько, что по отношению к ним стали применять уважительное выражение «балтийские тигры» по аналогии с Южной Кореей или Малайзией. Проблема была в том, что иностранные инвесторы, пришедшие в Прибалтику, не были заинтересованы в местной промышленности. Главным предметом их внимания стал финансовый сектор. Результат не заставил себя долго ждать: в 2008 году доля финансового сектора в экономиках Латвии и Эстонии была не меньше 24 процентов от ВВП. Много это или мало? В США, с его волками с Уолл-Стрит и гипертрофированным финансовым сектором, эта доля в два раза ниже! В Латвии прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на четверть шли в сферу финансового посредничества, 13 процентов уходили в недвижимость, 10 процентов — в оптовую и розничную торговлю. При этом в производство пошли только 12 процентов от инвестиций, в строительство — 4 процента, в транспорт и коммуникации — 3 процента, столько же в IT-сферу.
Но откуда взялись деньги на поддержание в Прибалтике относительно высокого уровня жизни? Так ведь в ЕС есть бюджет и множество фондов, направленных на поддержку штанов бедным членам союза... В отдельные годы доля европейской «поддержки» в ВВП «тигров» составляла до 25 процентов. Так сказать, «тигры под капельницей». Кстати говоря, наше Богохранимое Отечество в те же годы показывало примерно такие же темпы роста. Правда, без европейских спонсоров и с огромными утечками капитала.
А потом случился экономический кризис... По Прибалтике он ударил сильнее, чем по любым другим странам ЕС. Дело как раз в тех спешных (не путать с успешными!) и непродуманных реформах, которые провело руководство новоявленных независимых республик ради вступления в ЕС. Для приведения их постсоветских экономик к «Маастрихтским критериям» были резко сокращены государственные расходы, в том числе на социалку, и подняты налоги. До нищеты население это не довело, но на её грань поставило. Социальный риск в Латвии из всех стран ЕС был ниже, только чем в Северной Македонии и Албании.
Само собой население прибалтийских тигров стало стремительно таять. Эстонии — помедленнее, Латвии с Литвой — побыстрее, но таять. Что у ехидных русских журналистов породило неологизм — «объединённые прибалтийские вымираты». В Эстонии с 1990 по 2020 год население сократилось с 1,56 миллиона человек до 1,32 миллиона, в Латвии — с 2,64 миллиона до 1,88 миллиона человек, в Литве — с 3,69 миллиона до 2,76 миллиона. При этом, как ни странно, вступление в ЕС на скорость бегства населения из «балтийских тигров» не повлияло — бежать из Прибалтики народ стал задолго до 2004 года.
Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что бегут из Трибалтики самые квалифицированные, образованные и предприимчивые люди. По большей части мужчины в возрасте 25–40 лет и чуть постарше. Впрочем, сложно их за это винить: безработица в «тиграх» кошмарная! В самой благополучной из всех Эстонии она в 2010 году достигала 17 процентов, в Латвии малость не дотянула до 20 процентов. Для сравнения: в России в 2009 она достигла 8 процентов — на пике.
Удар кризиса по экономике прибалтийских республик был сильнее из-за высокого уровня закредитованности предприятий и частных лиц. Дело в том, что после вступления в ЕС в Прибалтику пришли шведские банки. Ну как пришли... Полностью захватили в свои руки банковский сектор. В 2008–2009 годах трём крупнейшим шведским банкам (SEB, Swedbank и DNB) принадлежало 68,6 процента активов банковского сектора Литвы, 71,4 процента — Эстонии, 35,9 процента — Латвии. На интересы прибалтов шведам было глубоко наплевать: они вливали огромные деньги в сектор недвижимости, при этом не сильно заботясь о платежеспособности заёмщиков — клеркам выплачивались премии на основании числа выданных кредитов, при этом на кредитные риски забивался огромный болт из крепкой шведской стали. А самое главное, их выдавали в иностранной валюте. Что привело к обесцениванию местных литов, латов и крон. И тогда вместо попыток бороться с инфляцией местные власти наперегонки бросились в еврозону.
Здесь хочется сказать похвальное слово о политическом классе... Польши. При всей моей иронии по отношению к потомкам «воинственных сарматов» у них хватило ума не отказываться от злотого. У прибалтийских элит ум оказался в дефиците. Меры для вступления в еврозону прибалтийские политики приняли экстраординарные! Для начала было необходимо сбить инфляцию — с ней в еврозону не брали. Правительство Эстонии в 2008 году ради борьбы с инфляцией загнало страну ещё глубже в разразившийся кризис: вместо повышения государственных расходов ради стимулирования отечественной экономики оно приступило к жёсткой экономии. Одновременно были повышены налоги. В результате в 2008 году ВВП упал на 5,4 процента, а в 2009 — уже на целых 14,7 процента! Но дефицит бюджета снизился до трех процентов, и заявка на вступление в еврозону была принята. Латвия и Литва полностью повторили эстонский опыт: ужесточение финансовой политики на фоне кризиса, повышение налогов, снижение зарплат и пенсий на фоне роста безработицы... Меры были настолько драконовские, что даже МВФ рекомендовал пойти на девальвацию национальных валют, но правительства были непреклонны. К 2015 году в еврозону вошла последняя из стран Прибалтики — Литва.
Вступление в ЕС должно было привести к интеграции стран Прибалтики в мировую (ну или по крайней мере европейскую) экономику. Собственно говоря, она и произошла. Но в качестве чего? Экспорт наукоемкой продукции в Прибалтийских республиках крайне ограничен. При этом «наукоёмкость» наукоёмкого прибалтийского экспорта относительна. Наиболее успешна на этом поприще Эстония, у которой имелись определённые успехи в сфере производства радио-, телевизионного и коммуникационного оборудования. Латвия имела достижения в фармацевтике. Литва особых успехов не демонстрировала, хотя производила некоторые инструменты, медицинские и научные приборы. Правда, конкурентоспособно всё вышеперечисленное в основном на рынках стран СНГ. Перспективы роста подобного производства на территории государств Прибалтики... невелики: расходы на НИОКР здесь мизерные, производительность труда низкая. Рост идёт за счёт исключительно сырьевых и трудоёмких производств: хайтек в ЕС сосредоточен в Германии и скандинавских странах, прибалтам от этого пирога не перепадает ничего.
Теоретически производство относительно наукоёмкой продукции Прибалтика может нарастить за счёт экономических связей с СНГ. Но СНГ — это в первую очередь Россия. А зависимость от неё в любом вопросе для прибалтов страшнее ядерной войны. Второй момент, сдерживающий развитие производство чего-либо технологичнее копчёной салаки, — стремление бежать впереди паровоза в плане внедрения возобновляемых источников энергии. Литва — единственная в мире страна, отказавшаяся от действующей АЭС — Ингалинской. Взамен она собирается вдвое нарастить число ветряков (с солнечными панелями в пасмурной Прибалтике ловить нечего!). К 2025 году «тигры» собираются окончательно отключиться от энергосистемы России и Белоруссии, что явно не понизит цену электроэнергии в Прибалтике.
Помимо общей энергетики, Прибалтику связывал с Россией и Белоруссией и транзит грузов. Транзитные доходы составляли не менее 10 процентов ВВП государств Балтии. Но форсированное введение санкций после возвращения Крыма в родную гавань постепенно лишает экономики «прибалтийских тигров» этих доходов: Россия переориентирует грузопотоки на порты Усть-Луга и Приморск. Примерно так же поступает и Белоруссия.
В общем, можно сказать, что экономики стран Балтии сегодня весьма проблематичны. За вступление в ЕС пришлось заплатить закрытием множества производств. Латвия закрыла все заводы по производству сахара. Знаменитые рижские шпроты сегодня производятся в Калининграде, но не производятся в Риге. Наукоёмкие производства сокращаются, но не лучше обстоят дела и с сельским хозяйством. Энергетический кризис искусственно усиливается требованиями ЕС по внедрению «зелёной повестки»: Таллин был вынужден отказаться от традиционной для Эстонии добычи сланцев и закрыть работающие на сланце ТЭС. Сегодня Прибалтика вынуждена закупать электроэнергию «на стороне» — в Дании. Любое финансирование проектов в странах Балтии процентов на 70, а иногда и 90 ведётся за счёт ЕС.
