Новейший российский истребитель, который будет представлен на МАКС-2021, неслучайно будоражит умы западных конкурентов Москвы. Заслуженный летчик РФ Владимир Попов в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» спрогнозировал будущее загадочного самолета на службе ВКС и оценил его перспективы на экспортном рынке.
«Шахматная» интрига
Таинственный истребитель, анонсированный Ростехом, привлек внимание всего мира. Военные эксперты скрупулезно изучают опубликованные в Сети изображения зачехленной крылатой машины, вглядываются в кадры видеороликов, с жаром спорят об облике и функциях нового самолета. В иностранных СМИ загадочный истребитель уже получил прозвище Checkmate («Шах и Мат»): шахматная символика активно используется в презентационных материалах Ростеха и Объединенной авиационной корпорации (ОАК).
Подробностей о технических характеристиках российского истребителя пока нет. Однако, судя по всему, речь идет о легком одномоторном боевом самолете. Его дизайн, по всей видимости, схож с американским F-35.
Военные обозреватели ведущих иностранных СМИ спорят не только о боевых возможностях «шахматного» российского истребителя, но и о том, сколько таких самолетов Россия сможет себе позволить. Так, американский портал The Drive допустил, что судьба новейшего истребителя будет напрямую зависеть от зарубежного финансирования – то есть от его экспортного успеха. В качестве примера автор статьи напоминает историю Су-30, который массово поставлялся в Индию.
Действительно ли судьба российской разработки полностью зависит от иностранных партнеров или у Москвы есть особые планы на новейший самолет?
Своим мнением по этому поводу поделился с «ПолитРоссией» генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.По его словам, экспортная составляющая действительно имеет большое значение для развития современной авиации. Но это характерно не только для России: речь идет о мировых тенденциях.
«Современная экономика – особенно это касается военно-промышленного комплекса – действительно ориентирована не только на внутренний рынок, но и на внешний, – заметил Владимир Попов. – Страны, которые способны самостоятельно производить всю линейку авиационной техники – и гражданского, и военного назначения – можно пересчитать по пальцам одной руки. В тройке лидеров – США, Россия и "объединенная" Европа. Такие государства априори должны обеспечивать весь мир своей авиационной техникой. Поэтому говорить о том, что мы якобы будем целиком зависеть от экспорта – это в корне неправильный подход».
Крылья против «стаи шакалов»
Попов напоминает: новейший истребитель, который заинтриговал западный мир, – предшественник самолетов шестого поколения (наряду с другими разработками российских авиаконструкторов). Он займет важную нишу в арсенале ВКС РФ. По словам заслуженного летчика, эта платформа будет высоко востребована в период угрозы и во время военных действий – благодаря особенностям своей конструкции.
Владимир Попов подчеркнул: двухмоторные истребители более надежны и безопасны, обеспечивают высокую выживаемость в бою. Однако из-за высокой стоимости парк таких самолетов не может быть слишком большим. А в сложных боевых ситуациях количество – как и качество – имеет ключевое значение.
Владимир Попов предупредил: отношения между Россией и НАТО остаются напряженными. Если разгорится вооруженный конфликт, российским военным потребуются дополнительные ресурсы.
«Если они (страны НАТО – прим. ред.) накинутся вместе с Украиной, чтобы "разорвать" Россию, мы рискуем, условно говоря, оказаться в меньшинстве (хотя нам и Белоруссия будет помогать, и наши азиатские соседи во главе с Казахстаном). Нам нужно будет дать неприятелю жесткий отпор. Возможности такие у нас есть. И одна из таких возможностей – создать достаточно дешевый и технологически простой самолет», – пояснил военный летчик.
Однодвигательный истребитель намного дешевле, чем его двухдвигательные «коллеги», поскольку стоимость двигателя, как отмечает эксперт, – это в среднем примерно 45 % от цены всего самолета.
«То есть мы сможем за цену современного Су-30 СМ, Су-34 или Миг-35 построить примерно два легких однодвигательных самолета – или два с половиной», – пояснил Владимир Попов.

Почему важно приступить к производству таких истребителей в мирное время? Военный летчик объясняет: чтобы повысить готовность наших вооруженных сил в случае «горячей» войны. Иными словами, нужно пополнить мобилизационный ресурс.
«В боевых условиях, когда нас окружит и будет кусать стая этих шакалов (страны НАТО – прим. ред.), нужно будет огрызаться, отбиваться, – пояснил Попов. – Я поддерживаю идею использования однодвигательного самолета в угрожаемый период. Но делать такой истребитель необходимо заранее, уже сегодня. Нужно ведь и технологию отработать, и производственную линию отладить, и испытания провести, и сертифицировать, и облетать новый самолет в войсках».
Русская «фишка»
Что касается экспорта таких истребителей, то это выгодный проект для России, добавил Владимир Попов. При этом военный летчик не сомневается: спрос на новые российские боевые самолеты за рубежом будет высоким.
«Наши самолеты отличаются сочетанием низкой цены и высокого качества. Мы этими и берем, – заметил военный летчик. – Возможно, наша техника неказисто выглядит, уступает по красоте, по дизайну, но зато выигрывает в надежности и эффективности. Поэтому многие страны выбирают именно российские самолеты».
Собеседник издания подчеркнул: новый российский истребитель, судя по всему, будет схож по облику и некоторым функциональным особенностям с F-35. При этом по цене он будет куда более привлекателен, чем дорогостоящий американский истребитель, который далеко не всем странам по карману.
«Это будет доступный истребитель для многих государств мира, – уверен Владимир Попов. – Сочетание цены и качества – вот наша "фишка". Наверное, это и будоражит умы наших заклятых партеров. Они боятся, потому что у нас есть такой потенциал».
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала, как необычная деталь загадочного российского истребителя поставила в тупик американского эксперта.