Он строился как блистательная загородная резиденция на первой береговой линии и стал эталоном для множества копий.
Но вдруг впал в немилость и стал казармой, а потом снова стал мил Романовым, а после стал колыбелью русской демократии, в 1917 приютил временное правительство, во времена советской власти располагал высшее учебное заведение для партийных работников.
Сейчас тут работает международная организация, поэтому зайти с улицы не получится.
Начну издалека - из Таврического сада. Бывали там? Я тоже много раз, но до сегодняшнего дня не задумывалась, что это вообще-то дворцовый парк в английском стиле, где всё-всё создано руками человека, а вовсе не природой. Пруды, холмы, живописные посадки - всё создал английский садовый мастер Виллиам Гульд в 18 веке. Тогда же создавался и сам дворец. Строил его архитектор Иван Егорович Старов по заказу первого хозяина - Григория Потёмкина.
А про Григория мы знаем что? Что он был выдающийся государственный деятель, который присоединил Крым к Российской Империи, создал Черноморский военный флот, стал его первым главноначальствующим и генерал-фельдмаршалом. А ещё, он был фаворитом императрицы Екатерины Великой, которая пожаловала ему титул князя Таврического (Крым ранее - Таврида) и одноименный дворец.
Какие цари, такие и фавориты!
Вообще, история подарка довольна интересная. Григорий Потемкин уже владел подаренным Екатериной Аничковым дворцом, который перестроил под свои нужды, но был им не очень доволен. Дело в том, что стиль барокко был уже не в моде того времени, хотелось фельдмаршалу классических трендовых линий. Тогда, в 1782 году он покупает участок земли в районе слободы Конногвардейского полка для строительства своей загородной (!) резиденции.
Для строительства своей блистательной усадьбы Григорий Потемкин нанимает известного тогда архитектора, пенсионера Ивана Егоровича Старова. Пенсионерами тогда называли называли не людей 65+, а талантливых молодых людей, которых государство отправляло на обучение в Европу. Так Иван Егорович обучался архитектуре в Париже и в Риме, где стал поклонником палладианства. Именно этот стиль был реализован в Конногвардейском доме Потёмкина (именно так называл его Григорий): по примеру древнеримских храмов, фасад украшают лишь колоннада с треугольным фронтоном.
Но внешняя скромность компенсировалась просто невероятным наполнением. Залы дворца были настолько талантливо спроектированы, изобильно и мастерски украшены, что до сих пор вызывают "ВАУ!" эффект.
Вообще, Григорий Александрович очень любил роскошь и высокоранговые вечеринки, поэтому важной задачей перед архитектором было создание пространства для блистательных приемов и балов. Цель была достигнута. Еще бы, там был создан самый большой дворцовый зал в Европе!
По службе Потемкин был вынужден находится на юге России, поэтому во дворец наезжал редко и решил его в итоге продать в казну. Но стоило ему присоединить в 1783 году Крым, как дворец вновь вернулся к нему в качестве подарка императрицы к титулу "князь Таврический".
Дворцом князь попользуется совсем недолго: пройдет всего 5 лет после окончания строительства в 1786 году до смерти хозяина. Редкие приезды Потемкина сопровождались шикарными приемами, об одном из них, последнем, сохранилось множество воспоминаний очевидцев.
Весной 1791 года, князь прибыл в Петербург, чтобы дать бал в честь взятия крепости Измаил, и, заодно, отвоевать сердце императрицы у молодого Платона Зубова. На торжество были приглашены все, даже просто горожане, кроме двух людей. Не пригласили по понятной причине Платона Зубова и по непонятной причине Александра Суворова (он был такой же герой взятия Измаила).
В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности празднество! Вокруг дворца были накрыты столы и стояли бочки с вином для горожан, а в парадных залах ожидали весь петербургский свет.
Штрих к портрету Григория Александровича: лук хозяина на этом празднике был настолько шикарен, что шляпа украшенная бриллиантами требовала отдельного человека, чтобы носить следом. Просто очень тяжело носить на голове килограммы бриллиантов немолодому уже человеку.
Гости собирались к 14, к 19 прибыла императрица и покинула бал около 2 часов ночи, а остальные разошлись к утру. Умели - могли!
Я, конечно, не Григорий Потёмкин, но приглашаю вас прогуляться по дворцу, будто мы какие-то аристократы.
Парадных залов было немного, никаких вам анфилад из десятков дверей. Всего 4 зала, один из них - самый большой в Европе, другой - стеклянный зимний сад с ананасами, третий - оптическая иллюзия, где гости разбивали носы в попытках пройти в несуществующую комнату.
Пройдемте же!
Через фойе, которое являлось первым парадным залом и, к сожалению, не сохранило своего декора, гости попадали в купольный зал. Украшенный колоннами с двух сторон сейчас, а при Потёмкине со всех сторон зал поражает своим куполом, которого на самом деле нет. Роспись потолка - это оптическая иллюзия, или иллюзорная живопись середины 19 века, созданная живописцем Джованни Батиста Скотти.
Сейчас на стенах их нет, но при первом хозяине на глухих стенах в такой же технике были изображены колонны и создавалось впечатление будто там продолжение галереи и некоторые гости, намереваясь пройти врезались в стены.
Следующий зал, самый большой в Петербурге -1352,5 квадратных метра, назывался главным или колонным, позже Екатерининской галереей. Использовался для приемов и балов. Изначально зал освещало 56 люстр и чтобы зажечь все 1500 свечей в них требовалось 2 часа времени, 20 человек и весь воск из Петербургских и частично Московских лавок.
После смерти князя дворец снова отошел казне и Екатерина с удовольствием им пользовалась, очень она любила проводить здесь межсезонье. Тогда зал получил новое имя - Екатерининская галерея. В центре именно этого зала царица любила завтракать с видом на сад, но не Таврический, а зимний. По оригинальному проекту одна из длинных глухих стен была галерей колонн, а за ней - зимний сад, но о нем позже.
Пока обращаю ваше внимание на шикарные люстры. Внимание!.. здесь возможно небольшое дежавю. Случилось? Эти люстры - почти полные копии из георгиевского зала Зимнего дворца, оказались здесь во время восстановления дворца в середине 19 века. Кто найдет отличия - тому конфетка!
Поясню: после смерти Екатерины Великой, император Павел так сильно старался предать забвению все, что было связано в матерью и ее фаворитами, что отдал дворец в распоряжение Конногвардейского полка. В Екатерининском и Купольном залах был устроен манеж, а в других помещениях — казармы.
Конечно, за это время вся отделка 18 века была утрачена, но справедливость решил восстановить Александр I: во время его правления усадьба была восстановлена лучшими мастерами и вновь получила статус царской резиденции. Вот какая она, любовь к бабушке!
Но вернемся к зимнему саду, который сейчас утрачен. Это был поистине роскошный проект, который был известен во всей Европе. Архитектору пришлось преодолеть немалые трудности, чтобы перекрыть площадь более 2200 квадратных метров потолками высотой около 20 метров. В центре зала он установил ротонду, поддерживающую потолок, а также колонны вдоль стеклянных стен. В ротонде была установлена скульптура Екатерины (сейчас хранится с Русском музее), а поддерживающие колонны были расписаны под деревья и сливались с внешним пейзажем.
Лучше всего описал сад Г.Р. Державин:
"При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная и разделенная в длину в два ряда еще тридцатью шестью столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на немалом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования, или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы".
Даже сейчас поразительна смелость инженерной мысли, а современники Екатерины и вовсе были восхищены созданным им чудом. Другие монархи были не прочь повторить диковинку в своих дворцах: сам Наполеон Бонапарт хотел обустроить похожий зимний сад, чтобы иметь возможность наслаждаться в нем вечной весной.
Этот зимний сад, был первый в Петербурге и по времени возникновения, и по размаху роскоши. Просуществовал в Таврическом дворце более 100 лет, пока постепенно не потерял былое величие и в 1905 году был перестроен в зал заседаний для Государственной Думы. Таким мы видим думский зал сейчас.
В этом зале творилась история! Тут заседали все 4 думы Российской Империи, позже заседало временное правительство, а сейчас он используется для различных мероприятий типа выездных заседаний Государственной думы и Совета Федерации, а дубовые кресла все те же!
С ними связана забавная история про коррупцию. В одну из ночей, в период работы второй думы, в зале обвалился потолок. Так как была ночь, никто не пострадал, но скандал был жуткий и это был эпический фэйл тех, кто делал ремонт зала годом ранее. Просто сэкономили и использовали гвозди для крепления досок на потолке (он тогда была деревянный) немного короче, чем нужно. Но разоблачение ждало и мебельную фабрику Мельцера, которая поставляла дубовые кресла...они под краской оказались...осиновыми! В тот год фабрика потеряла статус поставщика императорского двора и была обязана заменить всю мебель на дубовую за свой счет.
Сейчас дворец занимает международная организация "Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ". В интерьерах, созданных для Александра I, располагаются кабинеты представителей разных стран. Посетить их не представляется возможным по понятным причинам, но некоторые я все же увидела.
Доподлинно известно, что семья Александра I изредка пользовалась резиденцией, и, (немного сплетен!) что супруга Александра Павловича, Елизавета Алексеевна, принимала здесь своего возлюбленного - штаб-ротмистра кавалергардского полка Алексея Охотникова. Он тайно пробирался через окно в покои Елизаветы и влюблённые могли побыть наедине несколько часов. А потом писал в письме: "Не беспокойся, часовой меня не видел, однако я поломал цветы под твоим окном".
Вообще, этот дворец, пожалуй единственный, который так много раз кардинально менял свое предназначение. Если следовать хронологии, что получается так:
- загородная резиденция аристократа;
- царская резиденция;
- казармы Конногвардейского полка;
- снова царская резиденция;
- склад предметов из Эрмитажа, например, здесь в разные годы находились Часы-Павлин, малахитовая ротонда, статуя Венеры Таврической, а сейчас это - жемчужины коллекции Эрмитажа;
- выставочное пространство: в 1899 годе здесь прошли международная выставка садоводства и празднование столетия со дня рождения А.С. Пушкина;
- место заседаний государственной думы;
- место заседаний временного правительства в 1917 году;
- здание использовал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК);
- в 1930х - Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет имени И. В. Сталина;
- после Великой Отечественной войны - Ленинградская высшая партийная школа;
- В 1990х года был отреставрирован и по сей день в нём располагается Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ.
В здании поступательно продолжаются реставрационные работы, дворцу решено вернуть отделку 19 века, каким его создавали мастера Александра I.
О здании хорошо заботятся, ведь оно - точка контакта для представителей других стран. Здание прекрасно охраняют, попасть на экскурсию можно только по предварительной записи и после предоставления всех своих личных данных, каждого экскурсанта проверяет ФСО.
Творение Ивана Егоровича Старова вызывает "ВАУ!" эффект спустя 3 века и это ли не признак гения?
Наслаждайтесь Петербургом в любую погоду!
Ваш гид по городу, Анастасия Боброва.
Свежие комментарии