Кто-то может сказать: «А что, неплохо устроились прибалты: живут за чужой счёт и в ус не дуют!» Но финансирование за счёт ЕС убивает способность к самостоятельному развитию. «Тигры» сегодня постоянно сидят под капельницей европейских дотаций. Но дотации дотациями, а приток прямых иностранных инвестиций в Прибалтику уже в конце 2010-х годов стал существенно ниже, чем в их начале. А ведь именно инвестиции были причиной развития постсоветского развития экономики Прибалтики: у Латвии они порой превышали 20 процентов ВВП!
Сейчас финансирование по линии ЕС ещё капает в экономики Прибалтики. Но даже оно не спасает их от сокращения. Что будет, когда очередной кризис заставит Еврокомиссию «вынуть капельницу»? Ответ очевиден...
Фёдор Ступин
Между тем сама земля на побережье Балтийского моря автоматического процветания не предусматривает. Дореволюционная пословица, описывающая очень бедного человека «У него как у латыша — х...й да душа» не на ровном месте появилась. Даже местная «остзейская» аристократия по европейским (в том числе восточноевропейским) меркам была... небогата. Ну не осталось от остзейских баронов ни описаний молодецких загулов в духе польской шляхты, ни венгерского шика. Был, конечно, Бирон, у которого в Митаве имелся дворец, в одной из комнат которого был пол, мощёный золотыми червонцами, но... Бирон эти деньги не в Курляндии заработал, а в Санкт-Петербурге, где числился фаворитом русской императрицы.
Прибалтика первой рванулась на выход из Советского Союза: Эстония объявила о своей независимости 16 ноября 1988 года, Литва — 26 мая, Латвия — 28 июля 1989 года. Вышли практически мирно: менее 20 погибших (все в Литве), ни одного убитого советского солдата или русского по национальности гражданина. В 90-е было много насилия, но исключительно криминального, преступлений на этнической почве не зафиксировано. Хотя особой любви друг к другу прибалты и славянская часть населения не испытывали.
По поводу возможности независимого существования прибалтийская элита иллюзий не имела. Поэтом сразу был взят курс на вступление в ЕС и НАТО: привычка доить союзный бюджет была неискоренима и, по сути дела, прибалты просто сменили одни союз на другой. Первой приглашение в состав ЕС получила Эстония — в 1997 году. Литва с Латвией получили приглашения в 1999-м. Вступили же все три Прибалтийские республики — одновременно — в 2004 году.
Пословица «Поспешишь — людей насмешишь» — русская, и в независимых республиках её к тому времени успели позабыть. А зря! Поспешные и непродуманные реформы (уж больно к союзному вымени прильнуть хотелось!) привели к засилью иностранного капитала в экономиках стран. У Эстонии доля иностранного «участия» в банках и крупных предприятий составила 80–90 процентов, в Литве и Латвии — немногим меньше.
Первые годы членства стран Прибалтики в ЕС стали максимально «жирными» для их экономик. Настолько, что по отношению к ним стали применять уважительное выражение «балтийские тигры» по аналогии с Южной Кореей или Малайзией. Проблема была в том, что иностранные инвесторы, пришедшие в Прибалтику, не были заинтересованы в местной промышленности. Главным предметом их внимания стал финансовый сектор. Результат не заставил себя долго ждать: в 2008 году доля финансового сектора в экономиках Латвии и Эстонии была не меньше 24 процентов от ВВП. Много это или мало? В США, с его волками с Уолл-Стрит и гипертрофированным финансовым сектором, эта доля в два раза ниже! В Латвии прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на четверть шли в сферу финансового посредничества, 13 процентов уходили в недвижимость, 10 процентов — в оптовую и розничную торговлю. При этом в производство пошли только 12 процентов от инвестиций, в строительство — 4 процента, в транспорт и коммуникации — 3 процента, столько же в IT-сферу.
