Из-за санкций Запада Россия осталась без самолётов. Наши зарубежные "партнёры" фактически украли у страны 76 пассажирских авиалайнеров. Расчёт был простой – подорвать воздушные перевозки, чтобы диктовать свои условия. Удалось ли противнику подрезать России крылья, читайте в материале Царьграда.
БАНИШЕВСКАЯ ЮЛИЯ
Россия потеряла 76 пассажирских самолётов из-за наложенных на авиационную отрасль западных санкций. Об этом 25 ноября заявил глава Минтранса Виталий Савельев. Напомним, после начала СВО наши зарубежные "партнёры" ввели беспрецедентные ограничения и решили забрать воздушные суда, которые на тот момент находились не в собственности отечественных компаний.
Это решение застало русских авиаперевозчиков врасплох. План Запада был такой: России станет не на чем летать, и ей можно будет диктовать свои условия. Но эти расчёты с треском провалились – самолёты в России продолжают летать.

Назло санкциям авиаперевозок стало больше
Насколько это большой удар для отечественной авиаотрасли – потеря 76 самолётов? Заметный, но не фатальный. Как сообщил Царьграду генеральный директор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации и член Общественного совета при Росавиации Виктор Горбачёв, общий авиапарк России – это порядка 1000 самолётов. Таким образом, вместе с санкциями страна лишилась менее 10% своих воздушных судов.
Обидно, конечно, но не страшно. Тем более что вопреки пессимистическим прогнозам по итогам года ожидается существенный прирост авиаперевозок.
Подрезать крылья России не удалось.Нам сам Бог велел летать – с такими расстояниями, как у нас, другого выхода просто нет. Мы же не какая-нибудь маленькая европейская страна, где за границу в гости ездят на велосипедах. Не садиться же на поезд, чтобы неделю ехать во Владивосток? Это несерьёзно!
– говорит Горбачёв.
Сегодня русские авиакомпании ежедневно совершают порядка 1100 внутренних рейсов. Это несколько меньше, чем в прошлом году (на 15%). При этом в целом общий объём авиаперевозок, с учётом международных рейсов, наоборот, растёт. По данным Росавиации, в прошлом году по воздуху было перевезено порядка 95 млн пассажиров, а в этом году итоговая цифра может составить около 103-105 млн человек.
И это с учётом того, что 11 аэропортов южной и центральной части России с началом СВО закрылись и простаивают уже более полутора лет. Из-за этого авиакомпании потеряли существенный объём перевозок – около 10 миллионов пассажиров в год.
Кроме того, аэропорты многих стран для русских перевозчиков закрыты: Европа, США, Австралия, Япония и другие направления. Однако маршрутная сеть постоянно расширяется. Турция и Египет – налажены рейсы из России в Южную Америку и Африку, расширена полётная программа в Китай, Монголию. Мы даже начали регулярно летать в Северную Корею, речь уже идёт о туристических программах (до этого был всего один борт в неделю). Сейчас отечественные авиакомпании разрабатывают прямые рейсы на Филиппины и в Индонезию.
Наш ответ "Боингу"
Помимо расширения географии, работа идёт и над пополнением авиапарка отечественными самолётами. И вот почему это принципиальный вопрос. На сегодняшний день в России около 1000 бортов, из которых порядка 800 – иностранного производства, остальные – отечественные. Импортные самолёты в России – новейшие, с хорошим ресурсом. Из них у авиакомпаний в собственности порядка 80% машин, а остальные 20% в лизинге.

Над лизинговыми самолётами висит дамоклов меч – зарубежные владельцы хотят их отобрать. Мы готовы платить за лизинг, но партнёры сами перекрыли финансовые ходы и не готовы принимать наши платежи. Ситуация подвисла. И хотя эти машины включены в отечественный реестр, на Западе всё равно грозятся их арестовать. Выпускать спорные борта за границу попросту опасно, потому что их могут отобрать не только в дальнем, но и в ближнем зарубежье – Узбекистане, Казахстане, Киргизии…
Поэтому за рубеж мы летаем только на собственных, уже выкупленных лайнерах. А параллельно увеличиваем долю отечественных машин в авиапарке. В марте прошлого года сообщалось, что "Ростех" рассматривает возможность возобновления серийного производства самолётов Ту-214 и Ил-96. А 1 ноября нынешнего года широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-400М успешно совершил свой первый полёт.
Эта машина дополнит линейку гражданских самолётов наряду со среднемагистральными МС-21, SJ-100 и Ту-214. Массовый серийный выпуск отечественных лайнеров начнётся в течение нескольких лет. В год планируется производство 72 самолётов МС-21 и не менее 20 Superjet 100 New (полностью отечественный самолёт).
Новый Ил-96 – наш ответ "Боингу 777". Отечественный конкурент показывает прекрасные характеристики: он вмещает 350-400 пассажиров и с полной загрузкой способен преодолеть 8,5 тысячи километров, а в облегчённом варианте – и все 10 тысяч. Правда, есть одно "но". Ил-96 летает на четырёх двигателях, в то время как "Боинг" – всего на двух, поэтому более экономичен в эксплуатации. Когда наши придумают Ил-96 на двух двигателях, "Боинги" можно будет списывать в утиль.
Кстати, именно на базе Ил-96-400М в России создан самолёт "судного дня". Эти машины используются для эвакуации высшего руководства страны и управления войсками в случае ядерной войны, уничтожения наземной и спутниковой инфраструктуры.

