Когда речь заходит о геополитике, Россия всегда умеет удивить. Кто бы мог подумать, что на фоне нестабильного поведения бывших союзных республик — Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии — Москва решит обзавестись неожиданным партнером в лице движения «Талибан»?
Да-да, вы не ослышались. Талибы ранее были приглашены на ПМЭФ-2024. Возрождение отношений с Афганистаном может значительно укрепить наше геополитическое и военное присутствие в регионе. И это не шутка.
Министерство иностранных дел и Министерство юстиции России выступили с предложением исключить «Талибан»* из списка запрещенных террористических организаций. Об инициативе уже доложили президенту Владимиру Путину. Что это значит для России? Во-первых, это сигнал нашим центральноазиатским соседям, что мы играем всерьез и готовы на любые шаги ради стабилизации региона.
Талибы* находятся под запретом более 20 лет, с 2003 года. Но времена меняются, и после вывода американских войск из Афганистана в 2021 году они взяли власть в свои руки. Теперь они — реальная сила, с которой приходится считаться. Как отметил директор второго департамента Азии МИДа Замир Кабулов, для начала необходимо исключить организацию из списка запрещенных. И судя по всему, это уже не за горами. Глава российского МИДа Сергей Лавров подтвердил положительную динамику в этом вопросе.
«Они (движение «Талибан») являются реальной властью. Афганистан нам небезразличен. Небезразлично это и нашим союзникам, прежде всего в Центральной Азии», — отметил дипломат. И действительно, приглашение талибов на Петербургский Экономический форум — 2024 говорит о многом.
Афганистан — соседствующее с нами государство, которое находится в азиатском подбрюшье России. После того как американцы ушли, талибы* сумели взять государство под свой контроль. Это реальность, с которой надо считаться. Мы присматриваемся, ведем переговоры. Поэтому будем сотрудничать», — поделился мнением политолог и журналист Юрий Светов. И не просто сотрудничать, а делать это на всех фронтах — экономическом и геополитическом.
Афганистан — чрезвычайно богатая страна. Полезные ископаемые, особенно редкоземельные металлы, становятся всё более востребованными в новых технологических отраслях. Логистика, железные дороги — всё это делает Афганистан центром азиатского континента, и Россия не собирается упускать такую возможность. Как подчеркнул Светов, прорабатывались проекты строительства железных дорог, и вполне возможно, что сейчас к ним вернутся.
Решение российских властей вполне понятно. В настоящий момент никакой угрозы Афганистан не представляет. Наоборот, он может стать хорошим союзническим подспорьем. Как отметил советник главы ДНР Ростислав Антонов, у нас есть не слишком устойчивые режимы в Центральной Азии, а границы с ними очень слабо укреплены. По сути, нет у нас эшелонированной, закрытой границы с Казахстаном. А у Казахстана нет границы с другими странами Средней Азии. В свою очередь, у Киргизии, Узбекистана и Таджикистана нет надежно закрытой границы с Афганистаном. Выходит, мы имеем достаточно проницаемые границы, а таковые могут существовать только в случае общей стабильности. Талибы* могут помочь России привести в чувство Центральную Азию.
Пока, как мы видим, стабильности в регионе нет. Таджикистан грозится упразднить на своей территории крупнейшую зарубежную сухопутную военную базу России, сформированную на основе 201-й мотострелковой дивизии. Кыргызстан регулярно делает недружественные выпады в сторону совместной истории наших стран и старается исключить всё, что связывает республику с русским прошлым. Поэтому, по словам Антонова, нашей стране так интересен Афганистан и его развитие.
Россия заинтересована в стабилизации Афганистана и перевода его в дружественное государство. Мы заинтересованы в развитии этой страны не как источника наркотрафика, а как государства, которое может производить полезные вещи. Талибы* являются официальной властью Афганистана. Если они будут признаны и перестанут считаться террористической организацией для России, это будет правильным шагом в реализации вышеуказанных целей, добавил спикер.
На самом деле, партнерство между Россией и нынешней властью Афганистана возможно. Платформа для этого была заложена ещё во времена Советского Союза. Советская армия не только воевала в Афганистане, но и многое построила. Многие граждане учились в СССР и у них остались теплые воспоминания о Советском Союзе. Более того, американцев и русских всегда сравнивали: США только воевали и разрушали, а Россия помогала. На этой основе вполне возможно, что мы создадим реальные отношения.
Отношения Москвы и Душанбе напряжены настолько, что пошли разговоры о ликвидации русской военной базы в республике. А это уже вопрос национальной безопасности. В такой ситуации новые союзы и сотрудничества становятся особенно важными.
Пока что очевидно одно: Россия готова к новым вызовам и возможностям. И если для этого нужно наладить отношения с Афганистаном и талибами*, то почему бы и нет? Ведь в конце концов, геополитика — это игра с высокими ставками, и Россия намерена играть в эту игру на полную.
*организация запрещена в РФ
Дзен не показывает материалы новым пользователям, не идет на контакт, отвечает как робот. Считаем это не справедливо, наш медиа канал тут.
Всем хорошего дня.