Сегодня 706 прочитали
Помните, когда подорвали «Северные потоки» сколько кричал Запад о том, что это именно Россия сама подорвала свои же трубопроводы? Полагаю, все помнят.
А между тем диверсии на потоках обошлись нашей стране в более чем триллион потерянных рублей из-за приостановки импорта газа в страны Евросоюза.
Это стало серьезным ударом по нашему государственному бюджету, но Россия все же сумела справиться. Как нам это удалось? Рассказываю в своей статье.
Тот год стал тяжелым в отношении продажи газа. Бюджет нашей страны из-за подрывов «Северных потоков» потерял более триллиона рублей, преимущественно в виде экспортной пошлины. Нефтегазовые доходы обещали быть рекордно высокими, но диверсии на трубопроводах спутали нам все карты. Доходы от нефти, кстати, тоже упали, потому что из-за установленных Европой ценовых потолков пришлось срочно переориентироваться куда сбывать свой энергоресурс, а перемены логистики также всегда чреваты потерями.
Однако, выровняться все же удалось. Многие говорили о снижении зависимости России от нефтегазового импорта, однако многие эксперты предостерегают таких оптимистов от преждевременных выводов. Да, несырьевые отрасли у нас действительно за последний год сделали просто колоссальный скачок, но ни о какой независимости от энергоносителей пока на полном серьезе говорить не приходится. Мы по-прежнему зависим от углеводородов, как и все прочие в мире страны. Радует, что экономика с просто добычи нефти и газа «переобувается» в более высокотехнические производства – это действительно тот вклад в будущее, который значительно снизит нашу привязку к богатствам земных недр, и позволит претендовать на новое место в меняющемся мире. Но процесс этот долгий и довольно трудный, он явно займет ни одно десятилетие.
Пока данные первых месяцев текущего года весьма позитивные, и снижение зависимости от энергоресурсов видно невооруженным глазом. Но не настолько, чтобы это снижение стало тенденцией, выводящей нашу страну на кардинально новый уровень. Спешить тут не стоит. Пока мы отказались продавать нефть по ценовым потолкам, установленным для нас Европой, и сбываем черное золото не менее чем девяносто доллров за баррель на азиатские рынки. Европа же в рамках роста цен на энергоносители, начиная с 2022 года продолжает терять триллионы евро. Процесс этот давно уже стал тенденцией, и прогнозы экспертов для Строго Света, продолжающего щедро отсыпать России санкции, пока не самый положительный. От резкого сокращения покупки трубопроводного российского газа Евросоюз потерял куда больше, чем российская экономика, наскоро переориентировавшаяся на другие рынки.
Попытки Европы перейти на добычу энергии из ветра и света, кстати, также ничего не дали, и составили всего четыре процента из требуемого объема. Россия же, найдя альтернативных покупателей для своих энергоресурсов, в долгосрочной перспективе, по крайней мере, ничего не потеряла. А учитывая, как стремительно растут цены на нефть, газ и уголь, так мы, пожалуй, даже и выиграли.
Напомню, что еще в 2022 году Германия усилила свою зависимость от нас, согласившись на «Северный поток-2». Тогда никто и подумать не мог, какой бедой обернется этот шаг для Берлина, и Германия долго расплачивалась за свою прошлую беспечность, когда потоки подорвали диверсанты. Также в том же году было серьезной проблемой расплачиваться за газ в рублях, как настаивала на том Россия. Европа давила на то, что Германия, принимая данные условия, не только нарушает санкционный режим в отношении Российской Федерации, но также не может отследить потоки денежных средств при переводах в оплате за газ. Попытки настаивать, чтобы оплата совершалась непременно в евро тогда так и осталось бесконечным топтанием на месте и пустой риторикой – слишком велика была зависимость от российского газа, и компания-покупатель мытьем и катанием принимала наши условия. Тогда многие европейские компании согласились на оплату за газ в рублях, немецкая тут не стала исключением. В честности, так поступали венгерские покупатели, попросту игнорирующие критику коллег-еврочиновников. Ругаться с Россией им тогда хотелось куда меньше, чем следовать пакетам каких-то санкций. Тогда еще было понимание, что наложенные на Россию санкции вредят самой же Европе.
Свежие комментарии