В попытке восстановить отечественное авиастроение, в ОАК инициировали ряд программ по созданию отечественных пассажирских самолетов, среди которых числятся и самолеты линейки Ил-96.
Стоит отметить, что ранее первый полет первого опытного отечественного широкофюзеляжника Ил-96-400М, который состоялся в ноябре 2023 года, вызвал бурную реакцию и массу обсуждений в сети.
Тем не менее теперь ни для кого не секрет, что даже в таком виде это самолет точно не пойдет в серию и не будет поставляться российским авиакомпаниям, как собственно и версия Ил-96-300.
Крупнейший отечественный авиаперевозчик «Аэрофлот», глава компании которой ранее заявлял, что нуждаются в широкофюзеляжных лайнерах для замены иностранного парка, также отказался от закупки этого многострадального широкофюзеляжного далнемагистрала.
Как ранее я уже писал, в большей степени это связано с четырехдвигательной схемой лайнера, которая как утверждается имеет низкую топливную эффективность, в отличие от двухдвигательной.
Также глава «Аэрофлота» Сергей Александровский заявил, что необходимо снизить вес планера и довести кабину самолета под двух членов экипажа, чтобы хоть как-то конкурировать с западными одноклассниками. По его словам, в таком виде в котором взлетел Ил-96-400М экономически неэффективен, особенно для самолетов этого класса.
Более того, стало известно, что согласно оценочной стоимости в модернизированной версии Ил-96-400М с удлиненным фюзеляжем, самолет теперь заметно подорожал на 20% относительно запланированной ранее цены в 7 млрд руб.
То есть Ил-96-400М уже превышает реальную стоимость, которая в свою очередь составляет примерно половину от каталожного ценника, некоторых новейших моделей в данном классе Airbus и Boeing. И это при том, что самолет еще не прошел сертификацию, так как конечную стоимость можно будет сформировать лишь только по итогам этих испытаний.
По мнению независимых экспертов, Ил-96-400М получился дороже потому, что все комплектующие для него пока производились, по сути, в единичном экземпляре, а их поставщики в отличие от западных компаний-комплектаторов Boeing и Airbus, почти все монополисты, несмотря на то что в большей степени входят холдинг «Ростеха».
Однако если самолет все же пойдет в серию, и будет ежегодно поставляться авиаперевозчикам небольшими партиями от 6 единиц, тогда возможно удастся добиться и снижения цены, отмечают ряд экспертов.
Как бы там ни было, но в Ростехе видимо обратили внимание на данную проблему, и все же приступили к очередному этапу дальнейшего развития этого многостродального российского самолета Ил-96, созданного еще на базе планера Ил-86 еще 70-х годов разработки.
На днях стало известно, что Госкорпорация согласовала технические требования и наконец-таки приступила к работе над двухдвигательной версией Ил-96. Об этом сообщил информированный источник близкий к авиастроительной отрасли.
О том, что ОАК планирует приступить к разработке двухдвигательной версии на базе Ил-96-400М, стало известно еще в мае этого года. Об этом в интервью сообщал глава Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, который также считает у Ил-96-400М с четырьмя двигателями ПС-90А нет никаких шансов стать эффективным самолетом для коммерческого рынка авиаперевозок. Причем даже в условиях санкций.
По словам источника, разработка и строительство новой и полностью отечественной двухдвигательной версии Ил-96-400М будет проходить параллельно с разработкой двигателей для него ПД-35.
И это не считая того, что на сегодняшний день существует ряд проблем и по разрабатываемому отечественному двигателю большой мощности ПД-35, о чем еще в октябре 2023 года поделился бывший глава Минпромторга Денис Мануров.
Для тех, кто не в курсе, напомню, ранее главный конструктор Александр Иноземцев заявлял, что тяга данной силовой установки будет находится в пределах 35-40 тонн. Однако по словам Мантурова, теперь же после испытаний газогенератора, речь идет о тяге двигателя ПД-35 в рамках 26-35 тонн. Более того, по словам Мантурова, скорее всего, даже 35 тонн выжить из этого двигателя не получится.
Согласно информации ряда источников, максимальная тяга, которую на данный момент удалось зафиксировать при испытаниях ПД-35 в ЦАГИ, к сожалению, не превышает 30 тонн. И это тогда, когда для версии Ил-96-400М в планы входило устанавливать форсированные до 38 тонн ПД-35.
