На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Добрый Мир

6 056 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей
    А чего стоит твое мнение? Мнение злобного крысеныша, воняющего в интернете и пытающего  опорочить величайшие достижен...Гений ли Сталин и...
  • Лев Добрый
    В плен не брать, расстрелять!!! Когда убивали наших бойцов, о чём они думали??? 😱👈👍😜Несколько взводов...

Докатились: поддержка США в арабском мире упала до рекордно низкого уровня. И место Вашингтона уже есть кому занять

Америка растеряла весь свой авторитет среди арабов во всем мире, пишет FA. К такому выводу пришли исследователи из центра исследования общественного мнения "Арабский барометр".

И эта потеря не прошла бесследно: Китай готов вытеснить США с Ближнего Востока.

День 7 октября 2023 года стал переломным моментом не только для Израиля, но и для арабского мира. Ужасающая атака ХАМАС произошла как раз в тот момент, когда в регионе, казалось, зарождался новый порядок. Тремя годами ранее четыре члена Лиги арабских государств — Бахрейн, Марокко, Судан и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) — начали процесс нормализации своих дипломатических отношений с Израилем. Когда лето 2023 года подходило к концу, самая важная арабская страна, которая до сих пор не признала Израиль, Саудовская Аравия, похоже, тоже была готова это сделать.

Нападение ХАМАС и последующая разрушительная военная операция Израиля в Газе закрыли этот путь к нормализации ситуации. Саудовская Аравия заявила, что не приступит к соглашению о нормализации отношений с Тель-Авивом до тех пор, пока Израиль не предпримет четкие шаги к созданию палестинского государства. Иордания отозвала своего посла в Израиле в ноябре 2023 года, а визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Марокко, запланированный на конец 2023 года, так и не состоялся.

Арабские лидеры с осторожностью наблюдают за тем, как их граждане все громче протестуют против войны в Газе. Во многих арабских странах тысячи людей вышли митинговать против военных действий Израиля и вызванного ими гуманитарного кризиса. Протестующие в Иордании и Марокко также призвали разорвать соответствующие мирные договоры с Израилем, выразив разочарование тем, что их правительства не прислушиваются к мнению народа.

При этом 7 октября стало переломным моментом и для Соединенных Штатов. Из-за войны в секторе Газа арабское общественное мнение резко настроилось против Америки — самого верного союзника Израиля. Такое развитие событий может подорвать усилия США не только по разрешению кризиса в секторе Газа, но и по сдерживанию Ирана и противодействию растущему влиянию Китая на Ближнем Востоке. С 2006 года "Арабский барометр" (Arab Barometer), независимая исследовательская организация, которой мы руководим, два раза в год проводит общенациональные репрезентативные опросы общественного мнения в 16 арабских странах, фиксируя взгляды простых граждан в регионе, где такие опросы вообще проводятся редко. После вторжения Соединенных Штатов в Ирак в 2003 году разные исследования постоянно показывали, что лишь немногие простые арабские граждане положительно относятся к Соединенным Штатам. К 2022 году их отношение несколько улучшилось: по крайней мере треть респондентов почти во всех странах, опрошенных "Арабским барометром", подтвердили, что придерживаются "очень благоприятного" или "довольно благоприятного" мнения об Америке.

Однако те опросы, которые мы провели в пяти странах в конце 2023 и начале 2024 года, показывают, что авторитет США среди арабских граждан резко упал. Опрос, проведенный в Тунисе частично до и частично после 7 октября, убедительно свидетельствует о том, что этот негативный сдвиг произошел в ответ на события в секторе Газа. Возможно, еще более удивительно то, что эти опросы также показали, что потеря репутации Соединенными Штатами в регионе обернулась выгодой для Китая.

Согласно нашим недавним исследованиям, мнение арабских граждан о Китае значительно улучшилось, обратив вспять тенденцию ослабления поддержки Китая в арабском мире, наблюдавшуюся последние полвека. Однако на вопрос, предпринял ли Китай серьезные усилия для защиты прав палестинцев, немногие респонденты ответили положительно. Этот результат позволяет предположить, что взгляды арабов отражают прежде всего глубокое недовольство Соединенными Штатами, нежели поддержку политики Китая в отношении сектора Газа.

В ближайшие месяцы и годы американские лидеры будут пытаться положить конец конфликту в секторе Газа и начать переговоры о постоянном урегулировании израильско-палестинского конфликта. Соединенные Штаты также надеются защитить международную экономику, оберегая Красное море от нападений проиранских сил, и укрепить региональный альянс, который сдержит иранскую агрессию и ограничит присутствие Китая в регионе. Однако для достижения любой из этих целей Вашингтону необходимо партнерство арабских государств, чего будет гораздо труднее добиться, если арабское население останется столь скептически настроенным по отношению к целям США на Ближнем Востоке.

Американские эксперты и политики часто намекают: то, что они иногда пренебрежительно называют "арабской улицей", должно мало беспокоить внешнюю политику Соединенных Штатов. Поскольку большинство арабских лидеров, как утверждается в американском истеблишменте, являются авторитарными, их мало заботит общественное мнение, и поэтому политикам в США следует отдавать приоритет заключению соглашений с влиятельными местными руководителями, а не завоеванию сердец и умов арабских граждан.

Однако в целом представление о том, что арабские лидеры не сверяются с местным общественным мнением, является мифом. Восстания "арабской весны" свергли правительства в четырех странах, а массовые протесты в 2019 году привели к смене руководства в четырех других арабских странах. Авторитарные режимы также вынуждены учитывать мнение людей, которыми они управляют. Лишь немногие арабские лидеры сегодня хотят, чтобы их видели открыто сотрудничающими с Вашингтоном, учитывая резкий рост антиамериканских настроений среди населения, которым они руководят. Гнев арабских граждан в отношении внешней политики США может иметь самые серьезные негативные последствия для самого Вашингтона. Наше предыдущее исследование, основанное на данных опросов общественного мнения в Алжире и Иордании, показало, что злоба на политику США в регионе может вызвать у граждан возрастающую симпатию к террористическим актам, направленным против Америки.

При этом некоторые выводы "Арабского барометра" также показывают, что растущий скептицизм арабов по поводу роли США на Ближнем Востоке не является необратимым. Различия во мнениях общественности в странах, к которым Соединенные Штаты относятся по-разному, указывают на то, что Вашингтон может изменить отношение к себе в арабском мире, поменяв свою политику. Кроме того, результаты опроса показывают определенные изменения в американских подходах, которые, вероятно, улучшат восприятие арабами Соединенных Штатов. Это и более активное содействие прекращению огня в секторе Газа, и увеличение гуманитарной помощи США этой территории и остальной части региона, а также в долгосрочной перспективе — работа над решением о создании здесь двух государств. В конечном счете, чтобы завоевать доверие арабских граждан на Ближнем Востоке, Соединенные Штаты должны проявить такую же заботу о страданиях палестинцев, как и о страданиях израильтян.

О последнем нашем опросе

В каждом опросе "Арабского барометра" опрашивается более 1200 респондентов лично по месту жительства каждого. В ходе этих исследований респондентам задаются вопросы об их взглядах на широкий спектр тем, включая экономические и религиозные, взгляды на деятельность их правительств, политическое участие в жизни общества, права женщин, окружающую среду и международные дела. Начиная с 7 октября, "Арабский барометр" провел исследования в пяти арабских государствах: Иордании, Кувейте, Ливане, Мавритании и Марокко.

Поскольку предыдущий раунд опросов "Арабского барометра" в этих странах проводился в период с 2021 по 2022 год, изменениям в общественном мнении между тем и нынешним периодом могли способствовать и другие факторы, помимо войны в секторе Газа. Однако еще один дополнительный опрос предоставил бесценный ориентир, позволивший нам сделать вывод, что определенные ключевые сдвиги во мнениях, вероятно, произошли гораздо позже. С 13 сентября по 4 ноября 2023 года мы провели плановый опрос в Тунисе, включавший 2406 интервью. Примерно половина из них были проведены до 7 октября, а еще половина — после. Чтобы понять, как взгляды тунисцев изменились после 7 октября, мы рассчитали средний уровень ответов в течение трех недель до нападения ХАМАС, а затем проследили ежедневные изменения в последующие недели, обнаружив быстрое и резкое падение процента респондентов, которые придерживались положительного мнения о Соединенных Штатах. Результаты в большинстве других стран, которые мы исследовали в 2021—2022 годах и после 7 октября, были аналогичными: везде, кроме одного государства, мнение о Соединенных Штатах также заметно ухудшилось.