Но откуда взялись деньги на поддержание в Прибалтике относительно высокого уровня жизни? Так ведь в ЕС есть бюджет и множество фондов, направленных на поддержку штанов бедным членам союза... В отдельные годы доля европейской «поддержки» в ВВП «тигров» составляла до 25 процентов. Так сказать, «тигры под капельницей». Кстати говоря, наше Богохранимое Отечество в те же годы показывало примерно такие же темпы роста. Правда, без европейских спонсоров и с огромными утечками капитала.
А потом случился экономический кризис... По Прибалтике он ударил сильнее, чем по любым другим странам ЕС. Дело как раз в тех спешных (не путать с успешными!) и непродуманных реформах, которые провело руководство новоявленных независимых республик ради вступления в ЕС. Для приведения их постсоветских экономик к «Маастрихтским критериям» были резко сокращены государственные расходы, в том числе на социалку, и подняты налоги. До нищеты население это не довело, но на её грань поставило. Социальный риск в Латвии из всех стран ЕС был ниже, только чем в Северной Македонии и Албании.
Само собой население прибалтийских тигров стало стремительно таять. Эстонии — помедленнее, Латвии с Литвой — побыстрее, но таять. Что у ехидных русских журналистов породило неологизм — «объединённые прибалтийские вымираты». В Эстонии с 1990 по 2020 год население сократилось с 1,56 миллиона человек до 1,32 миллиона, в Латвии — с 2,64 миллиона до 1,88 миллиона человек, в Литве — с 3,69 миллиона до 2,76 миллиона. При этом, как ни странно, вступление в ЕС на скорость бегства населения из «балтийских тигров» не повлияло — бежать из Прибалтики народ стал задолго до 2004 года.
Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что бегут из Трибалтики самые квалифицированные, образованные и предприимчивые люди. По большей части мужчины в возрасте 25–40 лет и чуть постарше. Впрочем, сложно их за это винить: безработица в «тиграх» кошмарная! В самой благополучной из всех Эстонии она в 2010 году достигала 17 процентов, в Латвии малость не дотянула до 20 процентов. Для сравнения: в России в 2009 она достигла 8 процентов — на пике.
Удар кризиса по экономике прибалтийских республик был сильнее из-за высокого уровня закредитованности предприятий и частных лиц. Дело в том, что после вступления в ЕС в Прибалтику пришли шведские банки. Ну как пришли... Полностью захватили в свои руки банковский сектор. В 2008–2009 годах трём крупнейшим шведским банкам (SEB, Swedbank и DNB) принадлежало 68,6 процента активов банковского сектора Литвы, 71,4 процента — Эстонии, 35,9 процента — Латвии. На интересы прибалтов шведам было глубоко наплевать: они вливали огромные деньги в сектор недвижимости, при этом не сильно заботясь о платежеспособности заёмщиков — клеркам выплачивались премии на основании числа выданных кредитов, при этом на кредитные риски забивался огромный болт из крепкой шведской стали. А самое главное, их выдавали в иностранной валюте. Что привело к обесцениванию местных литов, латов и крон. И тогда вместо попыток бороться с инфляцией местные власти наперегонки бросились в еврозону.
Здесь хочется сказать похвальное слово о политическом классе... Польши. При всей моей иронии по отношению к потомкам «воинственных сарматов» у них хватило ума не отказываться от злотого. У прибалтийских элит ум оказался в дефиците. Меры для вступления в еврозону прибалтийские политики приняли экстраординарные! Для начала было необходимо сбить инфляцию — с ней в еврозону не брали. Правительство Эстонии в 2008 году ради борьбы с инфляцией загнало страну ещё глубже в разразившийся кризис: вместо повышения государственных расходов ради стимулирования отечественной экономики оно приступило к жёсткой экономии. Одновременно были повышены налоги. В результате в 2008 году ВВП упал на 5,4 процента, а в 2009 — уже на целых 14,7 процента! Но дефицит бюджета снизился до трех процентов, и заявка на вступление в еврозону была принята. Латвия и Литва полностью повторили эстонский опыт: ужесточение финансовой политики на фоне кризиса, повышение налогов, снижение зарплат и пенсий на фоне роста безработицы... Меры были настолько драконовские, что даже МВФ рекомендовал пойти на девальвацию национальных валют, но правительства были непреклонны. К 2015 году в еврозону вошла последняя из стран Прибалтики — Литва.
