Купила мама коника, а коник без ноги.
Яка чудова іграшка бу.
Купила мама другого, і другий без ноги.
Яка цікава іграшка (Шао Бао).
Давным-давно, когда Крым был еще как бы типа украинским, от скорого пришествия второй Франции уже кружилась голова, а в бездонных шароварах еще была надежда отыскать спрятанное золото Полуботка, в 1993 году два беловежских деятеля решили поделить и Черноморский флот. Поделили пополам, по братски. Ни тот, ни другой во флоте ничего не понимали.
Однако оказалось, что "будущая вторая Франция" не тянула платить за русский газ даже по внутренней цене "по писят". Вскоре накопленные долги договорились списать за счет "украинской" половины флота.
Но патриоты почуяли зраду, Кравчука закидали тухлыми яйцами и гетьман, по хозяйски, свою подпись забрал назад. Флот все-таки пришлось делить. В Киеве 28 мая 1997 года стороны договорились- 43 боевых корабля, одну подлодку, 132 судна и катера, гигантское количество прочего имущества получила Украина. В украинских руках остались недостроенный атомный авианосец "Ульяновск", ТАКР «Рига» ( «Варяг»), ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов»(«Украина»).
Черноморский флот был обескровлен.
Потомки карпатских пастухов с непонятными железяками порешали быстро- 65 кораблей и судов сдали в металлолом, включая оба авианосца (правда китайцы спасли «Варяг», вернув его в строй). Несколько боевых катеров передали такой же "спивучей" Грузии. У ракетного крейсера судьба оказалась сложнее, подробно здесь-
Победа ржавчины над жадностью. Незавидная судьба «Украины»
В итоге единственным боевым кораблем морской зоны украинского флота оказался сторожевой корабль "Киров" проекта 11351 «Нерей». В киевской юрисдикции его окрестили «Гетман Сагайдачный» в честь весьма неоднозначного предводителя запорожских и реестровых козаков 17 века.
Корабль был новеньким, его в 1990 -1993 годах построили на керченском заводе ССЗ «Залив», восьмым в серии. Предназначался он для морских частей пограничных войск КГБ СССР. Еще один корабль по этому проекту был заложен там же в 1992 году. Самостийники переименовали его в "Гетман Дорошенко". Достроен от так и не был, хотя и довели его до 90% готовности. Он постепенно исчез, став донором для «Гетмана Сагайдачного». Иногда встречается упоминание о третьем систершипе-«Гетман Байда-Вишневецкий», якобы с 80% готовностью, но в справочниках сведения о нем отсутствуют. В источниках "гетьманы" регулярно путаются местами. По версии Ю.Г. Самко речь вообще идет об одном и том же корабле, при закладке -«Красный вымпел», затем переименованном в "Гетман Дорошенко", а потом в «Гетман Байда-Вишневецкий», что все объясняет.
Два корабля проекта 11351 «Нерей» до сих пор в строю, в составе погранохраны ФСБ РФ.
Скромный сторожевик сделал в украинском флоте головокружительную карьеру- он не только "перескочил" класс, став в украинской классификации фрегатом(!!!), но и занял должность бессменного флагмана незалежного флота.
Только флот тот был... мягко говоря, невелик- к началу последнего майдана 2013 года осталось всего около 60 боевых кораблей, вспомогательных судов и катеров. 51 из них по итогам Крымской весны оказались с Андреевскими флагами на мачтах, а большая часть личного состава флота-от простых моряков до командующего украинским флотом в составе КЧФ РФ.
«Гетман Сагайдачный», как единственный украинский корабль морской зоны на плаву, эксплуатировался на износ, представляя могучую украинскую державу на всех международных учениях, в борьбе с сомалийскими пиратами, а также выступая "яхтой" для различных ответственных должностных лиц. Вместо ремонта на него просто переставляли запчасти со строящегося систершипа-пока те не закончились.
Весной 2014 года флагману не повезло. Он как раз возвращался с дежурства в Аденском заливе, когда в Севастополе началось народное восстание против украинской оккупации. В прессе даже появлялась информация, что корабль в проливах поднял Андреевский флаг и возвращается в Севастополь.
Увы, "потемкин" из "Сагайдачного" не получился, командование привело его в начале марта в Одессу, где из 211 членов экипажа в тот же день исчезло 28. Они выбрали свободу.
Сам же корабль вскоре поставили на ремонт в Одесском порту. От интенсивной эксплуатации он рассыпался на глазах. Однако каннибализировать систершип в ставшей российской Керчи было уже невозможно, да и сняли с него почти все. По рассказам очевидцев на флагмане даже плиты на камбузе прогорели насквозь и кокам приходилось варить кашку матросикам едва не на палубных кострах.
Но и новой майданной власти без корабля было нельзя- западные хозяева начали регулярно проводить в Черном море учения, а участие от Незалежной обеспечить было больше некому- не катера же к американским эсминцам посылать. В общем латали-и снова отправляли в море-лишь бы "плавало".
Незадачливый флагман получил в околофлотских кругах довольно унизительную кличку-"Сайгак Дачный".
«Гетман Сагайдачный» «Гетьман Сагайдачний»(до июня 1992 года «Киров»). До июля 1994 года носил бортовой номер «201», затем— U130, а после перехода в 2018 году на классификацию кораблей по стандарту НАТО — F130. Изготовитель-ССЗ «Залив», г. Керчь. Заложен (как «Киров») 5 октября 1990 года. Спущен на воду 29 марта 1992 года. Введён в эксплуатацию 2 апреля 1993 года. В июне 1992 года перешёл к ВМС Украины и переименован.
Водоизмещение нормальное 3100 тонн, полное — 3650 тонн. Длина 123,5 м. Ширина 14,3 м . Осадка 4,7 м.
Двигатели-Газотурбинная силовая установка COGAG, 55 500 л. с. Движитель-2. Скорость хода 32 узла . Дальность плавания 4600 миль при 20 узлах, 1600 миль при 30 узлах. Автономность плавания по запасам провизии — 30 суток. Экипаж 180 человек (18 офицеров).
Вооружение-Радиоэлектронное вооружение ПК-16. Артиллерия- 1 × 1 — 100-мм АУ АК-100. Зенитная артиллерия 2 × 6 — 30-мм АУ АК-630М. Ракетное вооружение 1 × 2 — ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» (20 ЗУР 9М-33). Противолодочное вооружение 2 × 12 — реактивных бомбомёта РБУ-6000
(96 РГБ-60). Минно-торпедное вооружение 2 × 4 — 533-мм ТА,
22 мины заграждения. Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПС
Изначально сторожевой корабль предназначался для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспорта и десантных кораблей от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.
В 2017 году навернулась уже силовая установка. Сразу после «планового капитального ремонта». Как оказалось вместо ремонта 1,6 миллиона гривен нашли себе более приятное применение. При расследовании никто не пострадал).
Капитально отремонтировать движок могли бы детали питерского завода «Звезда», но пойти на это гидность не позволяет.
На этот раз бюджет расщедрился на 91 миллион гривен. А подряд на ремонт в итоге достался заводу «Кузница на Рыбальском» (в девичестве, до 2017 года-«Ленинская кузница»). Пикантность данной ситуации лишь в том что владельцем сего предприятия является тогдашний президент -Педро Порошенко. Что-то на флагмане-франкенштейне там подшаманили, подтянули , перебрали... в общем еще пару-тройку натовских учений он выдержал.
А потом снова встал. Да так крепко, что в Николаев его тащили уже на буксире. В результате ремонтировать движок без российских коллег и запчастей нереально, менять двигатель на до предела изношенном корабле дорого и крайне глупо.
Из других кораблей на роль флагмана претендовать некому: корвет «Винница» 1976 года рождения, списан, наконец, в январе 2021 года; средний десантный корабль «Юрий Олефиренко» (бывший СДК-137 1971 года рождения, переименнованный в честь невинно убиенного карателя мирного населения на Донбассе) не ходячий, да и не сильно боевой.
Остается лишь рейдовый тральщик «Геническ» 1985 года, 88 тонн весом...ну или катера и надувные лодки.
Украинские "военные эксперты" в один голос требуют "продолжения банкета", реанимировать фрегат любой ценой, главным образом для использования в обучении курсантов. Ни один другой украинский корабль не может обеспечить наличие на борту одновременно комплексов артиллерийского, зенитного, противолодочного вооружения, да еще и с вертолетной площадкой.
Другое дело, что даже если так, то потом курсантам все равно придется распределяться по различным "шаландам, полным кефали" и отрабатывать командный голос, чтобы в нужный момент грозно проволать "Зброи не застосовываю".
И кто ж это сделал...
Краткая иллюстрация того, что творится в головах тех, кто этими процессами рулит:
«В Украине была безумно богатая инфраструктура морских и речных портов, огромные коммерчески эффективные судоходные компании, судостроительные заводы. И это все исчезло. Этого нет»(Министр инфраструктуры Украины (2016-2019) Владимир Омелян).
Само исчезло, ага. Ну и пасипаки-попередники виноваты.
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
«Мы морская держава, но много потеряли. Наша задача сегодня возродить наш статус. Пройдёт не один год. Завтра это не произойдёт. Но если мы чётко понимаем наши приоритеты, то будем сильной, крепкой морской державой»(премьер-министр Украины Владимир Гройсман, ноябрь 2016).
В 2015 году с украинского флота сбежало 559 человек. В Россию уехал и бывший командир флагмана украинского ВМФ «Гетмана Сагайдачного» Роман Пятницкий (2009-2014). Ошибся человек с маршрутом в марте 2014 года, бывает.
Теперь могучая эскадра украинского флота состоит из двух неходячих кораблей, буксира и десятка катеров. Но это не точно. Однако сила украинского флота не в кораблях, а в безграничной гидности и 10 адмиралах, возглавляющих это обширное хозяйство. Еще три генерала прикрывают тылы могучего флота согласно диспозиции от 2015 года, подписанной лично Порошенко.
Перспектива вполне прозрачная- из флагмана без флота ВМСУ превратились в москитный флот без флагмана.
Куда перевешать флагманские регалии-вопрос открытый.
С 2011 года в Николаеве строится корвет «Владимир Великий», 7 лет назад его готовность оценивалась то ли в 17%, то ли в 43%. По последним данным спуск на воду ожидается в 2023 году. Но это не точно.
Кроме того в 2020 году Украина заключила контракт с Турцией на постройку четырех корветов типа «Ада» для украинского флота. В июле 2021 года был заложен первый корвет. В 2024 году он должен войти в строй после двухлетнего оснащения и вооружения на Украине. Остальные три то ли должны быть построены по лицензии на николаевском "Океане", то ли вообще не должны быть построены.... Турки говорят, что им обещали миллиард долларов.
Судьбу «Гетмана Сагайдачного» можно предсказать с точностью 99%. Отремонтировать его не смогут, списывать его не будут до тех пор, пока флагманский жезл нельзя будет передать хотя бы какому-нибудь корвету. С корветом тоже все понятно. Турки под ключ построили бы быстро, но самостийники без намучивания мутных схем не могут, так что это тоже вечный проект. Нынешний флагман действительно последний для Незалежной.
Можно только удивляться, что за странный талант у этих деятелей, до чего не прикоснутся-все в труху. Флот рассосался, сильнейшая (тогда) в Европе армия-рассосалась, мощнейшая судостроительная промышленность-исчезла, к туркам за корветами на поклон ходют....
P.S. Уважаемые друзья, я помню о своем обещании написать про многотысячелетнюю историю украинского флота и обязательно напишу. Я даже пробовал начинать-скачал одну из аборигенных монографий, ознакомиться с материалом. Посмотрел я в нее ... и бездна посмотрела на меня... Нет, пока не готов...
Так что попозже, надо организм укрепить, промыть его хорошо коньяком, иначе не получится.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам: