Жизнь Василия Карабашева состоит из двух частей — в начале 90-х его знали как карманника и «вора в законе» Васю Питерского, который, по некоторым данным, возглавлял традиционную преступную иерархию в северной столице, но уже к 2000-м он принимает постриг, становится монахом Варлаамом, и с 2013 года поднимает из руин монастырь на Ладоге.
Об удивительной судьбе бывшего уголовника и авторитета — в нашем материале.
"Смотрящий" по Петербургу
Василий Карабашев родился в 1960-м году в североказахстанском Петропавловске. Криминальные таланты начал проявлять с юности, став успешным карманником. Попав в лагерь вел себя правильно, по всем блатным понятиям, а после освобождения перебрался в Ленинград, где продолжил совершенствоваться в ремесле «щипача».
К концу 80-х, после еще нескольких отсидок, он стал одним из самых известных карманников северной столицы, работая на Невском проспекте. В 1993 году Василия Карабашева «короновали», присвоив высший статус в традиционной иерархии преступного мира — он становится «вором в законе», известным как Вася Питерский.
Проходит по всем сводкам МВД, посещает самые знаковые для криминального мира сборища, водит дружбу с нехорошими и опасными, но очень влиятельными людьми. По слухам, к концу 90-х его то ли рассматривают в качестве «смотрящего» (своего рода полномочного представителя) по Петербургу от «воров в законе», то ли даже и утверждают в этом статусе.
А обстановка в стране в тот момент была такая, что перед носителем статуса открывались любые двери — преступные авторитеты в буквальном смысле ели с золотой посуды.
Правда, и внутривидовая борьба шла жесткая, и многие лидеры ОПГ, не говоря уж о рядовых бойцах, упокоились на кладбищах. Вася Питерский чувствовал себя в этом опасном мире как рыба в воде, однако в какой-то момент Карабашев пристрастился к наркотикам.
По вере вашей
В 2001-м году он едва не умирает от передозировки. Карабашева спасают и выхаживают православные монахи. Что открылось ему в момент, когда он уже почти ушёл из жизни, неведомо, но с того дня «вор в законе» Вася Питерский начинает тяготиться своим статусом.
Через некоторое время, оправившись, он совершает беспрецедентный для криминального мира шаг — решает отказаться от статуса, «отойти от дел». И собирает по этому поводу «сходку».
Поступок крайне рискованный, поскольку часть бывших товарищей по воровскому цеху предлагает его незатейливо убить. Блатные боятся, что раскаявшийся «законник» на какой-нибудь исповеди сдаст их дела. Но остальные, зная железный характер Карабашева, верят ему, и дают вольную — Вася Питерский больше не «вор в законе» и никакими привилегиями не пользуется, но и претензий к нему от криминального мира также нет.
Карабашев принимает постриг и становится послушником Важеозерского мужского монастыря в Карелии. Ему, впрочем, еще предстоит снова оказаться за решеткой — в 2002 году Карабашева, уже облаченного в рясу задерживают в Петрозаводске и этапируют в петербургские «Кресты».
Священник Александр Григорьев, который вел службы в следственном изоляторе, вспоминал о первой встрече с Карабышевым:
«Однажды на службу привели мужчину крепкого телосложения, подтянутого, в сапогах и брюках галифе. Мне мои помощники из хозобслуги шепчут: "Это Вася Питерский, бывший смотрящий по городу". .. Он сказал, что все грехи свои уже исповедал в монастыре и его приняли в число братии, а попал он сюда по ошибке, и что скоро его отпустят. Мне рассказали его сокамерники, что когда он вошёл в камеру, то потребовал, чтобы никто не курил, не ругался матом; сняли со стен фривольные фотографии и повесили иконы. Раздал всем свечи и стал учить их молиться, а потом всех привёл ко мне на службу», — рассказывал о. Александр.
Надо добавить, что сотрудники СИЗО очень оценили такого узника, и начали переводить его из камеру в камеру — в каждой из которых монах-авторитет устанавливал порядок. И когда спустя 10 месяцев Карабашев вышел на свободу и уехал в монастырь, то, говорят, тюремное начальство очень жалело о потери такого арестанта.
Варлаам и Киприан
После этого авторитет Вася Питерский навсегда исчезает и начинается жизнь монаха Варлаама. У Карабашева оказывается литературный талант, и в 2014 году он выпускает книгу по истории церкви «Нить Ариадны от времени святого князя Александра Невского». 520-страничное исследование, которое вполне может претендовать на статус научного труда. Позже он пишет еще одну книгу — «Путевые заметки», посвященные двум поездкам на Донбасс в 2015 году с грузом гуманитарной помощи.
Энергия и организационные способности о. Варлаама оказываются востребованы и в церковной жизни. В 2013-м году его назначают настоятелем храма Киприана Стороженского в деревне Сторожно (Волховский район Ленинградской области).
Выбор места очевидно не случаен — святой Киприан Стороженский жил в XVI веке, до обретения веры и раскаяния был разбойником, и основал Никольско-Стороженский монастырь на Ладожском озере. Так что, бывшего «вора в законе» отправляют восстановить храм и монастырь, основанный 400 лет назад бывшим разбойником.
Впрочем, храм на тот момент существует только на бумаге, и о. Варлаам начинает энергично его восстанавливать. В 2016-м году монаха рукополагают в иеромонахи, что означает право на совершение литургии.
Сейчас не только храм воссоздан, но и по данным портала 47 news, на территории кипят работы по восстановлению уже и монастыря.
Безусловно, Василию Карабышеву очень повезло — он нашел веру и смысл жизни, тогда как его коллеги по организованной преступности 90-х годов в массе либо отбывают наказание в местах лишения свободы, либо уже предстали перед высшим судьёй.
Коллеги-карманники, с которыми Карабышев некогда «работал» на Невском, ушли из жизни, а других «героев 90-х» по-прежнему преследуют грехи прошлого — так совсем недавно оперативники задержали в Ленобласти самозваного священника «попа Колю», выяснилось, что в своей прошлой жизни он был киллером одной из ОПГ.
Иногда и к о. Варлааму на исповедь и беседу приезжают не совсем обычные люди — из числа тех, которые в широких кругах больше известны под своими прозвищами. Но когда они называют «погоняла», то монах реагирует резко — «давайте-ка без этого».