Несмотря на ужасы атак ХАМАС, лишь немногие респонденты "Арабского барометра" согласились с тем, что их следует назвать "террористическим актом". Напротив, подавляющее большинство сказали о том, что именно кампанию Израиля в Газе следует классифицировать как терроризм. По большей части арабские граждане, опрошенные после 7 октября, оценили ситуацию в Газе как тяжелейшую. Когда их спросили, какое из семи слов, включая слова "война", "военные действия", "резня" и "геноцид", лучше всего описывает происходящие события в секторе Газа, наиболее распространенным термином, выбранным респондентами во всех странах, кроме одной, был "геноцид". Только в Марокко значительное количество респондентов — 24% — назвали эти события "войной", и примерно такой же процент марокканцев назвал их "резней". В других странах лишь менее 15% респондентов выбрали слово "война" для характеристики происходящего в секторе Газа.

Более того, исследования "Арабского барометра" показали, что арабские граждане не верят, что западные страны выступают в защиту жителей Газы. В рамках исследования был задан вопрос: "Какая из следующих международных сил, по вашему мнению, привержена защите прав палестинцев?" Респондентам можно было выбрать все подходящие варианты из списка десяти стран, Европейского Союза и Организации Объединенных Наций. Лишь менее 17% участников опросов согласились с тем, что Организация Объединенных Наций защищает права палестинцев. С Европейским Союзом дела обстоят еще хуже, но самые низкие оценки получили Соединенные Штаты: 8% респондентов в Кувейте, 6% в Марокко и Ливане, 5% в Мавритании и 2% в Иордании согласились, что Америка встает на защиту палестинцев. А вот ответы на вопрос о защите Израиля со стороны Вашингтона разительно отличались от результатов других западных и глобальных игроков. На вопрос, защищают ли Соединенные Штаты права Израиля, более 60% респондентов во всех пяти странах согласились, что они это делают. Этот показатель намного превышает процент респондентов, которые согласились с тем, что Европейский Союз или Организация Объединенных Наций защищают Израиль.

Такое восприятие в арабском мире военной кампании Израиля в секторе Газа и подхода США к ней, похоже, имело серьезные последствия для общей репутации Соединенных Штатов в регионе. В девяти из десяти стран, в которых "Арабский барометр" задавал вопрос об отношении к Америке в 2021 году, по крайней мере треть всех респондентов заявили, что они положительно относятся к этой стране. Однако в четырех из пяти стран, опрошенных в период с декабря 2023 года по март 2024 года, благосклонно к Соединенным Штатам относилось уже менее трети участников. В Иордании процент респондентов, положительно относящихся к Соединенным Штатам, резко снизился: с 51% в 2022 году до 28% в опросе, проведенном зимой в 2023—2024 годах. В Мавритании процент респондентов, положительно относящихся к Соединенным Штатам, упал с 50% в опросе, проведенном зимой 2021—2022 годов, до 31% в опросе, проведенном зимой 2023—2024 годов, а в Ливане он упал с 42% зимой 2021— 2022 годов до 27% в начале 2024 года. Аналогичным образом, процент респондентов, согласных с тем, что внешняя политика Джо Байдена была "хорошей" или "очень хорошей", снизилась на 12% в Ливане и на 9% в Иордании за тот же период.

Время проведения нашего опроса в Тунисе убедительно свидетельствует о том, что военная кампания Израиля в секторе Газа привела к этому спаду в отношении США. За три недели до 7 октября 40% тунисцев заявили, что положительно относятся к Соединенным Штатам. К 27 октября, менее чем через три недели после начала израильской военной операции в секторе Газа, только 10% опрошенных граждан это страны сказали то же самое.

