Ростех поразил весь мир новостью о подготовке к производству новейших истребителей 5 поколения Су-75 Checkmate («Шах и мат»).
Информацию огласили в преддверии крупнейшей международной аэрокосмической выставки Dubai Airshow 2023. Каким будет отечественный самолет и когда ждать его появления?

От проекта до выхода в свет
Громкое заявление России не могло не приковать взгляды мирового экспертного сообщества к новому российскому самолету. Су-75 — первый легкий истребитель 5 поколения в истории и всего лишь третий по счету истребитель этого поколения в мире после Су-57 и американского F-35.
Проект малозаметного Checkmate впервые показали на выставке МАКС-2021, а сейчас Ростех уже готовит производственные линии. Опытный образец должен появиться в течение двух лет:
«Я рассчитываю, что это произойдет до конца 2025 года», — сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров («Газета.ру»).
Остается неясным, имеется ли в виду выкатка самолета или первый подъем в воздух. Между этими событиями, как правило, несколько месяцев, а от первого полета до сертификации проходит около 3 лет. Тем не менее выпуск истребителя всё равно уже не за горами. Да и к тому же создатели Су-75 и тут могут подготовить сюрприз: ведь еще изначально заявлялось, что срок разработки будет существенно сокращен за счет использования цифровых технологий.

Скорость работы в принципе объяснима, так как самолет отчасти заимствует компонентную базу Су-57: технологии, авионику, двигатель и т. д. Более того, предполагается, что эти два истребителя будут работать совместно:
«Су-75 будет легче, чем 57-й, и, предположительно, они будут работать в паре, причем в различных модификациях. <...> Вероятнее всего, Су-75 будет выполнять роль вспомогательного самолета при Су-57, который станет чем-то вроде диспетчера, у которого оборудование позволяет видеть дальше за счет более мощного радара. Су-75 будет истребитель универсальный, в первую очередь для завоевания превосходства в воздухе. У него также будут функции для нанесения ударов и по земле, и даже по морским целям. Он обладает технологиями уже не пятого, а шестого поколения, что тоже важно», — рассказал BFM.ru заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии МИД Вадим Козюлин.
Новость о скором выпуске Checkmate должна была появиться именно сейчас, поскольку самолет рассчитан сугубо на экспорт, и, как показали не раз создатели, делать маркетинг они умеют. Дебют Су-75 вызвал настоящий фурор, о самолете бросились писать российские и зарубежные СМИ, пытаясь узнать о нем больше, разобрать достоинства и недостатки.
Чем он отличается от американского конкурента?

Идеальное соотношение цены и качества
Су-75 — достойный представитель истребителей 5 поколения. Малозаметный, имеет низкую стоимость летного часа и стоит весьма недорого с учетом параметров. Самолет при своих характеристиках обойдется гораздо дешевле американского конкурента. Checkmate оценивается в $25–30 млн, тогда как F-35 — более чем в $100 млн. Оправдана ли эта колоссальная разница?
О тактико-технических характеристиках российского самолета известно следующее:
«Дальность полета самолета достигает 2900 км, крейсерская скорость в бесфорсажном режиме составляет 2450 км/ч, практический потолок — 16 500 м, длина разбега — менее 500 м, взлетная масса — 18 т, боевая нагрузка — 7 400 кг», — пишет «Газета.ру».
F-35 имеет взлетную массу почти 32 т, практический потолок — 18 200 м, развивает скорость до 1900 км/ч, летает на 2500км. И стоит ли переплачивать?
Checkmate в то же время способен обстреливать одновременно 6 целей и может оснащаться управляемыми ракетами РВВ-МД Р-74М, РВВ-СД, Х-38, «Гром-Э1», Х-58УШКЭ, корректируемыми авиабомбами и неуправляемыми авиационными ракетами различных типов. Су-75 отлично подготовлен для ведения ближнего и дальнего боя, а именитый американский F-35 по некоторым параметрам так и не дотянул до истребителя 5 поколения.

Бюджетный и при этом эффективный самолет собираются экспортировать на Ближний Восток, в Латинскую Америку и страны Азии. Истребитель будет выпускаться в трех версиях: одноместной, двухместной и беспилотной.
Свежие комментарии