В перспективе – разработка отечественного сверхзвукового пассажирского самолёта, аналога Ту-144. Напомним, первый полёт он совершил в 1969 году, а в 1978-м пассажирские рейсы на этом лайнере отменили из-за коммерческой убыточности. Однако в наши дни пришло понимание, что России с её гигантской территорией просто не обойтись без сверхзвуковой гражданской авиации. Необходимые наработки для создания такого воздушного судна есть.
К слову, из-за дороговизны топлива авиаэксперты пока скептически относятся к идее развивать сверхзвуковую гражданскую авиацию. Когда литр керосина стоил как стакан газированной воды, на Ту-144 можно было летать. А сейчас, когда топливо на вес золота, кто готов оплачивать сверхзвук? В конце концов, французы тоже отказались летать на своих "Конкордах".
Проблема не в том, что нам не на чем летать. Самолёты есть, их лётную годность мы поддерживаем. Но из-за санкций и прочих причин страшно выросло в цене авиационное топливо, а с ним растёт и стоимость авиабилетов,
– констатирует Виктор Горбачёв. Если раньше с Камчатки и Сахалина люди на выходные прилетали в Москву посмотреть футбольный матч, то теперь кто-то вряд ли может себе позволить совершить такое путешествие.
Импортные – выкупать, но строить свои
Россия – вероятно, одно из немногих, если не единственное государство в мире, способное выдержать подобное экономическое и политическое давление извне. Причиной тому – многолетний накопленный опыт и сохраняющиеся широчайшие технические компетенции нашей страны,
– заявил в беседе с Царьградом пилот гражданской авиации и член Общественной палаты России Константин Ярошенко. По его словам, по гражданской авиации был нанесён серьёзный удар. Трудности, сопряжённые с ограничениями или даже полной невозможностью использования иностранных воздушных судов, отразились на работе практически всех отечественных авиакомпаний. Но это не стало смертельным ударом.
Проблемы решаются, хоть и не так быстро, как нам всем хотелось бы. При поддержке государства выкупаются и переводятся в юрисдикцию России "Боинги" и "Эйрбасы". В марте правительство выделило порядка 300 млрд рублей на выкуп самолётов у иностранных лизингодателей.
На текущем этапе надо признать, что без этих самолётов не обойтись. Но, что ещё более важно, мы пришли к твёрдому пониманию: необходимо работать над усилением собственной гражданской авиапромышленности,
– подчеркнул Ярошенко.
Разумеется, полное импортозамещение в такой технически сложной отрасли не может произойти за один год. Но важно, что уже сегодня авиакомпании начинают получать отечественные воздушные суда, а имеющиеся у государства возможности позволяют осуществлять техническое обслуживание иностранных самолётов.
Хороший пример – авиакомпания Red Wings, где я работаю, флот которой уже несколько лет назад – задолго до введения санкций – был переориентирован на использование отечественных самолётов,
– говорит Ярошенко.

Сегодня основа воздушного флота – это "Суперджет". И пусть пока это не полностью наш самолёт, но благодаря эффективной работе предприятий в составе Объединённой авиастроительной корпорации он день ото дня становится всё более локализованным. Авиакомпания получает необходимые запчасти и расходные материалы отечественного производства. Со слов эксперта, в ближайшее время авиапарк пополнят обновлённые, полностью отечественные и незаслуженно забытые в прошлом лайнеры серии Ту-214. За ними последуют уже совершенно новые самолёты Superjet New и перспективный МС-21.
Аналогичные процессы происходят в области грузовых авиаперевозок. Так, авиакомпания Sky Gates, в прошлом использовавшая Boeing-747 и вынужденная на фоне невозможности выполнения международных полётов остановить свою деятельность в 2022 году, уже в этом году снова встанет на крыло. На этот раз – на базе отечественной техники: Ил-76 и грузовой модификации лайнера Ил-96.
Это займёт некоторое время, но наша промышленность способна компенсировать понесённые потери. Я верю, что наши самолёты займут достойное место на рынке пассажирских и грузовых авиаперевозок,
– подытожил Ярошенко.

Что с того?
Не секрет, что вся политика Запада направлена на то, чтобы ослабить Россию – единственную страну в мире, которая способна развиваться в условиях беспрецедентного давления. Для всех очевидно, что санкции в первую очередь ударили по их инициаторам. Мировая экономика серьёзно пострадала: Европа мёрзнет, в США бешеная инфляция.
Тем временем русские самолёты как летали, так и продолжат это делать. Ещё одно доказательство того, что Россия справилась со всеми вызовами, которые ей бросил коллективный Запад.
Свежие комментарии