Вступление в ЕС должно было привести к интеграции стран Прибалтики в мировую (ну или по крайней мере европейскую) экономику. Собственно говоря, она и произошла. Но в качестве чего? Экспорт наукоемкой продукции в Прибалтийских республиках крайне ограничен. При этом «наукоёмкость» наукоёмкого прибалтийского экспорта относительна. Наиболее успешна на этом поприще Эстония, у которой имелись определённые успехи в сфере производства радио-, телевизионного и коммуникационного оборудования. Латвия имела достижения в фармацевтике. Литва особых успехов не демонстрировала, хотя производила некоторые инструменты, медицинские и научные приборы. Правда, конкурентоспособно всё вышеперечисленное в основном на рынках стран СНГ. Перспективы роста подобного производства на территории государств Прибалтики... невелики: расходы на НИОКР здесь мизерные, производительность труда низкая. Рост идёт за счёт исключительно сырьевых и трудоёмких производств: хайтек в ЕС сосредоточен в Германии и скандинавских странах, прибалтам от этого пирога не перепадает ничего.
Теоретически производство относительно наукоёмкой продукции Прибалтика может нарастить за счёт экономических связей с СНГ. Но СНГ — это в первую очередь Россия. А зависимость от неё в любом вопросе для прибалтов страшнее ядерной войны. Второй момент, сдерживающий развитие производство чего-либо технологичнее копчёной салаки, — стремление бежать впереди паровоза в плане внедрения возобновляемых источников энергии. Литва — единственная в мире страна, отказавшаяся от действующей АЭС — Ингалинской. Взамен она собирается вдвое нарастить число ветряков (с солнечными панелями в пасмурной Прибалтике ловить нечего!). К 2025 году «тигры» собираются окончательно отключиться от энергосистемы России и Белоруссии, что явно не понизит цену электроэнергии в Прибалтике.
Помимо общей энергетики, Прибалтику связывал с Россией и Белоруссией и транзит грузов. Транзитные доходы составляли не менее 10 процентов ВВП государств Балтии. Но форсированное введение санкций после возвращения Крыма в родную гавань постепенно лишает экономики «прибалтийских тигров» этих доходов: Россия переориентирует грузопотоки на порты Усть-Луга и Приморск. Примерно так же поступает и Белоруссия.
В общем, можно сказать, что экономики стран Балтии сегодня весьма проблематичны. За вступление в ЕС пришлось заплатить закрытием множества производств. Латвия закрыла все заводы по производству сахара. Знаменитые рижские шпроты сегодня производятся в Калининграде, но не производятся в Риге. Наукоёмкие производства сокращаются, но не лучше обстоят дела и с сельским хозяйством. Энергетический кризис искусственно усиливается требованиями ЕС по внедрению «зелёной повестки»: Таллин был вынужден отказаться от традиционной для Эстонии добычи сланцев и закрыть работающие на сланце ТЭС. Сегодня Прибалтика вынуждена закупать электроэнергию «на стороне» — в Дании. Любое финансирование проектов в странах Балтии процентов на 70, а иногда и 90 ведётся за счёт ЕС.
Кто-то может сказать: «А что, неплохо устроились прибалты: живут за чужой счёт и в ус не дуют!» Но финансирование за счёт ЕС убивает способность к самостоятельному развитию. «Тигры» сегодня постоянно сидят под капельницей европейских дотаций. Но дотации дотациями, а приток прямых иностранных инвестиций в Прибалтику уже в конце 2010-х годов стал существенно ниже, чем в их начале. А ведь именно инвестиции были причиной развития постсоветского развития экономики Прибалтики: у Латвии они порой превышали 20 процентов ВВП!
Сейчас финансирование по линии ЕС ещё капает в экономики Прибалтики. Но даже оно не спасает их от сокращения. Что будет, когда очередной кризис заставит Еврокомиссию «вынуть капельницу»? Ответ очевиден...
Фёдор Ступин
Свежие комментарии