Сегодня 169 прочитали
22 апреля стал уникальным днем для мировой политики, лидеры шести стран фактически одного региона, одновременно, провели три двухсторонние встречи.
Алиев прилетел в Москву, Эрдоган в Багдад, а Раиси в Исламабад.
Встречи были очень насыщенными, можно сказать основополагающими в двухсторонних отношениях. Особенно для Турции с Ираком и Ирана с Пакистаном. Но то что их связывало ( и возможно послужило причиной неожиданных визитов) — тема транспортных коридоров.
Иран наконец выбрал сторону?
Хотя на российских федеральных каналах продвигают тему чуть ли не союзничества Ирана и России, но на самом деле отношения двух стран даже партнерскими можно назвать с натяжкой.
Персы всегда были сами себе на уме, а уж когда мир делится на два лагеря, они тем более проявляют осторожность. Сотрудничают там, где для них есть явная выгода и не торопятся это делать, где есть другие варианты.
В частности, Тегеран до последнего колебался в какую политико-экономическую цепь встроиться: США-Франция-Греция-Армения-Индия, которая исключала Россию и Турцию из мировой экономической логистики, или Россия-Азербайджан-Турция-Пакистан-Китай. (Оба конца этих цепочек ярые антагонисты.)
Надеясь на улучшение отношений с Западом, Иран похоже склонялся к первой модели. Поэтому затягивал строительство крошечного участка коридора "Север-Юг" (Решт-Астара). Несмотря на кредит от Азербайджана в 500 млн долларов, а потом и от РФ в 1.3 млрд евро.
Отрицательное отношение к Зангезурскому коридору тоже из этой серии.
Однако обострение международной обстановки, реакция США и Франции на ирано-израильское противостояние, молчание Индии, дало понять Тегерану, что он может оказаться у разбитого корыта.
На нем свет клином не сошелся. Есть варианты налаживания торговых связей и без его участия.
Например, с недавних пор заработал "Срединный коридор":
Есть варианты через Пакистан и Афганистан:
Наконец через Турцию можно выйти к Индийскому океану (об этом ниже).
И в Иране похоже прозрели. Решили определиться со стороной.
Конечно в этом больше политики, чем экономики. Но то что после январского визита в Анкару, Раиси полетел в Исламабад (с которым у Тегерана были очень непростые отношения) говорит о выборе стороны.
Турция и новый коридор
У Анкары и Багдада тоже все было не сладко в отношениях.
Турция, фактически взяла шефство над Южным Курдистаном, который де-факто является независимым государством, а де-юре Иракской автономией, что конечно не нравится Багдаду.
Но новые времена диктуют новые действия — Эрдоган летит в Ирак и подписывает меморандум по "Дороге развития". Коридоре соединяющем Турцию с Персидским заливом.
Вот вам и выход в Индийский океан. Не это ли напугало Иран?
А если вспомнить недавнюю мою статью о переориентации России с Армении на Грузию, то получается интересный путь минующий проблематичную Армению и Иран.
Московская встреча
Коридоры обсуждались и на московской встрече Алиева и Путина. Причем похоже настолько серьезно, что это обильно вылилось в средства массовой информации.
Поиск Яндекса пестрит чуть ли не сенсационными заголовками:
На самом деле на встрече не было ничего, чего мы бы не знали. Только речь пошла о увеличении запланированной пропускной способности коридора "Север-Юг".
Он уже работает, хотя и приходится перезагружать составы из-за недостроенного участка.
На мой взгляд здесь важнее слова Алиева, которые выпали из публичного анализа речей президентов.
Интересно, о каких новых участках говорит Президент Азербайджана, когда дорога давно построена и функционирует.
Не о грузинском ли направлении? Или все-таки армянском?
Думаю мы скоро узнаем...
Свежие комментарии