Более того, в таком варианте говорить об установке ПД-35 на военно-транспортные самолеты Ил-76, грузоподъёмность которых должна была составить 100 тонн, говорить пока точно не приходится.
По мнению специалистов, если до 2030 года все же удастся достичь результата по двигателю в 32 тонны, то это уже будет победой для перспективной пермской турбовентиляторной силовой установки большой мощности ПД-35.
Учитывая то, что максимальная тяга одного двигателя серии ПС-90А1 с увеличенной тягой с 16 до 17,4 тонны, который был разработан и сертифицирован специально для версии Ил-96-400, то тут также стоит отметить, что на сегодняшний день для данной машины необходимо общая тяга двигателей не менее 69 тонн.
То есть, при условии того, что суммарная тяга двух двигателей ПД-35 на сегодняшний день составляет хотя бы 60 тонн, то к сожалению, запаса по мощности однозначно не будет достаточно для Ил-96-400М.
И это, еще не учитывая условия сертификации для двухдвигательных лайнеров, предусматривающих полеты через океан, где указано, что самолет должен совершать полет и посадку с одним двигателем, в случае отказа одного из них.
Тем не менее, по словам источника, в рамках разработки двухдвигательной версии Ил-96-400М ведутся работы по облечению самолёта. А вот на вопрос, какие конкретно будут проводить работы по облегчению, источник пока затруднился ответить.
Однако, по его словам, в первую очередь работы в этом направлении скорее всего затронут центроплан, а также разработку нового крыла и его механизации. Помимо это предполагается, что оснащение самолета современным бортовым оборудованием, позволит ощутимо снизить вес двухдвигательной версии Ил-96-400М.
Также он подчеркнул, одним из условий, является то, что центроплан и новое крыло должно быть унифицировано для версии Ил-96-300, что говорит о планах наладить и выпуск двухдвигательной версии отечественного широкофюзеляжника. Тем не менее, будет ли это крыло с более увеличенной площадью, либо все же конструкторы планируют установить новое композитное крыло, пока неизвестно.
Учитывая то, что часть финансирования ПД-35 перенаправили на другие проекты, такие как ПД-14 и ПД-8, а сроки серийного производства российского двухконтурного авиадвигателя большой мощности смещены вправо, с 2028-го на 2030 год, можно предположить, что Ил-96-400М в двухдвигательной компоновке появятся теперь у российских авиаперевозчиков не ранее следующего десятилетия, и то при условии, если данную программу опять не свернут до лучших времен.
Стоит отметить, что программа создания версии самолета Ил-96-400М стартовала по решению президента. Ил-96-400М является модернизированной версией Ил-96-300 и в первую очередь отличается удлиненным с 55,34 до 63,94 м фезюляжем, а также крылом большей площади. Помимо этого, самолет оснастили более мощными двигателями ПС-90А1 тягой 17,4 тонны, в отличие от базовой версией двигателей ПС-90А с тягой до 16 тонн у версии Ил-96-300.
Согласно заявленным возможностям, самолет Ил-96-400М может вмещать до 370 пассажиров в традиционной для широкофюзеляжных далнемагистралов в двухклассной компоновке и при максимальной пассажировместимости до 435 человек в одноклассной. Максимальная скорость - 900 км/ч, крейсерская – 870 км/ч.
Завялятся, что самолет способен совершать беспосадочный перелет на дальность до 8100 км. Однако по информации ряда источников выяснилось, что из-за перетяжеления конструкции планера и достаточно прожорливых двигателей с увеличенной тягой ПС-90А1 вместо ПС-90А3, на данный момент дальность первой опытной версии Ил-96-400М при полной загрузке не превышает 6400 км.
Безусловно, в таком варианте версия узкофюзеляжного МС-21-400LR с удлинённым фюзеляжем, увеличенной дальностью полёта до 10-12 тыс. км. и вместимостью до 256 мест, к работам над которым приступили еще с прошлого года, на сегодняшний день выглядит куда более перспективным вариантом.
Более того, планируется, что дальнемагистральная версия МС-21 с увеличенной дальностью полета появится до конца 2028 года. Об этом ранее СМИ поделился сам Денис Мантуров. То есть появление МС-21-400LR также может сказаться на дальнейшем развитии программы двухдвигательного варианта Ил-96.
Свежие комментарии