Пока вся страна была взбудоражена пандемией, а затем сразу политическими конфликтами, «Роскосмос» как-то незаметно для широкой общественности перевел ракеты на космодроме «Восточный» на новое топливо.
И связано это не то чтобы с большей экологичностью или экономией, как многие могут подумать. Дело в том, что в стране снижено производство компонента топлива Т-1 (в народе – керосин). Его заменили на РГ-1 – нафтил.
Эксклюзив от «Роснефти»
Некоторые считают нафтил более экологичной альтернативой керосину, на котором до сих пор летала вся авионика и космонавтика. Да, нафтил, например, отличается тем, что не оседает на внутренней части двигателя, таким образом, не образуя нагар (двигатель не перегревается, и не теряет мощность).
Однако нафтил и керосин относятся к топливу IV класса опасности, характеризующимся ГОСТом как малоопасный класс. Сюда же относятся бензин всех марок, автомобильное дизельное топливо, а также топливо для реактивных двигателей. Таким образом, в плане экологической обстановки, ситуация на космодроме Восточный не изменилась никак.
Нафтил не является какой-то уникальной инновацией. Это очень распространенный вид топлива для ракет-носителей во всем мире. Его применяют, в том числе, и на космодромах США. Другое дело, что производит нафтил одно единственное предприятие в мире – «Ангарская нефтехимическая компания» («дочка» «Роснефти»). В свою очередь ПАО «НК «Роснефть» – эксклюзивный поставщик нафтила, обеспечивающий топливом космические программы «Роскосмоса».
В связи участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена, мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос . А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Бытовое топливо
Нафтил, как и керосин, это углеводород, только более плотный и вязкий. Это обеспечивает его высокую энергоэффективность, которая больше подходит для применения в сфере крупной промышленности (керосин же более удобен в быту, в нагреве и освещении помещений). Горюче-смазочная функция нафтила более стабильна и длительна.
Единственным его недостатком является то, что он может быть высоко пламягасящим и токсичным. Эти свойства требуют тщательного соблюдения специальных мер предосторожности при его использовании и хранении.
В то же время нафтил, в отличие от керосина, имеет более простой состав, не содержащий свинца, вредного для окружающей среды и здоровья человека. Тем не менее, любой углеводород при неправильном использовании или утечке, способен вызвать загрязнение воды и почвы. Только керосин при сгорании загрязняет еще и воздух. В природе он вообще медленно разлагается и имеет свойство накапливаться в тех же самых почвах и водных бассейнах.
Нафталиновый космодром
Керосин и нафтил добывают и производят из разного сырья (первый из нефти, второй из сырой нефти). Отличаются и процессы их получения. При производстве нафтила (широко употребляется другое название – нафталин) нефть сначала дистиллируется, остатки кристаллизуются, очищаются, сублимируются. Остается кристаллический порошок белого цвета, имеющий характерный запах.
Производя керосин, нефть дистиллируют фракционно и в последствии очищают. Отсюда более низкая температура вспышки у этого топлива. Керосин применяют там, где нужно высокоочищенное топливо, в первую очередь, в отопительных системах и авиации. Перевод космодрома «Восточный» на нафтил начался в 2021 году. Был проведен целый ряд специальных мероприятий.
Сначала из хранилищ слили весь керосин и отправили его предприятиям-поставщикам. Затем продули емкости хранения воздухом и азотом. Когда соотношение кислорода и воздуха внутри них достигло оптимальных значений. Емкости зачистили внутри. После к заправочной системе присоединили необходимое технологическое оборудование. Автономные испытания прошли настолько успешно, что считаются фактическим переводом стартового комплекса на нафтил.
Свежие комментарии