Индия продолжит закупать российскую нефть, несмотря на угрозы вторичных санкций со стороны США, сообщил aif.ru ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), научный сотрудник Финуниверситета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. При этом сложности, связанные с взаиморасчетами и логистикой, сохранятся.
Западные СМИ и аналитики удовлетворенно констатируют, что санкции в отношении экспорта российской нефти начали полноценно работать. В доказательство приводится отказ Индии покупать нашу нефть марки Sokol и ESPO, а также основную российскую экспортную марку Urals, перевозимую танкерами «Совкомфлота». Пойти на такие шаги индусов, по мнению западных журналистов, вынудила угроза применения к ним вторичных санкций со стороны США.
Индия стала вторым после Китая покупателем российской нефти, экспорт сырья в эту страну только в 2023 году принес нам 47 млрд долл., и потеря такого партнера была бы болезненна для нашей экономики, тем более, что альтернативных по масштабу рынков сбыта у нас пока нет. «Европа давно взяла курс на энергетический переход, у них не было роста потребления энергии, поэтому нам в любом случае нужно было искать новые рынки, — говорит Станислав Митрахович. — А в Индии огромное количество потребителей, наращивание поставок нефти в эту страну является для нас естественным процессом».
Конечно, при взаимодействии с Индией есть определенные сложности, на которых акцентируются западные СМИ и аналитики, «но в реальности они далеко не критичны, и не ставят под угрозу наше сотрудничество в области поставок энергоносителей, — уверен Митрахович. — Например, были проблемы с рупиями, наши экспортеры не могли вернуть часть выручки. Но механизмы взаиморасчетов найдены. Ту же рупию, пусть и с большими комиссионными издержками, можно конвертировать в более удобные валюты, можно использовать дирхамы, некоторые другие валюты».
Кроме того, широко освещалась новость, что Индия под угрозой вторичных санкций отказалась покупать российскую нефть марки Sokol. «В действительности индусы из наших экспортеров "выбивали" большие скидки, но мы нашли альтернативных покупателей в Китае. Там был хороший спрос, и мы перенаправили предназначавшуюся для Индии нефть китайским покупателям. Переговорная позиция индусов оказалась неверной, они не только не получили скидку, но и остались без сырья», — подчеркнул эксперт.
«Логистическая» радость властей западных стран, вызванная отказом индийских НПЗ принимать нефть, перевозимую танкерами компании «Совкомфлот», также выглядит неоправданной. «Эта судоходная компания перевозила примерно 15% основной нашей экспортной нефти марки Urals, — подсчитал Митрахович. — Остальное перевозится другими танкерами, и поставки продолжаются и сейчас. Для Индии по-прежнему очень выгодно покупать российскую нефть марки Urals, для них нет смысла отказываться от наших поставок».
Позицию эксперта подтверждает статистика. По данным индийского министерства промышленности и торговли, в январе текущего года (более свежей отчетности еще нет) Индия закупила в России 56,8 млн баррелей нефти, больше было только в августе 2023 года. При этом западные аналитики оценивали этот показатель гораздо скромнее, лишь в 40,3 млн баррелей. «Конечно, индусы будут и впредь пытаться получить хорошие скидки от нас, но это нормальный рабочий процесс, в целом наше сотрудничество будет только развиваться, — не сомневается Митрахович. — Например, по данным Kpler, поставки российской нефти в Индию достигнут рекордных 1,8 млн баррелей в сутки».
Ранее эксперты специально для aif.ru подробно объяснили все обстоятельства, связанные с поставками в Индию российской нефти марки Sokol.
Свежие комментарии