Хотя мнение арабов о Соединенных Штатах и Байдене после 7 октября ухудшилось, не все взгляды на различные аспекты взаимодействия США с Ближним Востоком упали одинаково. Наши респонденты с почти с тем же результатом согласились с тем, что иностранная помощь США их стране укрепляет образовательные инициативы или гражданское общество, как и до 7 октября. Фактически, респонденты в Иордании, Мавритании и Марокко в нашем опросе зимой 2023—2024 годов были немного более склонны согласиться с тем, что иностранная помощь США укрепляет гражданское общество, чем в 2021 и 2022 годах. Эти результаты показывают, что именно несогласие с политикой США в отношении Израиля и войны в секторе Газа, а не другие элементы внешней политики являются движущей силой для снижения региональной репутации Америки.

Выгоды на контрасте

А вот Китай стал основным бенефициаром ухудшения репутации Соединенных Штатов среди арабской общественности, несмотря даже на ограниченную материальную и риторическую поддержку Газы. В своих исследованиях 2021—2022 годов "Арабский барометр" продемонстрировал, что поддержка арабами Китая снижается. Но в последние месяцы эта тенденция круто изменилась. Во всех странах, опрошенных "Арабским барометром" после 7 октября, по меньшей мере половина респондентов заявили, что положительно относятся к Китаю. Как в Иордании, так и в Марокко — ключевых союзниках США — Китай получил выигрыш в повышении рейтинга благосклонности как минимум в 15%.

На вопрос, чья политика — США или Китая — лучше для безопасности их региона, респонденты в трех из пяти стран, опрошенных нами после 7 октября, ответили, что предпочитают подходы Китая. А ведь фактическое присутствие Китая в регионе, по сути, было минимальным, и его участие было сосредоточено в основном на экономических сделках в рамках инициативы "Один пояс — один путь". Арабское общество на Ближнем Востоке, похоже, понимает, что Китай сыграл ограниченную роль в событиях в Газе: только 14% ливанцев, 13% процентов марокканцев, 9% кувейтцев, 7% иорданцев и всего 3% мавританцев согласились, что Китай привержен защите прав палестинцев.

Вполне вероятно, что все более благоприятные взгляды респондентов в регионе на Китай отражают недовольство проводимой здесь политикой США и Запада. Когда нашим респондентам задавали более конкретные вопросы о политике, они давали более неоднозначные ответы. На вопрос, считают ли они, что китайская политика лучше подходит для "защиты свобод и прав" палестинцев, или американская политика лучше, или китайская и американская политика одинаково хороши или одинаково плохи, большинство кувейтцев, мавританцев и марокканцев ответили, что политика США лучше китайской. При этом респонденты в двух странах, граничащих с Израилем, настроены совершенно по-другому: в опросах "Арабского барометра" в Иордании и Ливане после 7 октября значительно больше респондентов согласились с тем, что политика Китая защищает права и свободы лучше, чем политика Соединенных Штатов.

Репутация Китая в области защиты прав и свобод внутри страны и за рубежом оставляет желать лучшего, но население Ливана и Иордании теперь считает, что репутация США еще хуже. Этот вывод отражает более широкую тенденцию в данных "Арабского барометра", а именно: география имеет значение. Люди, которые живут ближе всего к зоне конфликта в секторе Газа и чьи страны исторически принимали большое количество палестинских беженцев, выразили наименьшее доверие к политике США на Ближнем Востоке.

Кто в меньшинстве?

Наши исследования показывают, что спад арабской поддержки Соединенных Штатов не является неизбежным и что арабское общество чутко реагирует на различия в подходах США по ключевым для региона вопросам. Этот признак наиболее ярко проявляется в результатах Марокко — единственной страны в регионе, которая опровергала тенденцию растущего скептицизма в отношении политики США. В 2022 году 69% марокканцев положительно относились к Соединенным Штатам, что на сегодняшний день является самым большим показателем в арабском мире. Эта и без того сильная поддержка фактически возросла: опрос "Арабского барометра" зимой 2023—2024 годов показал, что уже 74% марокканцев теперь относятся к Соединенным Штатам положительно. Марокко также является единственной страной, население которой явно предпочитает политику безопасности США на Ближнем Востоке политике Китая (на 13%).

Роль, которую Соединенные Штаты сыграли в поддержке Марокко в территориальном споре, почти наверняка стали причиной особого мнения марокканцев. На протяжении десятилетий марокканское правительство управляло большей частью Западной Сахары, где движение, поддерживаемое Алжиром, стремится создать независимое государство. До 2020 года ни одно государство — член ООН не признавало суверенитет Марокко над этой территорией. Но в том же году Соединенные Штаты признали претензии Марокко на Западную Сахару в обмен на официальное оформление дипломатических отношений Марокко с Израилем. Во второй половине 2023 года администрация Байдена решительно подтвердила эту позицию. Наш опрос мнений в Марокко совпал с широко разрекламированным визитом Джошуа Харриса (Joshua Harris), высокопоставленного американского дипломата в Алжире и Рабате, имевшего целью подчеркнуть этот подход.

Похоже, что политика США в отношении Западной Сахары в значительной степени спасла Соединенные Штаты от снижения поддержки в Марокко, от чего Вашингтон пострадал в других арабских странах. Другие западные страны, которые не последовали примеру США в признании суверенитета Марокко над Западной Сахарой, растеряли поддержку марокканского общества. Например, в период с 2022 года по зиму 2023—2024 годов процент марокканцев, заявлявших, что они положительно относятся к Великобритании, упал с 68% до 30%. Это самое большое снижение по сравнению с другими странами, которые мы исследовали. Мнения марокканцев о Франции также ухудшились, упав на десять пунктов.

В каждой опрошенной нами стране респонденты указали, что, по их мнению, именно государства Ближнего Востока и Северной Африки, а не глобальные игроки, больше всего привержены защите прав палестинцев. Однако это мнение не перерастает в желание, чтобы Соединенные Штаты заняли нейтралитет или покинули Ближний Восток. Несмотря на свое недовольство политикой США в отношении Газы, арабская общественность ясно дала понять, что хочет, чтобы Соединенные Штаты участвовали в разрешении израильско-палестинского кризиса.

В одном из исследований "Арабского барометра" респондентам был задан вопрос, какая тема должна возглавлять повестку дня администрации Байдена на Ближнем Востоке и в Северной Африке, и было предложено семь вариантов ответа: экономическое развитие, образование, права человека, инфраструктура, стабильность, борьба с терроризмом и палестинская проблема. В трех из четырех стран, где исследование проводилось после 7 октября, большинство респондентов согласились с тем, что Байден должен поставить палестинский вопрос во главу угла даже при наличии в этих странах и других ключевых проблем. Фактически доля арабских граждан, которые ответили, что главным приоритетом администрации Байдена в регионе должна быть Палестина, резко выросла за последние два года — на 21 пункт в Иордании, на 18 пунктов в Мавритании и Марокко и на 17 пунктов в Ливане. Наши данные по Тунису показывают, что этот рост произошел почти сразу после начала военной кампании Израиля в секторе Газа.

Война в Газе снизила поддержку арабами нормализации отношений с Израилем с и без того низкого уровня. Однако это не означает, что арабский мир восстает против мирного урегулирования между израильтянами и палестинцами. Наше исследование в Тунисе изначально предполагало, что начало войны в секторе Газа может привести к снижению поддержки решения о создании двух государств. Фактически в опросах, проведенных в период с декабря 2023 года по март 2024 года в Иордании, Мавритании и Марокко, больший процент респондентов заявили о своей поддержке решения по формуле двух государств, а не создания конфедерации или вообще заморозки этой проблемы.

Пора что-то делать

До событий 7 октября казалось, что на Ближнем Востоке зарождается новый региональный порядок. В условиях, когда некоторые арабские правительства стремились нормализовать отношения с Израилем (первые подобные соглашения за почти 30 лет), казалось, что основной раскол в регионе может проходить не между Израилем и арабскими государствами, а скорее между Тегераном и странами, которые стремятся сдержать агрессию Исламской Республики за рубежом. Новая антииранская коалиция в составе Израиля и ключевых арабских государств была бы чрезвычайно выгодна для ограничения влияния Ирана в регионе.

Соединенные Штаты все еще могут стать "родовспомогателем" такой коалиции: помощь, которую Иордания оказала Израилю в отражении иранской беспилотной и ракетной атаки 13 апреля, а также решения Саудовской Аравии и ОАЭ предоставить Соединенным Штатам разведданные перед этой атакой предполагают, что ключевые арабские лидеры по-прежнему верят, что региональная перестройка отвечает их интересам. Опросы, которые мы провели после 7 октября, показали, что одобрение Ирана среди арабской общественности остается низким. Примерно 36% ливанцев, 25% иорданцев и всего 15% кувейтцев выразили положительное мнение об Иране.

Но попытки полной реорганизации в регионе будут затруднены до тех пор, пока будет продолжаться снижение региональной поддержки Соединенных Штатов. "Холодные" мирные соглашения, подобные тем, которые были заключены между Израилем, Египтом и Иорданией, всегда находятся под угрозой разрыва. Соединенные Штаты незаменимы в качестве посредника в сделках по нормализации отношений. Египетско-израильское и израильско-иорданское мирные соглашения в значительной степени поддерживались благодаря огромной помощи, которую Соединенные Штаты оказали обеим арабским странам. Соглашения о нормализации последних пятидесяти лет зависели от обещаний Соединенных Штатов решить проблемы арабских стран, включая признание суверенитета Марокко над Западной Сахарой, исключение Судана из списка государств — спонсоров терроризма и продажу истребителей F-35 ОАЭ.

В контексте событий после 7 октября потеря поддержки простых арабов означает не только риск утраты доверия арабскими лидерами, но и угрозу внутренней стабильности ключевых арабских союзников Соединенных Штатов. Гнев по поводу страданий палестинцев уже вылился на улицы. В Иордании протесты сорвали проект "Процветание" — соглашение между Иорданией и Израилем по воде и энергетике, поддерживаемое ОАЭ и США. После сотрудничества с Израилем и Соединенными Штатами в противодействии удару Ирана арабские режимы хранят молчание о своей роли в этом из-за страха еще больше разжечь гнев своих граждан. В целях противодействия иранскому влиянию Соединенным Штатам необходимо попытаться ослабить общее давление, которое испытывают арабские правительства в плане противодействия сотрудничества с Израилем.

Регион сейчас находится в "поворотной точке", и Соединенные Штаты теоретически имеют хорошие возможности для применения необходимых рычагов давления, чтобы обеспечить прекращение огня в секторе Газа и содействовать израильтянам и палестинцам в движении к миру. Однако, чтобы восстановить свой региональный авторитет, Соединенные Штаты должны четко определить конкретные прагматичные шаги к решению проблемы создания двух государств, определив, как будет выглядеть эффективное послевоенное управление в секторе Газа и что должны сделать израильтяне и палестинцы, чтобы обеспечить прогресс на пути к миру. Давно пора привлечь к ответственности как израильских, так и палестинских лидеров. Соединенные Штаты должны не только спонсировать мирные переговоры, но и настаивать на прекращении расширения израильских поселений на Западном Берегу.

Слишком долго арабы считали, что Соединенные Штаты работают над защитой своих собственных интересов и интересов союзных арабских лидеров, а не интересов простых граждан — даже несмотря на то, что арабское общество стремится к большей поддержке усилий по демократизации и борьбе с коррупцией. Кроме того, очередное ирано-израильское противостояние может оказаться не столь демонстрационным, как то, что произошло в апреле 2024 года. Оно может оказаться очень разрушительным. Соединенные Штаты должны работать над тем, чтобы завоевать доверие арабской общественности и сдерживать Иран не только тайно, но и с помощью публичной, смелой и эффективной политики.

Нынешняя ситуация создает для Соединенных Штатов как опасности, так и возможности. В большинстве арабских стран нет прямого эквивалента марокканской проблеме Западной Сахары. Но случай Марокко ясно показывает: когда арабские граждане видят, как Соединенные Штаты отстаивают их интересы, они оценивают Америку более благосклонно. Опасность недооценки пониженного арабского доверия к Соединенным Штатам выходит за пределы сектора Газа. Без существенных изменений в политике США и их поддержке Израиля, направленных на сдерживание растущего арабского антиамериканизма в долгосрочной перспективе, другие игроки, в том числе и Китай, будут продолжать попытки вытеснить Америку с лидирующей позиции на Ближнем Востоке.

Автор статьи: Майкл Роббинс, Аманей Джамал, Марк Тесслер (Michael Robbins, Amaney Jamal, Mark Tessler)

Оригинал статьи

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх